Встреча Патриарха Русской православной церкви и Папы Римского просто не могла не быть символичной. Куба как символ близости ядерной войны, гаванский аэропорт как символ необязательности и случайности встречи. Произнесенные слова так же стали символом - того, насколько по-разному в Москве и Ватикане понимают суть происходящего в мире. Кирилл говорил о "совместной работе", "защите православных", Папа Римский твердил свое о "единстве", "общей вере", о "брате епископе". Однако на выходе из аэропорта Франциск повез в Рим слова, символы и знаки, а Кирилл получил Украину. Корреспондент Накануне.RU попытался разобраться, надо ли было ради Украины прерывать многовековой "игнор" католиков.
Украина - единственная содержательная тема, которая в итоге была закреплена на бумаге в диалоге Патриарха и Папы Римского. Нет прозелитизму, храмы не отбирать, греко-католиков угомонить, - такова плата Ватикана за совместное фото с Русским Патриархом и надежду на продолжение диалога.
Кулуарные разговоры, тайные договоренности и прочие обещания замужества, даже если они были, - все это может играть какую-то роль в политике, но никогда не было уважаемым и сколько-нибудь влиятельным в межрелигиозном общении. Как говорят православные, подшучивая над католиками, личные грехи патриарха никак не мешают спасению простого верующего.
История отношений Западного Рима и Восточного помнит огромное количество договоренностей, предательств, совместных мероприятий и даже уний и встреч в масонских ложах. Неизменно под тем или иным давлением (чаще народа) все отрицалось, рвалось, сжигалось, но не признавалось. Так, грузинский митрополит после Ферраро-Флорентийского Собора, на котором православных иерархов заперли без денег и еды (настолько хотелось православному императору Константинополя помощи от турок), исчерпав все способы отказаться от своей подписи под унией, сам себя объявил сумасшедшим.
Западной прессе снова мерещится очередной хитрый план Путина по выводу России из изоляции, которая по факту не слишком-то заметна. Автор хитрых планов, между тем, окидывает усталым взглядом толпу послов и руководителей государств, приехавших торговаться. Редкие западные романтики пишут о попытке предотвратить Третью мировую войну и насилие как таковое. Умно ведут себя российские федеральные каналы, а то бы вышло, что у Путина получилось то, что не вышло у Сталина при попытке собрать Вселенский Собор конца 40-х.
Лишь итальянская Corriere della sera смотрит в корень, благодаря, наверное, хорошим источникам в Ватикане, и упоминает грядущий Всеправославный Собор, который состоится этой весной, намекая на желание Папы уже через него продолжить диалог и прогнуть строптивых северных схизматиков. В целом, очевидно, что встреча носит сугубо религиозный характер и политика в ней - тоже религиозная. И так уж повелось, что религиозная политика - давно часть политики общемировой.
То, что Украина и политика на Украине стали наиболее конкретным и содержательным пунктом в совместном заявлении РПЦ и Рима, показывает правоту тех конспирологов, которые после первого Майдана твердили, что Константинопольский Патриарх мог принять автокефалию украинских раскольников, и осуществить планы Ющенко на своего брата во главе УПЦ. Но обменял это на согласие Русской Церкви на Всеправославный Собор, который Константинополь считает Вселенским.
План Патриарха Константинополя Варфоломея прост и им самим не скрывается, а периодически проговаривается в проповедях и интервью. Желая перестать быть "игрушечным" вселенским иерархом с тремя тысячами верующих, ведомый нежной любовью Рима, Варфоломей пытается создать некий наднациональный орган управления всеми православными поместными церквями мира. Для его легитимации Вселенский Собор подходит как нельзя лучше, ради этого можно пойти на то, чтобы вычеркнуть ряд либеральных, обновленческих пунктов из повестки Собора, лишь бы не пугать консервативных русских экуменизмом, второженством священников и равноправием извращенцев.
Либерально-обновленческую повестку проще принимать в узком кругу, чем на заметных, грандиозных собраниях вроде Вселенского Собора. А еще проще менять порядки и настроения в Православной Церкви, если центр по их изменению находится вне России.
Варфоломей, очевидно, полагает, что первую скрипку на этом собрании играть будет он при поддержке "римских братьев". Однако Риму, который со времен Второго Собора объявил себя флагманом открытости и христианского экуменизма, надо думать, по большому счету, без разницы - будет управлять новой структурой Константинополь или кто-то еще. Почему бы через три хода на шахматной доске новая наднациональная структура не оказалась в руках католикофилов из Отдела внешних церковных связей? Главное же пока просто изменить систему, а там уже начнется совсем другая игра, ради которой можно и отдать на время Украину.
Между тем, знакомые с ситуацией в Отделе внешних связей Церкви эксперты в один голос говорят, что нет больших противников экуменизма и синкретического православия, чем его сотрудники. А вся католикофилия его главы митрополита Илариона и части епископов заканчивается на симпатиях к вертикали власти в Ватикане, дескать, вот бы и у нас так, а то не уважают власть.
Собственно и Патриарх Кирилл ясно дал понять, что вступает в предложенную игру с открытыми глазами и полным пониманием того, что происходит и как с ним будут играть. "Эти семь лет научили меня чему-то такому, что я, может быть, в полной мере не осознавал до восшествия на Патриарший престол", - говорил Кирилл в феврале, принимая в седьмую годовщину своей интронизации. Разбираясь в хитросплетениях символов и знаков на состоявшейся меньше, чем через две недели после этого заявления, встречи в Гаване, можно увидеть, как гнул свою линию Рим, всячески демонстрируя единство и общность со старшим "братом" - Восточной Церковью.
Вот Папа Римский дарит Патриарху Кириллу частичку мощей равноапостольного просветителя славян Кирилла, канонизированного до раскола с папистами (мощи его хранятся в Риме), намекая на общее прошлое. Кирилл в ответ дарит список иконы Казанской Божией матери, словно возвращая подарок Иоанна Павла II, грезившего обращением России в католичество. Не всем православным понятно, но абсолютно понятно католикам, что Кирилл намекает на Фатимское пророчество, очень популярное в католической традиции. Согласно пророчеству, Богородица, явившаяся в местечке в Португалии в 1917 году, предостерегала пап от Третьей мировой войны и во избежание ее говорила о необходимости обратить Россию в католичество. Иоанн Павел II после весьма темной истории с покушением на его жизнь 1981 году, в котором был обвинен якобы агент КГБ некий Антонов, повесил в келии икону Казанской Божией матери из португальского православного храма и до конца жизни занимался превращением пророчества в политическую концепцию. Икону в итоге он потом подарил РПЦ. Кирилл же, вручая в Гаване другой список иконы Казанской Божией матери, явно делал послание Ватикану. Может быть, таким образом он дал понять: да, мы сыграем в вашу игру, но мы знаем и видим, зачем вам нужна эта встреча, и, кстати, вот, возьмите назад свою миссию.
Встреча с Папой для предстоятеля РПЦ, по мнению большинства наблюдателей, стала попыткой выйти из сложной ситуации на Украине, прикрыться от шантажа Константинополя украинской автокефалией и перехватить инициативу внутри Вселенской Церкви, для начала выбив из игры Константинополь.
Ведь не исключено, что Рим начнет "слив" своего агента - Константинопольского патриарха Варфоломея, оставляя его на вторых хозяев в ЦРУ. В православной среде принято считать, что то, во что превратился константинопольский престол, опаснее для православия, чем Ватикан.
Почти 60 лет римско-константинопольского "диалога любви", объятий, поцелуев, взаимной отмены анафем, похоже, сделали свое дело, и патриарх Константинополя Варфоломей выполнил свою роль и роль своих предшественников почти до конца, а серьезно ослабевший в мире потребительского капитализма Ватикан выгодно отличается от ЦРУ, Госдепа или Минфина США, лишь тем, что у него есть долгосрочное планирование за пределами одной человеческой жизни и ясная цель. Ватикан может позволить себе взять передышку и посмотреть, чем закончится борьба внутри Вселенской православной Церкви, и сможет ли Русская Церковь навести там порядок. Впрочем, передышка не значит прекращение работы с отдельными представителями и целыми церквями.
За недели, предшествующие исторической встрече, часто звучало мнение, мол Патриарх Кирилл не смог устоять перед желанием попасть в историю. Но может оказаться так, что выбор стоял иначе, он был между записью в энциклопедии о предстоятеле, который потерял Украину, или Патриархе, который встретился в аэропорту с Папой. Насколько верным было это решение, покажет время, а грозность его вызовов после встречи в Гаване не ушла. Обезопасив Украину от активности греко-католиков на какое-то время (возможно, весьма короткое), Кирилл одновременно повысил градус напряжения и недоверия в собственной Церкви. Надо помнить, что одним из самых принципиальных противников встречи в Гаване и Всеправославного Собора является собственно митрополит УПЦ МП Онуфрий. Позиция его основана не только на личном мнении, традиционно русины и русские православные на Украине самые консервативные и ревностные, а Почаевская лавра на Западной Украине и вовсе заслуженно пользуется славой нерушимого оплота традиционного православия. Как оценят монахи и прихожане, уже 20 лет отбивающие, часто в настоящих драках, от бандеровцев и греко-католиков свои святыни, встречу в Гаване?
Как оценят православные Крыма совместные фотографии с Папой Римским и подозрительный Всеправославный Собор? Они-то бежали в Россию в надежде скрыться тут от духа экуменизма и глобализма. Старейшие церкви Грузинская и Элладская, с ее афонскими монастырями, пока отказываются от участия во Всеправославном Соборе, еще не дал четкого ответа Антиохийский патриархат в Сирии, ради которого якобы и сдвинулся тысячелетний лед отношений между христианами. Молдавская митрополия накануне собрала свой поместный собор, на котором приняла решение обратиться к Патриарху с просьбой не ехать на Вселенский Собор. Волнуются и православные патриоты внутри самой России
"Блажен муж, который не идет на совет нечестивых", - говорит патриарху часть его паствы. В ответ сотрудники ОВЦС митрополита Илариона, церковные чиновники, называют консервативных православных радикалами и уже чуть ли не раскольниками. Православных патриотов между тем можно понять, они привыкли почти за тысячу лет, что Православная Церковь не уподобляется Ватикану, не играет в политические игры, а живет к принципу "да- да, нет - нет, а что сверх того, то от лукавого". В этой ситуации, остается пожелать православным, Патриарху да и всем нам, успеха в опасной игре, в которой оказался Кирилл, тем более, что за всем этим, с иезуитской улыбкой будет наблюдать Ватикан. Уж где-где, а в Риме помнят последствия раскола католиков-традиционалистов после экуменического и обновленческого Второго Ватиканского Собора в 1965 году, в котором, кстати, принимал участие как наблюдатель, учитель Кирилла митрополит Никодим, умерший в итоге на одной из встреч с Папой Римским.