Новости
Оперштаб назвал регионы с наименьшим приростом по COVID-19 - среди нет ни одного из самых привитых
Общество | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым | Республика Тыва

Наименьший суточный прирост заболеваемости коронавирусом зафиксирован в Сахалинской области - 0,08%. Также наименьший прирост в республиках Калмыкия (0,13%) и Алтай (0,21%), сообщает оперативный штаб по борьбе с распространением коронавируса.

Интересно, что среди названных регионов нет ни одного из самых вакцинированных. Так, в Сахалинской области и Алтае привито 49% взрослых, в Калмыкии - 39%. Средний показатель по России - 51%. Иными словами, наименьший прирост имеет место в регионах, где привито даже меньше, чем в среднем по стране.

Мы решили проанализировать первые результаты нерабочих дней по регионам и их связь с ковид-вакцинацией. И упорядочили все регионы по заболеваемости с начала ноября на миллион жителей. То есть число случаев ковида в регионах с 1 по 9 ноября делилось на население регионов и умножалось на миллион. Вот первая и последняя пятерки с наименьшей и наибольшей заболеваемостью на миллион жителей с указанием процента вакцинированных взрослых:

Дагестан - 21% - 415;
Краснодарский край - 48% - 428;
Татарстан - 39% - 436;
Чечня - 71% - 617;
Кемеровская область - 42% - 964;
...
Новгородская область - 39% - 3905;
Самарская область - 48% - 4182;
Санкт-Петербург - 40% - 4448;
Смоленская область - 38% - 5177;
Севастополь - 35% - 5507.

В первой пятерке средний процент привитых - 44%, в последней - 40% при среднем абсолютном отклонении 12% и 3% соответственно. То есть небольшая разница статистически незначима. Особенно красноречиво нахождение в одной пятерке Чечни и Дагестана, где доля привитых наибольшая и наименьшая по стране.

Если же упорядочить регионы по доле привитых, то в пятерке наименее привитых (21-32%) заболеваемость составила 11127 на 1 млн жителей, в последней (55-71%) - 2027. То есть среди самых привитых регионов заболеваемость почти в два раза больше, но и здесь среднее абсолютное отклонение показателя - 2 тыс. на 1 млн жителей, то есть такое же, как и сама заболеваемость. Это не только свидетельствует о незначимости различий между самыми привитыми и самыми непривитыми регионами, но и о том, что при таком огромном разбросе значений по регионам заболеваемость практически ничего не означает.

Сравнение по ковидной смертности дает такие же результаты. В пятерке регионов с наименьшей смертностью в среднем 47% привитых, в наибольшей - 40% при среднем абсолютном отклонении 10% и 7% соответственно. Как легко заметить, интервалы сильно пересекаются.

Если регионы упорядочить по доле привитых, то в пятерке наименее привитых умерли в среднем 41 из миллиона, в пятерке наиболее привитых - 22. На первый взгляд, разница очевидна. Однако разброс еще больше, чем по заболеваемости: от 13 до 80 в первой выборке и от 0 до 56 во второй. К тому же во второй выборке два региона с очень малым населением - Тыва и Чукотка, где с начала ноября произошли пока только 2 и 0 ковидных смертей. Они и обусловили низкие показатели в пятерке наиболее привитых регионов. Но и с их учетом разница статистически незначима, так как разброс таков, что она в нем "тонет".

Как такое может быть? Для этого вычисляется совместный для двух выборок доверительный интервал. С вероятностью 95% (обычно используемой на практике, так как меньшая достоверность почти не имеет ценности) он равен 34 смерти на 1 млн жителей, что намного больше, чем разница в уровне смертности (19). Можно пойти от обратного и уменьшить вероятность, найдя такую, при которой разница станет статистически значимой. Она равна около 60%. То есть формально можно говорить о том, что в пятерке самых привитых регионов с вероятностью 60% ковидная смертность ниже, чем в самых непривитых. Но достоверность этого весьма низка. К тому же очевидно, что интервал времени еще слишком мал и в течение месяца на Чукотке и Тыве, скорее всего, умрут несколько человек.

В целом по всем регионам зависимости смертности и заболеваемости от вакцинации в ноябре по-прежнему нет - коэффициент корреляции близок к нулю (0,17). То есть статистической связи между вакцинацией и уровнем смертности не наблюдается.

Тем не менее, этот подход, с оценкой уровня достоверности в различии самых привитых и самых непривитых регионов, мы используем для анализа ситуации по итогам месяца. Возможно, эффект вакцинации все же обнаружится хотя бы с малой степенью достоверности.

Евгений Чернышёв