Новости
Развитие сюжета:

10:15 19.11.2018 Власти Прикамья объявили конкурс на проектирование ТПУ на вокзале Пермь II

11:05 21.11.2018 Жители деревень, по которым пройдет Северный ж/д обход, встретятся с главой Минтранса Пермского края

16:03 22.11.2018 Пермяки просят промышленников софинансировать строительство Северного железнодорожного обхода

10:15 23.11.2018 Железнодорожные пути вдоль набережной Камы могут быть использованы для запуска трамвая

17:44 30.11.2018 Между станциями Пермь I и Пермь II будут ездить только два автобуса

11:27 03.12.2018 Жители Прикамья запишут видеообращение к президенту из-за строительства Северного железнодорожного обхода

18:12 04.12.2018 В Прикамье пройдут публичные слушания проекта строительства Северного железнодорожного обхода. Мнение людей обещают услышать.

17:47 05.12.2018 Заменяющие пермскую электричку автобусы оказались невостребованными, а их маршрут - потенциально опасным

16:45 06.12.2018 Проект закрытия ж/д путей в Перми не прошел первую проверку Росжелдора

12:08 10.12.2018 Жители Прикамья, через дома которых должна пройти железная дорога, записали видеообращение к Путину

11:54 14.12.2018 Жители Прикамья опубликовали обращение к президенту из-за строительства Северного обхода

17:55 14.12.2018 Прокуратура проверит мэрию Перми из-за "опасного" автобусного маршрута, который должен заменить электричку

10:39 20.12.2018 РЖД представит проект прохождения трассы Северного железнодорожного обхода в первом квартале 2019 года

10:52 26.12.2018 Срок закрытия движения городской электрички в Перми перенесен на октябрь 2019 года

12:05 27.12.2018 В Перми автобусам официально разрешили ездить по "опасному" участку моста на Монастырской

17:54 11.01.2019 Прокуратура потребовала запретить движение автобусов по участку улицы Монастырской в Перми

11:39 18.01.2019 Пермские общественники запустили флешмоб в поддержку городской электрички

17:19 26.02.2019 Жителей Орджоникидзевского района Перми приглашают на обсуждение новой маршрутной сети

18:38 04.03.2019 Минстрой озвучил прок подписания соглашения о строительстве ТПУ в Мотовилихе

11:21 14.03.2019 Трамвай между станциями Пермь II и Пермь I начнет движение в 2021 году

10:14 22.03.2019 Правительство утвердило расходы РЖД на развитие пермского железнодорожного узла

17:51 25.04.2019 Пермский край и РЖД отказались от строительства моста в районе Пальников

11:42 26.04.2019 Северный железнодорожный обход Перми может появиться к 300-летию города

12:20 03.07.2019 Свердловская ЖД направила в РЖД документы для закрытия Горнозаводской ветки в Перми

13:32 09.09.2019 Срок закрытия Горнозаводской ветки в Перми сдвинулся на конец года

17:01 23.09.2019 Прикамское правительство утвердило планировку ТПУ на вокзале Пермь II

17:20 02.10.2019 Расходы на строительство трамвайных путей между станцией Пермь I и Пермь II превысят 3 миллиарда рублей

11:44 06.12.2019 Разбор путей перегона Пермь II - Пермь I может начаться уже с 15 декабря

18:04 19.12.2019 Названа новая дата разбора путей перегона Пермь II - Пермь I

18:19 20.12.2019 В минтрансе Прикамья заявили об отсутствии приказа на разбор перегона Пермь II - Пермь I

13:02 25.12.2019 Движение на участке Горнозаводской ветки могут сохранить до весны

18:44 25.12.2019 Минтранс РФ подписал приказ о закрытии движения на участке Горнозаводской ветки в Перми

15:00 26.12.2019 После закрытия движения на Горнозаводской ветке в Перми в два раза вырастет количество автобусных рейсов

19:09 26.12.2019 Власти Прикамья назвали стоимость преобразования пространства вдоль Камы

14:07 17.01.2020 Пермские власти ответили на критику защитников железной дороги

15:16 17.01.2020 В Перми защитники железной дороги устроили спонтанный митинг перед федеральным замминистра

16:40 17.01.2020 В минтрансе Прикамья раскрыли имя чиновника, перед которым пермяки устроили спонтанный "митинг"

14:55 25.01.2020 Движение на участке Горнозаводской ветки в Перми закрывается со следующей недели

11:23 27.01.2020 В Перми закрыли участок Горнозаводской ветки: из электрички людей пересадили в тесные маршрутки

12:21 27.01.2020 РЖД переправила на правый берег Камы поезда дальнего следования из-за закрытия участка Горнозаводской ветки

14:33 27.01.2020 Власти Перми приняли решение увеличить число автобусов для перевозок пассажиров со станции "Пермь-I"

11:22 28.01.2020 Пермяки подали коллективный иск в суд, чтобы оспорить закрытие Горнозаводской ветки

17:29 28.01.2020 Депутаты пермской гордумы раскритиковали мэрию из-за транспортного коллапса на участке Пермь I - Пермь II

15:25 30.01.2020 Пермские защитники железной дороги подали уведомление о митинге

20:15 09.02.2020 В Перми защитники железной дороги не поддержат Махонина на выборах, если он не возобновит движение электричек

12:58 10.02.2020 В Перми защитники железной дороги сообщили, что врио губернатора прокатился на электричке Голованово - Пермь-I

03:47 11.02.2020 У Перми I засыпают гравием железнодорожные пути

11:07 13.02.2020 Врио главы Прикамья устроил "разбор полётов" после поездки на электричке по маршруту Голованово - Пермь-I

12:05 13.02.2020 Первые заседания по делу о закрытии участка железной дороги в Перми пройдут 25 февраля и 5 марта

14:41 13.02.2020 В мэрии объяснили, почему у Перми I засыпали гравием железнодорожные пути

12:26 18.02.2020 Пермяки в открытом обращении потребовали от Махонина сохранить железную дорогу

14:53 20.02.2020 Махонин и Белозёров обсуждали развитие Пермского жд-узла. Встречались в столице.

19:39 25.02.2020 В Перми стартовал суд по участку Горнозаводской ветки

19:34 27.02.2020 В Перми завершено укрепление путепровода на Монастырской

14:39 28.02.2020 В Перми пассажиров электричек начинают возить на больших автобусах, а не в тесных маршрутках

19:20 02.03.2020 Дмитрий Самойлов прокатился с пермяками на автобусе от "Перми-1" до "Перми-2"

17:39 03.03.2020 Защитникам пермской железной дороги отказали в "Праве на справедливость"

12:22 05.03.2020 Строительство трамвайной ветки между станциями Пермь I и Пермь II станет дороже

11:42 06.03.2020 Краевые власти объяснили причины закрытия участка Горнозаводской ветки

16:39 12.03.2020 Пермский общественник усомнился в безопасности укрепленного путепровода на Монастырской

17:39 13.03.2020 Власти Перми объяснили, почему не сделали проектно-сметную документацию для ремонта путепровода

12:09 23.03.2020 Строительство транспортно-пересадочного узла на Перми II перенесли на полгода

14:57 28.04.2020 В думе Перми предложили не сносить Горнозаводскую ветку в целях экономии

16:30 18.05.2020 "Как в Екатеринбурге - храм или сквер". Разбор ж/д-путей в Перми будет дилеммой для властей

13:27 09.06.2020 В "РЖД" опровергли восстановление движения электричек между станциями Пермь I и Пермь II

14:02 09.06.2020 Возвращение электричек оказалось фейком. В рядах защитников "железки" в Перми - раскол

17:34 10.06.2020 РЖД: Железнодорожные пути на участке Пермь I - Пермь II - в нормативном состоянии

11:58 01.07.2020 В Перми закрытие Горнозаводской ветки оспаривают в суде: озвучены позиции Минобороны и РЖД

14:13 06.07.2020 В Перми суд признал законным закрытие Горнозаводской ветки

20:11 13.07.2020 Пермский защитник Горнозаводской ветки усомнился в том, что вместо железной дороги пустят трамвай

14:20 14.07.2020 В Пермь может приехать министр транспорта РФ, чтобы решить судьбу участка Горнозаводской ветки

19:03 17.07.2020 Евгений Дитрих в Перми не станет обсуждать судьбу участка Горнозаводской ветки

12:19 14.08.2020 В Перми обжаловано решение суда, признавшего законным закрытие Горнозаводской ветки

20:09 18.08.2020 В Перми подана вторая апелляция на судебное решение, подтвердившее закрытие Горнозаводской ветки

00:44 22.09.2020 В Перми градозащитник судится с Минобороны из-за закрытия Горнозаводской ветки

15:04 08.10.2020 В деле о закрытии Горнозаводской ветки в Перми появились новые истцы

14:03 15.10.2020 Суд признал пострадавшими новых истцов в деле о закрытии Горнозаводской ветки

12:59 22.10.2020 Пермский краевой суд оставил в силе решение о закрытии участка Горнозаводской ветки

14:36 12.11.2020 В программе развития пермских дорог не оказалось обещанной трамвайной ветки вдоль набережной

13:16 19.11.2020 Свердловский районный суд Перми признал законным закрытие участка Горнозаводской ветки

18:04 25.12.2020 В Перми могут восстановить движение между станциями Пермь I и Пермь II

14:28 09.02.2021 Движение по железной дороге от Перми-I до Перми-II будет возобновлено

18:59 09.02.2021 Пермские общественники ждут конкретных решений по Горнозаводской ветке

11:18 04.06.2021 Возвращение движения поездов между станциями Пермь I - Пермь II оценили в 586 миллионов

15:54 15.06.2021 Власти Прикамья пообещали осенью решить вопрос по восстановлению движения поездов между Пермь I и Пермь II

10:42 16.09.2021 В Пермском крае с 17 сентября запускают движение поездов на закрытом ранее участке Горнозаводской ветки

17:45 17.09.2021 Пермяки в соцсетях высмеяли открытое наземное метро

13:17 29.09.2021 После возобновления движения по Горнозаводской ветке отменены автобусы, курсировавшие между станциями Пермь I – Пермь-II

Ученые Перми выступили в защиту Горнозаводской ветки. В прибрежной зоне начнутся оползни, горожане застрянут в пробках
Общество | Приволжский ФО | Пермский край

Ученые Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) написали открытое письмо к представителям органов законодательной и исполнительной власти России и Пермского края по вопросу сохранения движения поездов по участку Горнозаводской ветки железной дороги от Перми II до ст. Мотовилиха. Для обоснования решения о демонтаже рельсов для обустройства культурного пространства на набережной Камы, которое с подачи губернатора Максима Решетникова было одобрено Владимиром Путиным, краевые чиновники используют неполную и искаженную информацию, уверены авторы письма.

Обращение подписали доцент кафедры социально- экономической географии, кандидат географических наук Сергей Меркушев, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, кандидат экономических наук Галина Кутергина, доцент кафедры социально-экономической географии, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, кандидат географических наук Роман Николаев и еще 15 сотрудников университета. Копия обращения имеется в распоряжении Накануне.RU.

Значение Горнозаводской железной дороги в грузовых отправлениях действительно резко уменьшилось, соглашаются авторы письма с основным аргументом минтранса Прикамья. Количество принятых грузов на станции Пермь I уменьшилось с 187 тыс. т в 2006 г. до 21 тыс. т в 2017 г., отправка грузов за тот же период сократилась со 127 тыс. т до 32 тыс. т. Грузооборот на Перми II тоже снизился. Но по-другому дела обстоят с пассажирскими перевозками: Горнозаводская ветка – это единственный транспортный коридор на левом берегу Камы, позволяющий гарантированно менее чем за 1 час обеспечить связь удаленных микрорайонов Орджоникидзевского района Перми с центром города, Дзержинским и Кировским районами краевого центра.

"Сохранения пассажирского сообщения по ней требует конфигурация нашего города, его вытянутость вдоль реки и ограниченные возможности автобусов по принятию на себя дополнительных пассажиропотоков, возникающих на основном линейном направлении благодаря существенному росту многоэтажного жилищного строительства, развернувшегося в микрорайонах КамГэс, ПДК, Левшино, Гайва и прочих. По мере ввода в строй новых жилых комплексов проблема транспортного обеспечения жителей Орджоникидзевского района будет стоять еще более остро, чем сейчас", - объясняют ученые.

Напомним, что минтранс говорит о низком проценте использования возможности городской электрички в закрывающемся направлении. Пассажирам предложено пересесть на автобусы. Сотрудники ПГНИУ считают причиной сокращения пассажиропотока действия властей, которые делали акцент на развитии автобусных маршрутов взамен экологически чистого и более удобного для жителей отдаленных районов города железнодорожного транспорта. Недостаточность финансовой поддержки, неудобное расписание, малое количество рейсов вследствие их сокращения - все это привело к перетоку пассажиров городских электричек.

"защитим железную дорогу", листовка, Пермь(2018)|Фото: Накануне.RU

К 2022 г. в Мотовилихе появится транспортно-пересадочный узел, до которого будут курсировать автобусы, и в отдаленной перспективе - трамвай. Когда-то вокзал Пермь I, признанный ненужным, тоже был крупным ТПУ, напоминают ученые, через станцию проходил большой поток пассажиров. Нет уверенности, что Мотовилиха не повторит судьбу вокзала.

"Вместо использования преимуществ ТПУ "Пермь I" проектируется новый узел, что предполагает (а правильнее написать – вынуждает) население пересаживаться на о.п. Мотовилиха на автобусные маршруты, которые, как предполагается, будут их развозить по основным районам "большого центра" города. А теперь надо представить тысячи дачников с поклажей для садов и огородов, собранным урожаем, которые будут по воскресеньям возвращаться в город и пересаживаться на автобусы, которые повезут их от ТПУ "Мотовилиха", например, в микрорайоны Нагорный, Владимирский, на ул. Карпинского и пр. Автобусный транспорт при всех своих преимуществах имеет и ряд недостатков: он зависит от трафика движения в городе, "застревает" в городских пробках, является более душным в летний период. Кроме того, на наш взгляд, временные затраты людей, пересаживающихся с электропоезда на автобус, будут намного большими, чем они есть сейчас", - описывают будущий коллапс в обращении ученые.

По их мнению, даже при существующем пассажиропотоке в часы пик понадобится не один, а до десятка одновременно поданных автобусов, чтобы перевезти всех желающих. Неудобства снизят количество пассажиров электрички до ст. Мотовилиха и ж/д маршрут, вероятно, будет полностью ликвидирован.

Другое последствие решения - увеличение личного автотранспорта жителей города. Часть нагрузки на себя должен взять трамвай, но состояние трамвайной сети города достигло такой степени износа, что с 1 ноября 2017 г. скорость движения трамваев уверенно приближается к пешеходной, отмечают авторы письма.

станция электричек "Молодежная" в Перми(2018)|Фото: Накануне.RU

Другой аргумент в пользу прекращения движения по Горнозаводской ветке - железная дорога "закрывает" обзор Камы и снижает возможность посещения набережной. Авторы письма настаивают, что степень интегрированности набережной в городскую жизнь не зависит от наличия или отсутствия железной дороги. Кроме того, из-за сурового климата пермская набережная востребована лишь в летний период.

Железная дорога – зона повышенной опасности, указывали краевые власти, что мешает ее включению в общественно-культурное пространство набережной. В ответ на это ученые напоминают о планах запустить скоростной трамвай по тому же маршруту. Безопасность посетителей набережной могли бы обеспечить коннекторы – коридоры, связывающие ул. Монастырскую и пространство у Камы.

"В связи с вышесказанным возникает вопрос: может, демонтировать железную дорогу не стоит, но стоит поэкспериментировать с трамваем? Но при этом пусть новые и более эстетически и технически привлекательные "Ласточки", может быть, "Иволги" или даже белорусские "Штадлеры" перевозят людей! Вот и Краснодар, который железная дорога фактически разрезает на две части, не "сносит" ее, а убирает только грузовое движение. В Волгограде, имеющем метротрам, сохраняется и развивается железная дорога, на большом протяжении идущая параллельно последнему. Перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года там запустили рейсы электропоездов в аэропорт, в том числе и из отдаленного Красноармейского района города (в наших условиях это называлось бы Голованово – аэропорт Большое Савино)", – сказано в письме.

Вместе с проектом ликвидации пассажирских перевозок между ст. Пермь II и Мотовилихой "пиарится" проект Северного железнодорожного обхода Перми, дорога Березники – Пальники – Пермь, предназначенная для вывоза грузов с предприятий Березниковско-Соликамского промышленного узла в обход плотины Камской ГЭС.

Проблема воздействия ж/д составов на плотину Камской ГЭС возникла не вчера, поэтому необходимость строительства СЖДО только из-за желания защитить плотину ГЭС и город от возможного ее нарушения/разрушения ученые ставят под сомнение. Кроме того, они напоминают о заморозке строительства Южного железнодорожного обхода города, о чем ранее писал Сергей Меркушев.

"Помимо отмеченных недостатков и неиспользованных возможностей в проекте ликвидации железнодорожного сообщения на участке Пермь II – Мотовилиха, мы можем выделить еще один, который также имеет отношение к безопасности многих жителей города, имеющих свои дома, квартиры в многоэтажных домах или хозяйственные постройки рядом с Воткинским водохранилищем. В условиях влажного климата, близкого залегания грунтовых вод, распространенности легкоразмываемых пород, пересеченного рельефа городской местности, связанного с протеканием малых рек, впадающих в Каму в городской черте, могут активизироваться процессы оползневых сносов горных пород, на которых расположен город, и подмывания берегов водохранилища в результате речной абразии. Далеко за примерами ходить не надо: оползневые процессы уже способствовали расселению части домов по ул. Гашкова в микрорайоне Вышка II", – говорится в письме.

Открытое письмо экспертов ПГНИУ по Горнозаводской дороге(2018)|Фото:

Открытое письмо экспертов ПГНИУ по Горнозаводской дороге(2018)|Фото:

Наличие железной дороги сдерживает оползневые процессы и подмывание берегов, так как службы станций Пермь I и Пермь II занимаются укреплением железнодорожного полотна, склонов речных террас. После демонтажа рельс расходы на укрепление полотна должен взять на себя бюджет, но такой статьи в проекте документа не заложено.

Авторы обращения уверены, что необходимо искать иные способы интеграции городской набережной и железной дороги в городское пространство, параллельно решая вопросы безопасности, обустройства исторического центра города, реализации современных транспортных технологий, формирования его нового имиджа, создания городского туристского историко-культурного кластера:

"Не стоит думать, что призрачные позитивные стороны реализации этого проекта, а также строительство ТПУ "Мотовилиха" могут стать эффективным путем решения транспортных, планировочных проблем исторического ядра города и положительно повлиять на пространственную структуру всего города. С ликвидацией железнодорожного сообщения по Горнозаводской ветке мы "обрезаем" себе потенциальные возможности сделать городской центр по-настоящему удобным, красивым и полезным, ограничиваем наши стратегические преимущества, которые видели многие наши предшественники, но не видят многие наши современники".

Алёна Ласкутова


Предыдущие новости на эту тему:

10:45 10.09.2017 Глава РЖД позвонил Решетникову из-за его инициативы перенести железную дорогу для обустройства набережной

15:41 13.09.2017 Все путем. Белозеров едет в Пермь разбираться с переносом железнодорожной ветки

18:22 15.09.2017 Решетников и Белозеров рассказали об итогах "непростых переговоров": В Перми появится совмещенный мост через Каму

12:38 18.09.2017 РЖД и Пермский край создали рабочую группу по переносу движения поездов с участка Пермь-II - Мотовилиха 

18:07 18.09.2017 Пермь получит возможность строительства северного обхода

14:30 13.12.2017 Северный обход Перми будет стоить 15,7 миллиарда

12:21 18.10.2018 Пригородные электрички Перми при изменении горнозаводской ветки продолжат ходить

12:09 19.10.2018 В Перми из-за изменения движения по Горнозаводской железнодорожной ветке запустят автобус

09:37 26.10.2018 Пермские общественники выходят на митинг за сохранение железной дороги

09:59 29.10.2018 В Перми митинг за сохранение железной дороги пройдет на нескольких площадках

17:41 01.11.2018 В ближайшее время закрытие движения на участке "Пермь II - Пермь I" не планируется

20:52 05.11.2018 "Мы вообще как отбросы! И нас еще лишают железной дороги": в Перми прошел митинг за сохранение ж/д сообщения

11:35 08.11.2018 Минтранс Прикамья пообещал не закрывать ж/д ветку в Мотовилиху до готовности проекта трамвая

12:55 08.11.2018 Власти Прикамья "взяли на вооружение" высказывания участников митинга за сохранение железной дороги