Новости
Дагестан переводят в ручное медицинское управление
Политика | В России | Северо-Кавказский ФО

Владимир Путин провел сегодня отдельное совещание с руководством Дагестана по ситуации с распространением в республике коронавируса. Главным итогом стало распоряжение президента России о строительстве в регионе инфекционного госпиталя. Пока проектом будет заниматься Минобороны – оно возведет центр "на основе успешного опыта в других регионах". По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, такой проект готовы реализовать и в МЧС.

В начале совещания Путин попытался убедить дагестанцев не праздновать предстоящий Ураза-байрам. Он отметил, что в этом году важно послушать духовенство и отметить праздник дома. Попова в своем выступлении была более радикальна: она предупредила о неминуемости вспышки в случае, если люди снова начнут соблюдать обряды и собираться вместе.

"В Дагестане ситуация складывается сейчас непросто. Фиксируются всё новые случаи выявления болезни, её тяжёлых осложнений. В последние дни система здравоохранения региона работает с серьёзной нагрузкой, несмотря на самоотверженные усилия врачей, увеличивается число трагических исходов, в том числе среди самих медицинских работников", - сказал президент.

Президент аккуратно "процитировал соцсети": "Люди говорят, что необходимую медицинскую помощь не всегда и не везде можно получить своевременно и в полном объёме. Вместе с тем, по оценкам специалистов основными причинами развития тяжёлых осложнений у жителей региона являются поздние обращения больных за медицинской помощью, а также самолечение на дому".

Далее Путин прошелся буквально по всему – неисполнению ограничения массовых мероприятий, нехватке тест-систем и т.д. Другими словами, плохо дела обстоят практически со всем.

Махачкала-карта|Фото: Накануне.RU

Глава республики Дагестан Владимир Васильев не стал отрицать проблем. Он радуется, что "удалось убедить людей отказаться от массовых молитв". В регионе уже открыт палаточный центр (МЧС) - его отдали под обсервацию недалеко от границы с Азербайджаном. У границы вообще сейчас скапливаются граждане соседнего государства, возник риск вспышки не только коронавируса, но и кишечных инфекций. Васильев ругался на родственников заболевших, которые пытаются сопровождать заразившихся в больницах, ругался и на главврачей больниц, которые до приезда федеральных чиновников из Минздрава не ходили сами в "грязную зону" и не работали с коронавирусными больными. Он пожаловался на тот факт, что без подключения к ситуации прокуратуры не получилось выдать врачам доплаты из федерального бюджета. Где-то проверки обнаружили проблемы с нехваткой средств защиты и т.д. Другими словами, местные власти просто констатировали свою беспомощность.

Глава местного парламента при этом упомянул в разговоре с Путиным, что люди ждут поправки в Конституцию, попросил скорее их принять. Он, правда, не уточнил, призывает ли он в разгар эпидемии провести голосование или уж вовсе отказаться от него.

Едва оправившийся от коронавируса муфтий республики Ахмед Абдулаев извинился за то, что ему сложно пока говорить, и был самым откровенным: он назвал ситуацию "катастрофической", говорил о десятках умерших врачах, об огромном количестве умирающих в горных селах, которых просто никто не учитывает, поскольку никто не отвозит их в районные и республиканские больницы, которые переполнены.

"Можно сказать, что люди сами виноваты. Да, не все серьезно отнеслись сразу, кто-то думал, что пронесет. Но халатность людей не повод бросать их в такой катастрофе. Люди остались без работы, поэтому мы закрываем их долги в магазинах и аптеках. Врачи сами болеют. Их катастрофически местами не хватает. Один врач иногда обслуживает целое отделение. Врачи держатся. Но некоторые бояться заболеть. В горах не везде были предоставлены средства защиты. Они не уверены, что получат хотя бы полученную зарплату. Масштаб катастрофы заставляют нас обратиться к вам", - сказал муфтий Путину.

Глава Министерства здравоохранения России Михаил Мурашко тоже был довольно пессиместичен: "Ситуация в Дагестане вызывает серьезные опасения по поводу предстоящих праздников. На протяжении последних двух недель мы изменили систему оказания помощи, поскольку крайне высока была нагрузка на медучреждения. Мы там развернули более 8,2 тыс. коек. На лечении находится более 7 тыс. пациентов. В тяжелом состоянии достаточно много – 109 на ИВЛ, а реанимационных мест 635. Мы изменили систему лекарственного обеспечения, недостаточно было запасов в республике. Перевели в ручной режим по обеспечению лекарственными препаратами.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Мы видим, что ситуация в последнюю неделю стабилизировалась. Шесть лабораторий пришлось реорганизовать в ручном режиме. В два раза увеличили лаборатории, но этого недостаточно. Нужно привлечение дополнительных сил и средств. Необходимо строительство инфекционного госпиталя. Регион высокорисковый, плюс транспортные пути создают дополнительную напряженность".

Анна Попова поддержала коллегу. По ее словам, ситуация в Дагестане и на Кавказе в целом сильно отличается от средней по России. В Дагестане уже было две волны, и вторая – в конце апреля – начале мая – была в три раза сильнее первой. Хотя принимаемые меры в регионе она оценила как "адекватные", ситуация все равно очень тяжелая. "60% больных – сразу тяжелые и с пневмонией. Только у 25% болезнь протекает бессимптомно (по России в целом – 44%). Треть заболевших пожилые, в целом по России это не более 15%, 10% заболевших – дети.

"Требования по соблюдению самоизоляции несвоевременно начали исполняться. Как только ситуация изменилась, снизилась и заболеваемость с интервалом 7 дней. Только-только начинается стабилизация. Если сейчас начнется общение людей, мы совершенно точно получим рост. Существуют традиционные обряды – этого надо максимально попытаться избежать. В 2 раза ниже чем заданная планка уровень тестирования. В целом по России исследования выявляют 10-15% зараженных, в Дагестане – более 30%. Вирус в республике есть, есть необходимость сократить резервуар в популяции. Результат пока очень хрупкий. Особенности – большое количество граждан Азербайджана, они скапливаются у границы. Закрытие пункта пропуска международного негативно сказывается - люди должны бы вернуться на родину. Это точка риска", - отметила глава Роспотребнадзора.

Пообещав строительство госпиталя минимум на 200 мест в ближайшее время (с дальнейшей передачей от Минобороны республике), Владимир Путин обратился к дагестанцам: "Дагестанцы! Я вспоминаю свою встречу с великим Расулом Гамзатовым. Он говорил, что важно чувство семьи и единства. Вы всегда преодолевали все трудности вместе. И в войну, и в 1999 году. С тех пор у меня особе отношение к Дагестану. Мы вместе начали и закончим решение экономических и социальных задач. От вашего следования рекомендациям зависит преодоление эпидемии. Рассчитываю на вас, дорогие. Хочу, чтобы вы знали: с Дагестаном будет сейчас вся Россия. Сделаем все, чтобы помочь вам справиться с этой бедой".