Новости
Информационная атака в СМИ на Захарову могла быть организована медиатехнологом Дмитровой
Политика | В России | Москва

Минувшие майские праздники обернулись необычным скандалом. Между официальным представителем МИД РФ Марией Захаровой и руководителем «ФБК» Алексеем Навальным 1 мая едва не состоялись дебаты.

Диалог был прекращен после того, как представители Навального начали выдвигать Захаровой многочисленные условия, которые она сочла неприемлемыми. Конфликт начался после жестких высказываний главы «ФБК» в эфире своей YouTube-передачи 30 апреля.

В эфире был включен ролик, на котором Кира Ярмыш (пресс-секретарь блогера) заявила, что Мария Захарова якобы считает перелеты на самолете привилегией богатых. По словам самого Навального, официальный представитель МИД сделала такое заявление в ходе беседы бывшим главредом «Дождя» Михаилом Зыгарем. Информация оказалась вбросом и была опровергнута ещё 29 апреля.

Захарова действительно давала интервью Зыгарю, однако речь шла о том, что россияне перестали серьезно планировать заграничные отпуска, из-за чего многие оказываются неготовыми даже к незначительным трудностям. Её позицию даже поддержал оппозиционер Рустем Адагамов, известный своими жесткими высказываниями.

Сорвавшиеся дебаты активно обсуждали в СМИ и блогах, давая прогнозы, кто бы победил и к чему бы это привело. На ситуацию повлияла и репутация Навального, которого подозревают в развязывании конфликта по заказу третьей стороны.

Интересную версию предложил журналист «КП» Эдвард Чесноков, обративший внимание на появление в этой истории «МБХ Медиа». Издание дважды повторило вброс про интервью Захаровой с тем же тезисом, что был озвучен Ярмыш.

скрин, мбх медиа, мария захарова(2020)|Фото: скрин, мбх медиа

Кроме того, Чесноков обратил внимание, что вбросы начали появляться спустя 5 дней после выхода интервью с Захаровой. Учитывая то, что владельцем «МБХ Медиа» является Михаил Ходорковский, журналист полагает, что именно он заказал атаку на представителя российского внешнеполитического ведомства.

Корреспонденты издания «Правда.ру» согласились с доводами Чеснокова о заказном характере вбросов, поскольку сложно представить, чтобы крупное СМИ так медленно реагировало на событие, составляющее основу их информационной повестки. Факт того, что это заказ, подтверждает и схожесть тезисов «МБХ» и Ярмыш.

Однако с выводами корреспондента «КП» журналисты оказались не согласны. Вбросы не появлялись не сайте издания, а были размещены только в Twitter «МБХ». Если бы атака была организована Ходорковским, тогда его ресурсы отрабатывали бы на 100%. «Заказ» больше напоминает оказание небольшой услуги. Ещё важнее то, что издание олигарха не было первоисточником вброса.

Портал TourDomRu за три часа до попадания на ресурс Ходорковского извратил интервью Марии Захаровой.

скрин, TourDom.ru, мария захарова(2020)|Фото: скрин, TourDom.ru

Газета «Версия» также обратила внимание на данный нюанс, не придав ему должного внимания. Тем не менее, это не отменяет факта, что атака на представителя российского МИД носит заказной характер. Во-первых, портал TourDom также запоздало отреагировал на выход интервью. Во-вторых, статью подхватили другие медиа с практически аналогичным заголовком.

Материал появился на сайтах изданий «Столица », «Московская газета"», на портале «Свободные новости — n2ru» и «Радио Свобода». Более показательно, что вброс тиражировался на форумах и в соцсетях, что происходит исключительно за деньги.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Возникает логичный вопрос: зачем порталу, специализирующемуся на туризме, устраивать атаку на Захарову. Вероятно, «Версия» и «КП» обратили внимание на TourDom, но не смогли до конца увидеть мотивы владельцев портала, поскольку мозаика целиком сложилась лишь 7 мая.

Именно тогда между Захаровой и гендиректором туристической фирмы Exotic Time Вероникой Бирман произошли дебаты в Instagram на странице МИД РФ. Представитель российского ведомства пригласила предпринимательницу на диалог, после огласки в СМИ открытого письма последней. Бирман на дебатах якобы представляла весь отечественный турбизнес.

В её письме прослеживается тезис, фигурировавший во вбросе против Захаровой.

скрин, письмо, мария захарова(2020)|Фото: срин, письмо

Письмо было размещено в закрытой группе Трэвел Президиум в Facebook, а также на интернет-площадке hotline.travel Важно отметить, что и hotline.travel и tourdom.ru" принадлежат предпринимательнице Татьяне Дмитровой, имеющей за плечами почти 30-летний опыт работы с медиа.

Дмитрова лично занимается продвижением своих сайтов, о чём сказано в её досье. К слову, группа в Facebook также контролируется ею, о чём было сказано в одном из материалов на TourDom.

скрин, письмо, захарова(2020)|Фото:скрин, письмо, захарова

С высокой долей вероятности можно сказать, что именно Дмитрова стала автором вброса, опубликованного на условиях анонимности. Стоит обратить внимание на термин «элита», также фигурировавший в письме Бирман.

Нет сомнений, что предпринимательницы Бирман и Дмитрова знакомы, поскольку 2 апреля они обе критиковали правительственные меры поддержки бизнеса.

скрин, соцсети, вероника бирман, мария захарова(2020)|Фото: скрин, соцсети

Вырисовывается следующая картина: 27 апреля Дмитрова разместила вброс, основанный на интервью Захаровой. Опираясь на свой богатый опыт работы с медиа, она организовала раскрутку фейка через ботов и недобросовестные издания.

30 апреля, когда информационный фон был создан, за дело взялся Алексей Навальный, придавший вбросу максимальный резонанс. Он получил ответную реакцию Захаровой, однако вряд ли рассчитывал на дебаты, в результате чего слился, прикрываясь выставленными условиями.

В этот же день к атаке на представителя МИД РФ подключилась Бирман со своим письмом. В эфире «Дождя» 2 мая предпринимательнице предложили провести дебаты с Захаровой, инициативу поддержал и Навальный.

В пользу того, что глава «ФБК» выполнял заказ, говорят два факта. Во-первых, на стриме Навальный упоминает вброс недельной давности, который не стали публиковать даже на сайте «МБХ». Во-вторых, по странному «совпадению» он тиражировал письмо Бирман без упоминания каких-либо сторонних мнений.

скрин, соцсети, навальный(2020)|Фото: скрин, соцсети, навальный

В итоге своей атакой Дмитрова и Бирман добились желаемого – реакции Марии Захаровой с последующим предложением площадки МИД для проведения дебатов, состоявшихся 7 мая. После этого предпринимательница резко изменила вектор общения, написав две положительные статьи о действиях российского внешнеполитического ведомства. Материалы были размещены на ресурсах Дмитровой, которая также критиковала Захарову.

Вот только вышло всё весьма наиграно, но задача была выполнена. Никому не известная Бирман за несколько дней смогла наладить контакт с представителем МИД РФ, что свидетельствует о внедрении «своего человека» в окружение дипломата путем грязной информационной кампании.

Остается загадкой, чьи интересы представляет Бирман. Ей не по карману привлечение крупных оппозиционных СМИ и Навального. Заказчиком могла стать сама Дмитрова, которая как опытный медиатехнолог могла сама и стать исполнителем. Несмотря на измененный вектор повестки в отношении МИД, либеральные блогеры и Telegram-каналы продолжают использовать устаревший вброс в своих целях.

Редакция издания «Правда.ру» выразила надежду, что юристы ведомства дадут оценку ситуации, а СК и Прокуратура обратят внимание на процесс информационной атаки с целью выяснения всех нюансов.