В этот год министр культуры РФ Владимир Мединский выступил за жесткие меры по защите российского кино. По его мнению, без протекционистских мер невозможно построить отечественную индустрию и защитить рынок от Голливуда.
"Наша киноотрасль работает в условиях чудовищного мегагайдаровского дикого рынка, по сути, без всякой протекции со стороны государства, кроме наших небольших дотаций в конкретные кинопроекты", – сказал министр.
И действительно, по итогам 2016 г. года возросло и финансирование кинематографа. Министерство в 2015 г. году поддержало 77 игровых, 182 документальных и 62 анимационных картины. В 2016 г. году цифры уже выше - 106 игровых, 216 документальных и 82 анимационные картины. Кассовые сборы российских фильмов составили в 2016 г. $8 млрд.
Но Мединский добавил, что в других странах действуют жесткие защитные механизмы по защите отечественного кинематографа. Чтобы сделать кинобизнес в России выгодным, необходима определенная отраслевая консолидация вопреки частнособственническим интересам отдельных буржуа - вот такими заявлениями отличился министр культуры в Год кино.
Но какое конкретно кино собирается защищать Мединский - не вполне ясно. Первые ростки здорового отношения к массовому искусству проявляются, но в целом в отрасли и правда царит та самая гайдаровщина - и, кстати, нередко при прямой поддержке Минкульта и Фонда кино.
Фестивальные работы получали призы с завидной регулярностью. Фильм "Ученик" получил Гран-при фестиваля российского кино в Польше. В августе 2016 г. "Ученик" вошел в лонг-лист номинантов на получение премии Европейской киноакадемии. В Сочи Серебренников получил Кинотавра как лучший режиссер.
Итак, о чем же фильм лучшего режиссера России? Серебренников снял мрачный фильм о современной России по пьесе немецкого драматурга, продолжая традицию "Левиафана" вскрывать социальные проблемы России, используя реалии другой страны ("Левиафан", напомним, был снят на основе реальной истории, случившейся в американской глубинке). Серебренников механически переносит реалии на российскую почву, меняя только имена и добавляя свои политические воззрения. Главный персонаж - юный бунтарь, изучив Библию, обличает разложение семьи, школы, церкви - всех социальных институтов.
Его герой-антагонист - молодая учительница биологии, она же по удивительному стечению обстоятельств – психолог (видимо, для немецкого драматурга именно биология и психология – символы прогрессивности). Причиной разлада между всем прогрессивным в школе и всем реакционным стала обычная морковка, точнее Елена Львовна принесла на урок целый пакет морковок – и одарила каждого ученика соответствующим овощем и презервативом. Лекцию по половому воспитанию она начинает словами: "На прошлом уроке мы говорили о вариантах сексуальной ориентации и поведении в связи с этим. Сегодня речь пойдет о способах защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Морковки всем хватило?"
Среди короткометражных мультфильмов, выдвинутых на Оскар, оказалась российская картина - такое случается периодически, но именно тема нынешней работы взволновала многих. Она называется "Мы не можем жить без космоса".
Приз мы не взяли - режиссер Константин Бронзит объясняет это только тем, что Минкульт выделил "всего лишь" 5 млн руб. на создание фильма, но не раскошелился на промоушен, без которого соперничать с такими гигантами, как "Пиксар", совершенно невозможно. Отметим все же, что мульт-короткометражки уже не первый раз удостаиваются номинаций и призов, дает о себе знать традиционная школа советской мультипликации.
Также из области нетрадиционных жанров - в Челябинске в апреле Года кино прошел фестиваль "Человек труда", созданный в прошлом году по инициативе полпредства УрФО.
"Главное, что фестиваль открывает нам целый пласт киноработ, которые мы вне этого кинофорума можем и не увидеть никогда. В прокат такие фильмы редко попадают, обычно они для какого-то ограниченного клубного просмотра, для специфической аудитории. Естественно, прокатчики слабо интересуются этой темой. Многим из этих работ вполне нашлось бы место на "Артдокфесте" - это главный в России фестиваль документального кино. Каждый фестиваль важен еще и с точки зрения цеховой кинематографической коммуникации. Зачастую нашим режиссерам не хватает контактов и навыков, чтобы лучше представить свой фильм, чтобы его увидело как можно больше зрителей", - рассказала в беседе с Накануне.RU член-жюри фестиваля "Человек труда", общественный деятель и публицист Дарья Митина.
Главный приз 24-го фестиваля российского кино в Онфлере получил фильм "Тряпичный союз" режиссера Михаила Местецкого. Приз зрительских симпатий достался картине "Коробка" Эдуарда Бордукова. Оба фильма получили высокие оценки и на других фестивалях. На фестивале Российского кино в Екатеринбурге первое место также досталось фильму "Коробка" - в этой яркой трагикомедии вчерашние мальчишки борются за футбольный стадион "коробку", построенную еще их отцами и дедами в советское время. Яблоко раздора между взрослыми и детьми, между нашими и "приезжими", между богатыми и простыми пареньками – стало объединяющим элементом, когда коробку разрушили "нацисты", так называемые скинхеды.
А "Тряпичный союз" - это странноватый, но увлекательный фильм о том, как запутавшиеся молодые люди создают то ли политическую организацию, то ли арт-группу (каждый думает по-своему), чтобы бороться за свои идеалы, которых и нет как таковых – один "левый", социалист, другой говорит, что "хищник и либерал", третий, видимо, националист, главный герой – тихоня, которому нужно найти достойную цель для союза и написать идеологию; и конечно девушка, которая развалит союз и прекратит поиски идеологии. Фильм хулиганский, с интересными находками, проходит под грифом "кино не для всех", то есть фестивальное кино.
"Ну, фестивальное кино есть и оно должно быть. Но это капля в море киноиндустрии, должно быть и другое кино - массовое. Должны быть фильмы высокой культуры, которые совмещают в себе и то, и другое. Здесь вопрос даже не в экономике, здесь вопрос национального сознания, суверенитета, в том числе и такой – я подчеркиваю – экономически оправданной отрасли, как советский кинематограф, который приносил в советский бюджет весьма немалые деньги, помимо всего прочего. У нас пока – за редким исключением – это все убыточно просто потому, что зрителя очень тяжело обмануть", - комментирует Дмитрий Лекух.
Лунгин достал из рукава "Пиковую даму" - это, конечно, не экранизация Пушкина, а лишь история про грязный и коварный мир современных театральных подмостков, интриг, которые разворачиваются вокруг постановки "Пиковой дамы". Таблоиды радовали: "В прокат вышел новый фильм Павла Лунгина, в котором люди пускают кровь под музыку Чайковского".
От следующего фильма ожидается пускание крови из глаз, видимо, под гимн Советского Союза - в Год кино радостные новости - Лунгин снимет фильм о сталинских лагерях. "Я сейчас ищу реальные истории о том времени, воспоминания людей, которые пережили лагеря, собираю по лоскуткам разные документальные истории", – заявил режиссер перед московской премьерой своего фильма "Дама пик". Он отметил, что об этом периоде забывать нельзя.
"Сейчас в обществе идет спор об Иване Грозном, и предполагаю, что скоро будут спорить и о Сталине", – уверен он.
Сборы российских фильмов в Год кино возросли на 15,6% по сравнению с 2015-м – с 6,84 млрд руб. до 7,91 млрд руб., сообщила компания Movie Research. По их данным, посещаемость также возросла – с 29,6 млн до 32,3 млн человек. В целом по России сборы и российских, и иностранных фильмов выросли на 7,9%, а посещаемость – на 9%. "Почти 17% посещений отечественных фильмов относятся к киноленте "Экипаж". В результате в Год кино в топ-25 самых кассовых российских фильмов последних лет вошли две новые картины: "Экипаж" на втором месте и мультфильм "Иван Царевич и Серый волк 3" – на пятнадцатом месте.
"Экипаж" – интересная работа, я его, безусловно, видел, его нельзя было пропустить. Я не могу сказать, что фильм дал что-то кинематографу как искусству, но это хорошая, профессиональная работа. Любая отрасль литературы в том числе, то же самое касается кинематографа – это и искусство, и ремесло одновременно. И ремесло иногда ничуть не менее важно, чем искусство. Вот с точки зрения ремесла выход ремейка фильма "Экипаж" – это очень здорово. Это здорово, профессионально сделано с точки зрения массового зрителя. Если я не ошибаюсь, чуть ли не этой же командой была сделана "Легенда номер 17" про Харламова. Такие вещи, безусловно, нужны, но одних их недостаточно. Таких блокбастеров с точки зрения ремесла должно выходить не один десяток. Они ведь и экономически оправданы. Поставлены такие рекорды, что видно – уже отбился", - говорит Дмитрий Лекух.
Несколькими громкими событиями отметились фильмы, которые только еще готовятся к съемке или выходу. Так, например, первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, член фракции КПРФ Владимир Бортко планирует в мае следующего года снять фильм о событиях в Донбассе по книге Александра Проханова "Убийство городов": "Съемки фильма я должен начать в мае, сейчас идут предварительные работы", – отметил он в СМИ. Фильм, посвященной событиям последних лет на юго-востоке Украины, возмутил "незалежну", особенно оскорбило то, что съемки будут вестись в Донбассе – потому власти Украины прокат фильмов Бортко "Тарас Бульба" и "Мастер и Маргарита" в стране запретили.
Фильм Алексея Учителя "Матильда" вызывал возмущение у Натальи Поклонской – она потребовала, чтобы прокуратура проверила его – картина еще до своего выхода якобы уже оскорбляет религиозные чувства. Православные общественники до этого собрали подписи под петицией. "В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, — сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем".
Прокурорская проверка не дала положительных для Поклонской результатов, а что касается фильма Учителя – кажется, он только выиграл от скандала?
"При всем моем эстетическом неприятии работ Учителя, я ему Бунина никак не могу простить, из которого он сделал декадента, хотя аристократ Бунин декадентство искренне ненавидел, но, несмотря на это, он может делать достойные фильмы. Как Виктор Мараховский назвал это "дуэлью на французских булках": сошлись два мифа – о имперской России (дворцовые перевороты и шальные императрицы), и с другой стороны - образ богобоязненного народа, радостные крепостные, подносящие барину рюмку. В общем, это такие две стороны одной медали, если говорить с моей точки зрения – чума на оба ваших дома", - сказал в беседе с Накануне.RU писатель Дмитрий Лекух.
Любовь к хрусту французской булки у кинематографистов - это такая непроходящая болезнь с начала гайдаровщины. Действительно, жизнь 10% населения многомиллионной страны была очень кинематографичной, и теперь даже сами костюмы выставляют на показ в Царском Селе - бальные, вечерние, визитные платья прошлого столетия и всевозможные аксессуары. Предметы воссоздавались по эскизам и акварелям начала прошлого века. Всего для фильма было сшито более семи тысяч нарядов, в частности, полностью воссоздана одежда участников торжественной церемонии коронации Николая II. Все это великолепие выйдет в годовщину Октябрьской революции.
В этом году "хрустобулочным" прорывом стал фильм "Герой" с Биланом - ни исторической достоверности, ни захватывающего сюжета в фильме обнаружено не было, зато четко заложили в умы, что мы что-то потеряли, а не приобрели. Главная тема - романтическая любовь княжны и ротмистра. Хотелось бы увидеть исторический фильм, но вместо этого - стандартный набор киноштампов про Россию, Которую Мы Потеряли.
Кульминацией Года кино, попавшей на экраны уже в начале 2017, по-видимому, должен был стать "Викинг" Андрея Кравчука - крайне сомнительная с исторической точки зрения работа про князя Владимира и его путь к крещению Руси. Дискуссии уже разгораются нешуточные, в сети появилась петиция с требованием запретить картину. "Просмотр данного фильма опасен для психического становления детей от 12 лет, а для взрослых опасен тем, что вносит раскол в общество", — говорится в тексте.
Год кино прошел в России и, как и Год литературы, был отмечен премьерами, фуршетами и фестивалями, но в целом, конечно, по мнению экспертов Накануне.RU, главное событие года – выход фильма, "снятого на народные деньги" – "28 панфиловцев" не связан напрямую с Годом кино.
Не сумев получить государственное финансирование, петербуржец Андрей Шальопа запустил краудфандинговый проект и установил всероссийский рекорд, собрав 30 млн руб. На одном из поздних этапов к созданию картины подключился Минкульт, покрывший остаток расходов на безвозвратной основе. Фильм предварил скандал вокруг теперь уже экс-главы Госархива Сергея Мироненко – он поспешил тогда заявить, что по результатам расследования военной прокуратуры подвига 28 солдат не было. Владимир Мединский, в свою очередь, недавно назвал сомневающихся в героизме панфиловцев "кончеными мразями".
"Отметить надо ровно один фильм – "28 панфиловцев", - говорит в беседе с Накануне.RU Дмитрий "Гоблин" Пучков. - Вот он удался, со всех сторон получился великолепно, денег мог бы собрать больше, но поскольку репутация у отечественного кино ниже ватерлинии, то народ даже на хорошие фильмы идет крайне неохотно, за что большое спасибо нашим гениальным творцам. Начало бюджету положили народные деньги – 35 млн руб. И это рекордные сборы, я не видел ничего, что хотя бы до 9 млн добралось бы, а тут народ собрал 35 млн. Отличный фильм, то есть я бы даже сказал – грамотно написанный сценарий, отличная режиссура, хорошие актеры - не примелькавшиеся и надоевшие, а люди, которых никогда не видел, им веришь, что они настоящие. Снято исключительно ловко при скромном бюджете. И нашим мэтрам, которые снимают за $40 млн, за $70 млн, такое и не снилось вообще. Этот фильм как планка, установленная на определенную высоту, и хуже делать как-то неловко. Для тех, кто хочет нормальное кино снимать – это ориентир".
"28 панфиловцев", безусловно, стал изюминкой в современном российском кинематографе, но, несмотря на это, для многих зрителей оказалось очевидно - и в этой картине тоже есть некая "фигура умолчания". Не звучат Советский Союз, советский народ, имя руководителя государства Сталина, непонятно, почему люди сражаются с фашистами - просто пришли захватчики. Видимо, это должно быть и так понятно? Здесь русские сражаются за землю, а не советские солдаты - за идею. Конечно, для кинематографиста неважно - "мы - русские и сражаемся за землю (березку)" или "мы - советские люди и сражаемся против фашизма, за идеи равенства и за свою страну" - но осадочек остался.
"Самое заметное событие уходящего Года кино с самим Годом кино никак не связано. Но оно, действительно, медийно самое заметное - это вышедший не так давно фильм "28 панфиловцев", снятый на народные деньги. Но надо отдать должное - все-таки с государственной помощью, спасибо Минкульту. Однако этот фильм снят по народной инициативе, а отнюдь не по инициативе Года кино. Год кино прошел точно также "штатно", как и Год литературы, то есть никаких особых изменений, кроме ряда мероприятий с едой и выпивкой я лично особо не заметил", - сказал в беседе с Накануне.RU писатель и публицист Дмитрий Лекух.
"Панфиловцы" должны были выйти ко Дню Победы, но запоздали, и получилось, что единственным фильмом в Год кино ко Дню Победы в Великой Отечественной войне стала картина продюсерской компании Николая Расторгуева "72 часа". Ленту сняли всего за один месяц – это история про молодогвардейцев, вчерашних школьников, которые на оккупированной земле устроили свое подполье, и про предателя – их одноклассника, который стал полицаем при немцах, а главным его заданием было уничтожение подпольной ячейки партизан.
Авторы работы доказали, что можно снять интересный, динамичный фильм без элементов боевика, разврата, и все же четко заявить впервые за 30 лет – у предателя нет и не может быть своей правды. Николай Расторгуев объяснил: "Этот фильм очень важен сегодня, когда идет идеологическое противостояние, фальсификация истории".
"Хорошо, что такие фильмы снимают. За последние 20 лет было сделано столько разрушительных шагов и снято фильмов, что в массовом сознании образовалось много дыр, которые надо чем-то закрывать, - всяких "Солнечных ударов", "Утомленных солнцем", "Сталинградов" - фильмов, где женщина идет ложиться под немцев, фильмов, где чествуют исключительно "хрустобулочных" героев, где Дима Билан у нас шашкой орудует и пьяную матросню рубит – и этот конвейер продолжает работу", - говорит журналист, автор и ведущий программы "Агитация и пропаганда" Константин Семин в беседе с Накануне.RU.
Да, качественные и правдивые фильмы появляются, их можно пересчитать по пальцам, но конвейер гайдаровщины в кино не останавливался. Сможет ли Минкульт защитить не только отечественную киноиндустрию как бизнес, но и отстоять историческую правду - покажет время. Пока же можно считать, что заявка сделана, а народ - снова выбрал, что ему ближе.