Новости
Развитие сюжета:

16:11 14.10.2019 Вице-президент Российской академии наук признал снижение качества знаний у студентов

Судья Конституционного суда жестко высказался о российских вузах, "обслуживающих систему"
Образование | В России | Москва

Судья Конституционного суда (КС) России Константин Арановский жестко раскритиковал систему высшего образования в комментарии к одному из судебных решений. В деле бывшего предпринимателя Михаила Чайковского суд пришел к выводу, что наличие дипломов и справок о квалификации человека далеко не тождественно наличию у него профессиональных знаний и умений.

По мнению Арановского, которое приводит газета "Коммерсант", сейчас "профессиональное образование" не в состоянии "уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов".

Судья критикует образовательные реформы и слепое следование принципам болонской системы. Он приходит к выводу, что "бессчетные ресурсы", потраченные на проведение образовательных реформ, "можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда".

"Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов,— заявил судья Конституционного суда.— Не исключено, что придется теперь подождать, пока дипломы большинства вузов и техникумов (лицеев, колледжей и др.) станут убедительными".

Дальше судья напоминает о низких зарплатах преподавателей, подчеркивая, что от их "благополучия и достоинства" напрямую зависит качество обучения.

Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ, ВШЭМ|Фото: Накануне.RU

"Система платит скудно, если преподаватель не получит в ее управленческом секторе оплачиваемую роль администратора, исполнителя или активиста-энтузиаста,— уверен судья Арановский.— Иногда же она позволяет преподавателю немного прирастить бедный свой заработок, но не за работу, а за хорошую статистику и отчетность, за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги, мониторинги с графиками и за все остальное, что дорого службам ректората и ведомства. Преподавателю нужно для этого воспитать в себе навыки и умения писать резюме и заявки, размещать их по фондам и ведомствам, оформлять аккредитации, формировать индексы цитирования. В такой обстановке ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях".

"Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию, - говорит судья КС. - Автономия — обязательное условие деятельности вуза, и если считать, что российские вузы к ней не способны, то нереальны и расчеты на хорошее образование и на дипломы, разумеется".

После этого Константин Арановский напоминает о высказанной ранее позиции всего КС: "Конституционный суд Российской Федерации видит в автономии вузов основополагающее начало их деятельности, которое определяет их отношения с государством и государственную политику в области образования; он констатирует, что автономия оправдала себя исторически в общеевропейской университетской традиции, и связывает ее с целями социального государства, свободой научного, технического и других видов творчества, преподавания, с правом каждого на образование и с другими конституционными ценностями". Ограничения автономии вузов со стороны власти допускаются "лишь в конституционно значимых целях и постольку, поскольку эти органы на правах учредителя контролируют соответствие деятельности вуза его уставным целям». При этом, подчеркивает судья, российское законодательство признает автономию "с академической свободой в поиске истины, со свободным ее изложением и распространением под профессиональную ответственность преподавателей без попечения начальств".

"Исполнение этих положений сомнительно, если система ставит участников образовательного дела на службу своим интересам,— уверен судья Арановский.— Теперь же многое располагает к тому, что скоро придется, быть может, в самых разных правоотношениях повременить со строгой обязательностью дипломов, пока не появятся веские доказательства тому, что вузы восстанавливают автономию".