Новости
Свердловское правительство предложило компенсировать 80% инвестиций в систему ТКО. Заксобрание обещает поискать деньги в бюджете
Общество | Свердловская область | Уральский ФО

Бюджет Свердловской области уже со следующего года может начать выделять субсидию компаниям, работающим в сфере обращения с ТКО. Кабмин утвердил порядок предоставления средств, которые могут быть направлены на компенсацию расходов при строительстве или реконструкции полигонов, мусоросортировочных комплексов и перегрузочных станций. Всего за счет бюджета инвесторы могут компенсировать до 80% затрат. Вместе с тем субсидия не будет предоставляться государственным и муниципальным предприятиям, а значит, региональный оператор по обращению с ТКО в самой густонаселенной зоне - ЕМУП "Спецавтобаза" не может рассчитывать на финансирование, несмотря на заявленную многомиллиардную инвестпрограмму. Подробности - в материале Накануне.RU.

Правительство Свердловской области утвердило порядок предоставления субсидий юрлицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) в целях возмещения затрат на реализацию мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Из документа следует, что субсидии будут распределяться министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области в рамках утвержденных лимитов. Таким образом, получатели средств возмещение смогут возместить не более 80% фактически понесенных затрат на строительство, реконструкцию объектов в сфере обращения с ТКО, а также приобретение оборудования. При этом субсидии не могут быть направлены на проведение проектных и изыскательских работ, а сами объекты должны быть утверждены в территориальной схеме обращения с отходами.

Как пояснили Накануне.RU в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области, на 2020 год финансирование таких мероприятий из бюджета не предусмотрено.

"Объем средств, выделяемых на указанные цели, будет зависеть от возможностей областного бюджета и непосредственного строительства объектов по обращению с ТКО. Компенсации из бюджета могут подлежать затраты по строительству (реконструкции) включенных в региональную терсхему объектов сортировки и утилизации ТКО, а также по приобретению соответствующего оборудования. Решение о сборе заявок будет приниматься при наличии лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. В текущем году указанные лимиты до ведомства не доведены", - заявили в департаменте.

По мнению председателя комитета по бюджету, финансам и налогам Законодательного собрания Свердловской области Владимира Терешкова, вполне возможно, что средства для предоставления субсидии могут быть выделены региональному МинЖКХ уже в следующем году.

"На сегодняшний день мы дали возможность правительству по многим позициям оперативно распоряжаться финансами, которые находятся на счетах бюджета. В сентябре мы приступим к формированию идеологии бюджета на 2021-2022 год и плановый период. Я думаю, что там этот вопрос возникнет, будем его обсуждать. Но любая субсидия предусматривает определенный порядок и определенные условия. Подписывается соглашение, обосновывается необходимость финансирования, устанавливаются обязательные условия для получателей субсидии, и только при их соблюдении возможно выделение денег", - подытожил депутат.

Согласно территориальной схеме, регион разделен на три административно-производственных объединения:

В каждом из них функционируют разные региональные операторы:

К началу 2025 года в АПО-1 планируется построить пять объектов обработки ТКО, а также реконструировать полигон ООО "Экотехсервис" (Краснотурьинск) мощностью 100 тыс. тонн в год и полигон ООО "Поток" (Качканар) мощностью 61,5 тыс. тонн в год с учетом строительства мусоросортировочного комплекса и размещения промышленных отходов.

В АПО-2 к этому сроку запланировано создание 18 мусороперегрузочных станций, трех мусоросортировочных комплексов (Красноуфимск, Новоуральск, Верхний Тагил), а также реконструкция мусоросортировочного комплекса "Первоуральск".

Самые большие мероприятия запланированы в наиболее густонаселенном кластере, куда входит Екатеринбург: АПО-3. До 2025 здесь необходимо построить 11 мусоросортировочных комплексов, семь мусороперегрузочных станций, полигон ТКО "Екатеринбург-Юг"; вторую линию мусоросортировочного комплекса "Каменск-Уральский", реконструировать комплекс "Широкореченский" в Екатеринбурге и пять объектов размещения ТКО. Среди них полигоны в поселках Крутой и Белоярский, а также Ревде, Асбесте и Каменске-Уральском. Предварительно необходимый объем инвестиций в систему обращения с ТКО оценивается в более чем 16 млрд руб. с 2019 по 2030 год.

Однако пока из крупных проектов без каких-либо видимых проблем реализуется только строительство мусоросортировочного комплекса в Нижнем Тагиле, которое выполняется в рамках концессионного соглашения с АО "Облкоммунэнерго". Стоимость объекта составит 2,5 млрд руб. Второе концессионное соглашение по строительству мусоросортировочного комплекса за 1 млрд руб., заключенное между ООО "ТБО Экосервис" и администрацией Красноуфимска, находится на грани срыва. Накануне городская администрация заявила о намерении расторгнуть его из-за вскрывшегося факта отсутствия банковской гарантии.

Еще один крупный проект заявило ЕМУП "Спецавтобаза". Как ранее сообщало Накануне.RU, речь идет о строительстве двух объектов стоимостью 3,5 млрд руб. На эти средства в течение девяти лет регоператор планирует оформить земельный участок, разработать и утвердить проектно-сметную документацию и построить мусоросортировочный комплекс "Екатеринбург-Север" и реконструировать близлежащий полигон. Строительство сортировочного комплекса оценивается в 1,8 млрд руб., а реконструкцию полигона в 1,6 млрд руб. Оставшиеся 100 млн руб. пойдут на оплату услуг проектировщиков и оформление участков. Однако пока тарифное решение, либо какие-то иные источники финансирования для реализации "инвестки" "Спецавтобазы" отсутствуют. Более того регоператор даже не сможет претендовать на получение субсидии из бюджета, если не сменит форму собственности.

Евгений Иванов