2017 г. для собственников квартир ознаменовался повышением расходов на оплату коммунальных услуг. Суммы увеличились из-за роста платы за общедомовые нужды (ОДН), другая причина – применение повышающего коэффициента при расчете платы за тепло в домах без общего прибора учета. Обе меры одобрены Правительством РФ, но механизмы их реализации требуют доработки, уже выявлены случаи неправомерного начисления платежей и применения необоснованных нормативов потребления ресурсов.
Постановлением Правительства РФ № 603 введен повышающий коэффициент 1,5 для платы за отопление в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета. По данным регионов, общедомовых приборов учета воды и электричества больше, чем счетчиков тепла. Так, в Челябинской области 95% домов имеют приборы учета воды, 75% - электричества и только 40% - тепла. Во многих регионах лишь новостройки имеют общедомовые приборы тепла. Коэффициент 1,4 со второго полугодия 2016 г. уже действовал для потребления воды и электричества (в части установки индивидуальных приборов учета), в сентябре он вырос до 1,5 и с января распространился на тепло. Собственники квартир в домах, не оборудованных приборами учета, уже получили "платежки" с выросшими суммами.
Повышающий коэффициент не применяется только для многоэтажек, где нет технической возможности установки счетчика, отмечает заместитель исполнительного директора по правовым вопросам НП "ЖКХ Контроль" Андрей Костянов. При этом обследование дома должна проводить специальная комиссия.
"Решение о возможности или невозможности установки прибора учета принимает комиссия, в которую входит представитель государственной жилищной инспекции. Существует постановление Правительства, в котором разъяснены характеристики многоквартирного дома, учитываемые при вынесении решения. Во всех законодательных актах есть оговорка о том, что повышающие коэффициенты применяются лишь в том случае, если такая возможность их установки есть. В ином случае нужен акт комиссии, пока его нет, собственники будут получать квитанции с повышающим коэффициентом. Для исполнителя – коммунальной службы – отсутствие такого акта – основание для выставления квитанции с повышающим коэффициентом", - разъяснил он Накануне.RU.
Решение об установке прибора учета принимают собственники на общем собрании, они же оплачивают установку, работы должны производить теплоснабжающие компании или другие предприятия, обладающие компетенциями. В Карелии повышение платежей на тепло до 30% связывают с бездействием поставщиков, которые не реагируют на обращения жителей. В республиканском УФАС готовы штрафовать компании по заявлению собственников. Если затягивание сроков установки прибора учета ресурсоснабжающей компанией будет доказано, то у собственников появятся основания потребовать перерасчет. В "ЖКХ Контроле" уточняют, что по закону жильцы могут добиться перерасчета и в том случае, если получат акт о невозможности установки прибора учета в доме. Исковой срок давности по таким делам – три года.
Еще одна проблема, связанная с коэффициентами – попытка коммунальщиков применить их задним числом. Жалобы жителей фиксировались в Тульской области в 2015 г., когда появился повышающий коэффициент. В регионе довольно низкий процент МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета и повышение тарифов коснулось многих жителей. Однако коэффициент оказался в два-три раза выше, установленного постановлением Правительства.
"Это значит, что ресурсники применили повышающий коэффициент с опозданием. То есть, право применять коэффициент 1,2 у них было с июля, но они его применили только с октября, пересчитав задним числом все суммы. По некоторым квитанциям повышение составило более 60%", - анализировали тогда в штабе партийного проекта "ЕР" "Народный контроль. ЖКХ". Жалобы общественники направляли в Госжилинспекцию.
В пресс-службе тульского отделения "Народного контроля" отметили, что большинство вопросов снято, проблемы с начислением платы к сегодняшнему дню не зафиксировано.
После установки прибора учета счета за отопление должны уменьшиться примерно на 20%, отмечают эксперты. Но это лишь в том случае, если не нарушен тепловой контур дома: нет открытых окон в подъезде, входные двери плотно закрыты. Иначе счета могут даже увеличиться.
Стоит добавить, что согласно закону N 261-ФЗ об энергосбережении, если общедомовые приборы не установят собственники, то этим должны заняться ресурсоснабжающие компании. Оплату стоимости счетчика и работы специалистов предприятия могут взимать с собственников, выставляя счета с рассрочкой до пяти лет. Власти некоторых регионов возложили обязанности установки приборов учета на ресурсников, но зачастую коммунальные организации не обладают свободными средствами для этих целей. Поэтому сейчас вопросы установки приборов учета решают собственники.
В Общественную палату РФ также поступают жалобы на рост платежей, однако председатель профильной комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор заявил, что считает жалобы от собственников, игнорирующих установку счетчиков, безосновательными.
"Я считаю, что не только повышающий коэффициент, но и норматив потребления, по которому платят те, кто не установил счетчики, должен быть увеличен. Потому что на сегодняшний день мы платим за тех, кто не устанавливает приборы учета в составе общедомовых нужд. Это касается и потребления воды, и потребления тепла. Некоторые тратят воду бессистемно, в квартирах, где прописан один человек, проживает целая семья, кто-то сдает свое жилье мигрантам, которые живут вдесятером. При этом счетчика в таких квартирах нет, им выгоднее платить по нормативу, а за реально израсходованную воду платят другие жильцы. Повышение коэффициента подтолкнет собственников к установке приборов учета – личных и общих и, в конце концов, приведет к уменьшению платежей", - поделился с Накануне.RU своим мнением общественник.
Но применение коэффициента 1,5 за отсутствие прибора учета – не единственная причина роста расходов на ЖКХ, из разных регионов поступает информация о кратном росте платежей. Жители Тюменской области жалуются на повышение расходов на тепло до двух раз, в Челябинской области бизнес обратился в ОНФ из-за роста платежей за теплоэнергию на от 170%-1200%. Причина в изменении правил начисления платежей. С 1 января 2017 г. расходы на оплату ОДН перенесены в жилищную услугу, а объем расходов на общедомовые нужды ограничен нормативом. То есть теперь платеж взимает управляющая компания и рассчитывать она его вправе не по домовым счетчикам, а по нормативу. В Минстрое объяснили меру попыткой защитить собственников от непрозрачных и завышенных платежей.
"Непонимание структуры и объема выставляемых начислений за общедомовые нужды и невозможность контроля этой строки в квитанции вызывали справедливые нарекания потребителей. Изменение схемы оплаты должно сделать эту часть расходов на ЖКХ более прозрачной", - говорил замглавы ведомства Андрей Чибис.
Нормативы регионы устанавливают самостоятельно. Выяснилось, что норматив расходов на электроэнергию в стандартном девятиэтажном доме в Омске в два раза выше аналогичного в Новосибирске. Из-за этого после перехода на новый порядок начисления ОДН платежи за них в российских регионах изменились разнонаправлено. Минстрой уже инициировал проверку обоснованности нормативов в регионах и поручил Госжилнадзору докладывать о реализации закона. Однако действующие нормативы будут в силе до июня 2017 г.
Тем временем в регионах предлагают приостановить действие новых норм в отрасли ЖКХ до того момента, пока не будут решены все спорные моменты. Обращения об отмене ОДН готовят депутаты Ульяновской области. В думу обратился председатель совета МКД и жители домов, которые находятся на обслуживании управляющей компании "СК Фундамент", у жильцов суммы за электроэнергию на общедомовое содержание превышают их квартирное потребление. По словам председателя профильной комиссии облдумы по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадия Антонцева, произошло это по причине завышенного норматива электроэнергии. К тому же при расчете размера платы учитывается площадь общего имущества, в которую включены не только лестничные площадки, лифты и коридоры, но и технические этажи, чердаки.
Геннадий Антонцев отметил, что губернатор Сергей Морозов уже выступил с предложением начислять плату на содержание ОДН на основании показаний приборов учета, если потребленный объем коммунального ресурса меньше норматива. Сам он считает, что Правительству РФ стоит приостановить действие постановления, чтобы собрать информацию регионов, проверить ее и проанализировать:
"Необходимо разработать новый порядок включения в стоимость содержания жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при выполнении минимального перечня работ, и принять новый порядок расчета норматива коммунальных ресурсов и размера платы".
С аналогичной идеей вышли представители Общероссийского народного фронта в Саратовской области. Там отметили, что никто не может объяснить собственникам, за что они стали платить больше, поэтому усиливается социальная напряженность.
"Проблема в том, что люди, когда не понимают, за что они платят, они отказываются платить. Задача управляющих организаций – объяснить собственникам жилья, как на их семейном бюджете отразятся изменения в законодательстве. Задача контролирующих организаций, профильных комитетов и министерств – провести работу с управляющими организациями, ответить на все вопросы. Но, судя по всему, вопросов и у них хватает", - сообщил Накануне.RU руководитель региональной рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" Михаил Жуковский.
По его словам, бездействие приведет к ухудшению ситуации в жилищно-коммунальной сфере. Вопрос на федеральном уровне региональные активисты планируют поднять через представителей движения в Госдуме.