Идея введения курортного сбора за отдых в России на третий год своего существования обрела форму законопроекта. Правительство предложило провести пятилетний эксперимент в самых популярных туристических регионах - Краснодарском крае и Крыму, а также в Алтайском и Ставропольском краях. Несмотря на небольшой размер сбора, представители туроптрасли считают инициативу рискованной: повышение цен приходится на самый бюджетный сегмент, к тому же платить россияне будут за инфраструктуру, которой еще нет - деньги пойдут на реконструкцию объектов. Другая сторона проблемы - власти фактически вводят новый налог в условиях моратория на повышение фискальной нагрузки.
Максимальный размер курортного сбора согласно проекту – 100 руб. за сутки. Он может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до ноля), времени пребывания туриста, статусности курорта. Ставка российского сбора соответствует международному опыту, уточняют в кабмине. В Словакии, Белоруссии, Австрии, Болгарии, Венгрии и Чехии законодательно закреплено взимание курортного сбора, размер которого варьируется от 0,6 до 3 евро за сутки в случае фиксированной ставки. Освобождаются от сбора льготные категории, в том числе местные жители, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, чернобыльцы, малоимущие семьи, лица до 18 лет.
Прогнозируемые доходы от введения курортного сбора исходя из ставки 50 руб. за сутки Правительство РФ оценило в 2,02 млрд руб. для Ставропольского края (за весь период эксперимента), 8,3 млрд руб. – для Краснодарского и в 16,4 млрд руб. – для Крыма.
Глава Крыма Сергей Аксенов заявлял, что оптимальный размер курортного сбора – 50 руб., эффект для бюджета полуострова оценивался в 500 млн руб. в год. В пресс-службе министерства курортов и туризма республики уточняют, что доходы, полученные от взимания курортного сбора в Крыму, могут быть направлены на обустройство пляжных территорий, в том числе и на подводку инженерных сетей. По мнению министра Сергея Стрельбицкого сбор должен взиматься только в активную фазу курортного сезона: в летние месяцы, либо с мая по сентябрь.
В Краснодарском крае о курортном сборе говорят, как о вынужденной мере. По словам губернатора Вениамина Кондратьева, развитие курортной отрасли без модернизации инфраструктуры, в первую очередь – коммунальной, невозможно. Только на реконструкцию водопроводного хозяйства в курортной зоне требуется минимум 14,8 млрд руб., поэтому для региона важна любая возможность получения средств для решения проблем с коммунальными системами курортов.
"Нашим муниципалитетам необходим курортный сбор. Сегодня количество отдыхающих совсем не пропорционально той сумме, которая поступает от туристической отрасли в бюджет", - заявил губернатор.
Однако Минэкономразвития РФ в отзыве на проект говорило о рисках лишиться части доходов, так как "любое удорожание может привести к переориентации потребительских предпочтений в сторону полулегальных видов размещения". А "серый сектор" и без того оттягивает значительную часть туристов.
К тому же, дополнительные расходы могут потребоваться на администрирование сборов. Согласно законопроекту операторами будут юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию гостиничных услуг и размещению. Подразумевается, что сбор должны взимать и хозяева многочисленных мини-гостиниц и частных домов, где селятся туристы. Пока не во всех "пилотных" смогли оценить расходы на администрирование сборов, о том, что расширять штат чиновников не нужно с уверенностью заявили лишь в Крыму. В Алтайском крае отметили, что на реализацию эксперимента потребуется порядка 10% от сборов. Администрирование может "съесть" весь сбор, такие примеры были. Для Крыма курортный сбор – не новое явление, он действовал до 2011 г., тогда же выяснилось, что платеж приносит больше расходов, чем доходов.
"В свое время, когда на Украине был введен этот сбор, единственные места, где его удавалось собрать – это официальные гостиницы, здравницы, санатории, дома отдыха. Человек, подходя к стойке, сразу рассчитывается и платит курортный сбор. Организовать курортный сбор в частных домовладениях крайне сложно. Затраты на администрирование курортного сбора зачастую превышают сам курортный сбор", - рассказывал заместитель главы администрации Алушты Алексей Боярчук на пресс-конференции о подготовке к сезону-2017г.
По мнению эксперта туристической отрасли Игоря Блинова, смысл в сборе есть, но время для его введения выбрано неудачное – российские туристы вновь чаще начали отдавать предпочтение отдыху за границей.
"Мы видим, что внутренний туризм, который по итогам двух лет рос, начал падать. Доля внутреннего туризма в общем объеме организованного отдыха сокращается. Введение курортного сбора вряд ли сильно повысит стоимость отдыха, но точно не добавит привлекательности конкретным туристическим регионам. Если старые гостиницы, которые являются продолжением советского прошлого, не реконструируются, может нужно подумать о смене собственника? Правительству, с одной стороны, это удобно, потому что частные средства на инфраструктуру будут аккумулироваться в большом объеме, но с другой нужно подумать, как стимулировать туриста к тому, чтобы он поехал в эти регионы: дотировать маршруты, ввести другие меры поддержки", - рассказал он Накануне.RU.
Таким стимулом может стать компенсация отдыха в России, но если идея сбора уже превратилась в законопроект, то предложение о налоговом вычете до 120 тыс. руб. обсуждается только в кулуарах Совфеда.
Учитывая ежегодное удорожание отдыха, курортный сбор, даже небольшой, скажется на предпочтениях россиян в сторону выбора зарубежных курортов, тем более, что альтернатива есть: Турция, Греция, Грузия, предполагают в НИИ индустрии гостеприимства РЭУ им. Г.В.Плеханова. Он повысит интерес к "теневым отелям" в сегменте недорогого отдыха, где люди считают каждый рубль, говорит профессор РЭУ Елена Джанджугазова. Цена курортного продукта – это по-прежнему очень чувствительный фактор для большинства российских туристов, рассказал она Накануне.RU:
"Курортный сбор – это старый рецепт решения проблем поддержки местной курортной инфраструктуры. В советские времена он довольно долго действовал на курортах Черноморского побережья и шел в основном на решение санитарных проблем курорта, так как в период активного сезона количество отдыхающих увеличивало население города в 10 и более раз. Это была необходимая мера, да и размер курсбора был не большим, в принципе он не сильно влиял на доходы и настроение отдыхающих. В настоящее время, на мой взгляд, не все интересанты курсбора до конца понимают его истинное значение и роль в формировании местного бюджета. Некоторые считают, что он может существенно пополнить региональные бюджеты, что мягко говоря, является преувеличением. На самом деле в сложной социально-экономической ситуации в стране следует очень осторожно принимать решение в области налогообложения, да и всей фискальной политики, так как обычные потребители всегда болезненно воспринимают какие-то новые варианты налоговой нагрузки на свой личный бюджет, даже если она и не высока".
К перспективам принятия проекта в сегодняшнем виде, в туротрасли относятся скептически, ведь рискнуть предложено самыми популярными внутренними пляжными направлениями – Крымом и Краснодарским краем. Исполнительный директор Ассоциации "Альянс туристических агентств" Наталья Осипова замечает, что в конечном итоге участие в эксперименте могут принять не все перечисленные регионы:
"Платить, как это делается в Европе, нужно, но за уже созданные условия, а не за то, что когда-то будет благоустроено. Чисто психологически это не совсем правильно и может оттолкнуть туриста. Сто рублей в день немного, но если люди едут на три недели да еще и с семьей, то получится достаточно крупная сумма. На фоне того, что наши зарубежные партнеры предлагают доплачивать за каждого туриста и субсидировать чартерные рейсы, это понизит ценовую конкурентоспособность, не говоря о качестве обслуживания".