Новости
Безразличие Смольного к промышленности обернется рисками «тотальной безработицы» для петербуржцев
Экономика | Санкт-Петербург

В Петербурге стало меньше вакансий для рабочих – по итогам апреля аналитики сайта «Зарплата. Ru» зафиксировали 30% снижение предложений. Количество соискателей, между тем, растет – их в 2,3 раза больше, чем в апреле прошлого года. Средняя зарплата, впрочем, тоже подросла и составила 52,5 тысячи рублей, что на 7% выше прошлогоднего уровня.

Данные говорят о тенденции превращения «рынка соискателя» в «рынок работодателя» и могут свидетельствовать о начинающемся кризисе, особенно в сфере производства и оптовых продаж. Трудности в поиске новой работы испытывают специалисты по логистике и закупкам, хотя предыдущие два года отрасль оказывалась в лидерах роста. Небольшой рост отмечен на рынке труда в сфере коммуникации и связи.

Наиболее тревожная ситуация складывается на рынке рабочих специальностей. По данным портала HeadHunter, сейчас отмечается снижение вакансий для рабочего персонала на 14% в сравнении с мартом 2022 года. При этом в марте рынок просел на 20% по отношению к февралю. Востребованными остаются наладчики (35% размещенных вакансий на производстве), монтажники (24%), слесари, механики и грузчики.

Директор сервиса временных исполнителей GigAnt Анна Липина в разговоре с «Деловым Петербургом» отметила, что такая ситуация связана с тем, что многие производственные и логистические компании СЗФО не успели перестроить логические цепочки, найти новых поставщиков и рынки сбыта, поэтому произошло смещение потребностей в рабочей силе – дальше от западных границ, в центральной части России, они стали нужнее, чем в Петербурге.

Губернатор Александр Беглов при этом отметил, что город заинтересован в поддержке бизнеса и производственных компаний и активно взаимодействует с федеральными властями в этом направлении, увеличив финансирование, особенно в плане подготовки и переподготовки кадров для будущего «технологического рывка».

«Мы увеличили финансирование программ Фонда развития промышленности, Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Отдельно отметил активную деятельность «НПО «Радар ммс» по подготовке кадров – предприятие сотрудничает со школами и ведущими техническими вузами. Сегодня нужны высококвалифицированные кадры для очередного рывка нашей страны, и Петербург может это обеспечить», – сообщил его Telegram-канал.

При этом Смольному приходится признать: город в 2022 году рискует потерять звание региона с самой низкой безработицей в РФ: по оценкам комитета по труду и занятости, уволить могут более 20 тысяч человек. Компании с иностранным капиталом, остановившие работу, но платящие пока зарплату, по закону могут перестать делать это спустя три месяца, и пусть та же IKEA объявила, что продлевает минимальные выплаты до середины августа, многие горожане уже активно ищут работу, чтобы сохранить привычный уровень жизни.

По словам вице-президента Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрия Прокофьева, средства на поддержку рынка труда в Петербурге выделяются и федеральным центром, и регионом, но важны не суммы, а то, куда их направят. Он советует начинать искать работу сейчас, даже если зарплату еще платят: если политическая ситуация стабилизируется, вернуться к работе в компании можно, но есть риск остаться без работы и конкурировать за вакансию в гораздо более плотной среде.

«Федеральные и региональные власти сейчас выделяют солидные средства для рынка труда Петербурга. Но дело не в сумме, а в том, на что будут расходоваться эти деньги. Необходимо, чтобы они пошли непосредственно на поддержку предприятий, которым трудно, эффективные программы переобучения, подготовку специалистов ходовых профессий. Ведь если геополитическая ситуация стабилизируется, экономика может восстановиться очень быстро, и компании всегда смогут вернуть своих сотрудников. Потому так осторожно ведут себя многие западные фирмы. А если нет – тысячи рискуют оказаться на улице», – сказал он «Аргументам и Фактам».

Эксперты ожидают, что в ближайшем будущем логистические и производственные предприятия города замедлят активность еще сильнее, что отразится и на рынке труда. На днях автогигант «Ниссан» сообщил об остановке своего петербургского завода до апреля 2023 года, заводы «Тойота» и «Хендай» так и не запустили производство, остановив его в начале марта. Даже если избежать увольнений получится, многие не смогут и не захотят жить на предлагаемую простаивающим заводом минимальную зарплату.

Касается это и логистических комплексов: владелец расположенного в Большом порту Петербурга «Первого контейнерного терминала» Global Ports также испытывает трудности в связи с ближайшими не самыми радостными перспективами рынка перевозок, теряя кредитные рейтинги вместе с грузами. По мнению «Эксперт РА», владельцы компании будут вынуждены диверсифицировать бизнес, переключив часть мощностей на Дальний Восток: ожидается, что порты Балтийского бассейна потеряют до 80% грузооборота к осени, что неизбежно оставит без работы множество людей, занятых в этой сфере.

Власти Петербурга заверяют, что город пока еще остается в лидерах по экономическому развитию, а «тотальной безработицы» не будет. Но о системной поддержке производственных предприятий говорить сложно. В отличие от Москвы, где мэрия выкупила в собственность завод «Рено» ради возрождения легендарных автомобилей «Москвич», и Ленобласти, где власти сохранили производство турбин после ухода с рынка Siemens, Смольный не предложил ничего подобного местному автопрому, фактически, бросив его на произвол судьбы. Аналитики сочли такую ситуацию обидной для петербуржцев.

«Почувствуйте разницу: в Петербурге завод Nissan на фоне санкций не будет работать год, в Ленобласти турбинный завод продолжит функционировать, несмотря на уход из страны немецкого концерна Siemens. В связи с этим возникает обидный для петербуржцев вопрос: почему в Москве уже анонсировали выпуск «Москвичей», а в Петербурге никто и словом не обмолвился о будущем автомобилестроения?» – написал автор ТГ-канала «Дворцовая площадь».

В конце апреля Смольный назвал автопром одной из наиболее пострадавших отраслей в условиях санкций. Председатель промкомитета Кирилл Соловейчик в беседе с журналистами рассказывал, что правительство региона понимает все трудности и сейчас активно контактирует с Белоруссией по вопросам сотрудничества в производстве автомобильной электроники, а также заметил, что важнейшим делом считает развитие науки, в частности – выпуск отечественных полупроводников, тем более, что разработаны они были именно петербургскими физиками. Но непосредственно здесь и сейчас занятым в производственной сфере Петербурга на помощь властей пока не стоит рассчитывать.