Новости
За компьютером - 2 часа в день. Обнародованы гигиенические нормативы цифрового и дистанционного обучения
Образование | В России

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей при РАН и Минздраве совместно с Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья опубликовали "Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования".

Как сообщало Накануне.RU, с 1 сентября в 14 регионах России "Цифровая образовательная среда" (ЦОС) запущена как пилотный проект, невзирая на почти стопроцентное недовольство экспериментом.

Гигиенические нормативы посвящены вопросу здоровья детей в условиях ЦОС и дистанционного обучения и базируются на результатах научных исследований, выполненных в последние годы под эгидой Отделений медицинских наук РАН.

Документ устанавливает нормы как для школы, так и для дома, которые указывают на опасность массового использования цифровых технологий для обучения.

Отмечается, что резко возросшая в последние годы информатизация образовательного процесса с использованием электронных средств обучения привела к ухудшению состояния здоровья детей. Так, с 1-го по 11-й класс на 15% увеличивается распространенность функциональных отклонений, а хронических болезней - на 53%. Если на 1000 первоклассников фиксируется 813 хронических болезней, то на 1000 выпускников - 1242. То есть каждый выпускник сегодня имеет в среднем более одной хронической болезни.

При этом болезни глаз, в основном миопия, стали занимать одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости. Среди выпускников почти каждый второй имеет функциональные нарушения зрения, а хронические глазные болезни - каждый шестой. Причем частота последних увеличивается в 16 раз за время обучения в школе.

"Обращает также на себя внимание значительная распространенность среди старшеклассников функциональных отклонений со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем", - говорится в документе.

Однако в настоящее время отсутствуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к ЦОС, что не позволяет охранять здоровье школьников.

Авторы нормативов подчеркивают, что, в частности, "смартфоны не могут обеспечить отражение учебной информации в соответствии с гигиеническими и офтальмологическими требованиями".

"Диагональ экрана этих устройств не позволяет достичь необходимых оптимальных для зрительной работы параметров шрифтового оформления контента учебной информации. При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как значимый фактор риска развития патологии органов зрения детей и подростков", – отмечают медики.

Из конкретных важных рекомендаций можно отметить следующие. При использовании системы беспроводной передачи данных расстояние от точки WiFi до ближайшего рабочего места должно быть не менее 5 м. Использовать же системы беспроводной передачи данных в школе для создания локальной вычислительной сети, подключения к сети Интернет, для подключения периферийных устройств ПК вообще не рекомендуется. То есть специалисты отмечают, что WiFi вреден для здоровья детей и может быть использован только на большом расстоянии от роутера, что в школе обеспечить практически невозможно. То же самое касается использования планшетов, которые не работают "через кабель".

"Не допускается использование смартфонов для образовательных целей (чтение, поиск информации). Использование обучающимися личных мобильных средств связи в образовательной организации должно быть ограничено. Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на территории образовательных организаций не рекомендуется", - также отмечается в нормативах.

Это означает, что в школах не должно быть антенн сотовой связи.

Кроме того, "минимальное расстояние от интерактивной доски (интерактивной панели) до первых парт должно быть не менее 2-кратной высоты экрана, но не менее 240 см. Наибольшая удаленность рабочего места обучающегося от интерактивной доски не более 860 см. Высота нижнего края интерактивной доски (панели) на полом составляет 70-90 см. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать слепящий эффект. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами / занавесями из светонепроницаемой ткани".

Все это существенно ограничивает использование интерактивных досок - школьники должны сидеть минимум в 2,5 м от нее.

В домашних условиях рекомендуется использовать персональный компьютер или ноутбук, обеспеченные проводным подключением к сети Интернет. Если используется WiFi, то до рабочего места обучающегося должно быть не менее 5 м. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа.

Для чтения и выполнения заданий всеми школьниками следует использовать преимущественно учебные издания на бумажных носителях.

При использовании электронных устройств дома для детей до 8 лет время их использования должно быть в пропорции 1:3 ко времени отдыха, то есть 30 минут работы и 90 минут отдыха. Для детей до 15 лет - 1:2, старшеклассников - 1:1. То есть после каждого часа работы следует хотя бы на час прерываться.

В руководстве дается допустимая продолжительность использования электронных средств обучения для школьников всех возрастов - в течение урока, за день в школе и за день в целом, в том числе дома. Из таблицы видно, что в младших классах допустимо использовать, например, планшет только 30 минут в день в школе (не более 10 минут за урок) и 80 минут всего за день. Даже в старших классах это не более 20 минут за урок и 80 минут за день в школе.

гигиенические нормативы для электронных средств обучения(2020)|Фото: Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования

Примерно такие же цифры относятся и к другим электронным устройствам. Обращает на себя внимание то, что даже для старшеклассников ноутбук или компьютер можно использовать менее 3 часов в день, а для более младших классов - и того меньше. Это свидетельствует о том, что дистанционный режим, который требует большого времени сидения за компьютером, с точки зрения влияния на здоровье школьников является опасным.

Доктор биологических наук, председатель РНКЗНИ, член научно-консультативного комитета Международной программы по неионизирующим излучениям ВОЗ Олег Григорьев сказал РИА "Катюша", что для России впервые сформулированы подобные нормативы для защиты здоровья детей. Документ направлен в Минпросвет и Роспотребнадзор для интегрирования в СанПиН "Санитарно-эпидемиологические правила к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", который, по планам Роспотребнадзора, с 2021 года заменит действующие СанПиН, регламентирующие работы разных организаций для детей. Но сейчас все это еще просто рекомендации, которые можно и не выполнять.

"На мой взгляд, Минпросвет очень рискует, делая акцент на компьютеризацию школ без упора на здоровую окружающую среду в школах. Это тоже старая дискуссия: в СССР в споре победили гигиенисты, поэтому были жесткие регламенты. Сейчас побеждает бизнес", - отметил Григорьев.

В апреле ведущая Екатерина Гордон резко раскритиковала дистанционное и цифровое образование. С этим мнением согласно подавляющее большинство специалистов, отмечающих, что никакие дистанционные технологии не могут заменить живое обучение. Тем не менее, оно неумолимо внедряется.

Евгений Чернышёв