Рынок специализированной техники ждут изменения – Минпромторг России приступает к разработке стратегии развития строительно-дорожного машиностроения. При этом документ затронет не только производителей строительной и дорожной техники, а также коммунальной, лесной, наземной аэродромной техники и производителей комплектующих. В настоящее время ведомство уже запустило в работу целый ряд субсидий, которые должны сделать технику доступнее для потребителей, простимулируют производство машин и их экспортные поставки.
Как будут расставлены приоритеты в развитии, ждут ли нас изменения в принципе начисления утильсбора, как ведомство предлагает бороться с контрафактом? Об этом и многом другом рассказал директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Евгений Корчевой.
Вопрос: Евгений Анатольевич, как Минпром РФ оценивает эффективность работы утилизационного сбора на специализированную технику?
Евгений Корчевой: Серьезных проблем по утилизационному сбору нет. Есть несколько обращений от потребителей и импортёров, что по каким-то отдельным позициям сумма утилизационного сбора завышена, а по некоторым, наоборот, сумма сбора низкая. В целом, проблем с утильсбором нет. Как любой механизм, его можно совершенствовать, поэтому мы внимательно рассматриваем все предложения, которые поступают. О чем-то конкретном пока говорить рано.
Вопрос: Рассматривает ли Минпром РФ увеличение размера взимаемого утилизационного сбора путем увеличения базовой ставки и изменения принципа начисления сбора, исходя из объема двигателя транспортного средства?
Евгений Корчевой: Этот вариант мы тоже рассматриваем. Сегодняшняя система "разложена" по видам машин и ее можно совершенствовать, добавляя какие-то виды машин, детализируя их, группировать. Что касается взимания в зависимости от мощности двигателя - это тоже возможный вариант, но у нас нет технической возможности взвешивать каждую машину, т.к. стоимость утилизации машины, как правило, зависит от ее веса. Есть, конечно, технические характеристики по массе, но все равно это расчетные величины, и в то же время есть четкая зависимость между массой машины и мощностью двигателя, который на эту машину установлен. Здесь тоже бывает некий разбег, это не прямая зависимость. Соответственно, есть гипотетическая возможность, вычислив эту зависимость, привязать утилизационный сбор именно к мощности двигателя. Это сделает ставку утилизационного сбора максимально приближенной к стоимости утилизации. Когда группа широкая, возьмем, к примеру, экскаваторы, которые весят от 17 до 32 тонн, понятно, что стоимость утилизации 20-тонной машины, будет меньше, чем 32-тонной. В сегодняшнем постановлении это одна группа и ставка на эти машины одинаковая. Мы такой вариант тоже изучаем, хотя на сегодняшний день никаких вариантов постановления в Министерстве по изменению ставок и системы взимания утилизационного сбора нет, но мы внимательно рассматриваем все предложения.
Вопрос: Какие меры противодействия производству и распространению контрафактной продукции в отрасли Вы могли бы предложить?
Евгений Корчевой: Мы в министерстве по решению Правительства РФ ведем реестр производителей и изготовителей самоходных машин и прицепов к ним. К каждой самоходной машине выдается паспорт. Чтобы этот паспорт получить, производитель самоходных машин должен в этот реестр попасть. Для того, чтобы попасть в этот реестр, он пишет заявление к нам в министерство. И мы эти заявления рассматриваем, и сегодня сталкиваемся с огромным количеством заявлений, которые подаются на контрафактные машины.
Самый массовый пример – это бульдозеры и тракторы ЧТЗ (входит в корпорацию "Уралвагонзавод", - прим. Накануне.RU). Есть огромное количество подпольных цехов, и не только Челябинске, где берется старый бульдозер, выпущенный, предположим, 10 лет назад, разбирается, заменяется двигатель и меняются агрегаты - по сути дела происходит восстановление машины. Это нормальный процесс, мы это поддерживаем, но по факту получатся так, что на эту машину выдаются документы, как будто эта машина новая и потребителю продается старый трактор ЧТЗ под видом нового. Конечно, это вопиющий случай. Здесь, во-первых, вводится в заблуждение потребитель, во-вторых, страдают производители, которые являются разработчиками, которые вкладывают деньги в инновации, в оборудование, в производство компонентов, ну а в-третьих, часто, по нашей информации, все эти так называемые серые изготовители производят эти машины из ворованных деталей с тех же заводов, каких-то производств, либо восстановленных деталей, либо из китайских деталей, которые не соответствуют ни качеству, ни требованиям сертификации.
У нас есть замечательное заявление с просьбой включить в реестр производителей некой гаражной организации Новгородской области, в которой работает четыре человека, которые являются производителем строительно-дорожных машин марок Volvo, John Deere и еще 15-ти крупных компаний.
Т.е. контрафакт есть, мы это видим, и четко понимаем, как с ним бороться. При этом мы должны так выстроить работу, чтобы не нанести ущерб российским производителям, а, наоборот, им помочь. Мы видим снижение контрафакта на рынке за счет создания системы, когда он экономически нецелесообразен и юридически невозможен. Также у нас существует комиссия по контрафакту, есть ежегодная конференция по борьбе с контрафактом на уровне Евразийского союза, и председателем комиссии является наш министр Денис Валентинович Мантуров.
Вопрос: В ближайшее время будет разрабатываться новая стратегия развития отрасли. Какие предложения Вы могли бы внести?
Евгений Корчевой: Предложения мы как раз ждем от участников конференции 27 июня 2017 года, которая пройдет в Парке Патриот. Мы хотим собрать представителей отрасли, чтобы собрать их идеи, их предложения, их видения, что должна включать в себя стратегия, какие целевые показатели нужно закладывать, как измерять достижения стратегии, каким путем идти, какие есть возможности, ну и к каким результатам мы должны прийти. Для нас очень ценно это мероприятие, чтобы услышать самих представителей отрасли. По опыту подготовки других стратегий, после такого среза общественного мнения, мы уже приступим непосредственно к разработке проекта.
В стратегии обязательно будет отражен процесс импортозамещения и увеличения объема производства. Мы заложим целевые ориентиры по увеличению экспорта, предусмотрев диверсификацию экспорта, чтобы мы не зацикливались на экспорте наших машин в одну, две, три страны или только СНГ. Мы считаем, что те разработки, которые у нас есть и будут появляется, должны быть глобально конкурентоспособны в большем количестве стран. Также в стратегию будут включены меры поддержки, связанные с инновациями, со стимулированием спроса и с поддержкой экспорта.
На наш взгляд, это стратегически важный документ, который будет определять горизонты государственной политики в этой отрасли до 2030 года и способствовать привлечению частных инвесторов.
Вопрос: Когда в России начался кризис, отрасль сельхозмашиностроения не только не упала, а показала колоссальный рост. Как Вы думаете, в чем кроется секрет успеха?
Евгений Корчевой: Основа этих успехов, в первую очередь, на предприятиях, в коллективах, в компетенциях, в желаниях производителей вкладывать деньги в новое оборудование, в новые разработки и осваивать новые рынки. Без этой основы какие бы меры поддержки ни предпринимались, успеха не достичь. Вторая важная составляющая – это, конечно же, господдержка. К сожалению, сегодня в чистом виде наши российские производители находятся в заведомо неблагоприятных условиях конкуренции ведения бизнеса по сравнению с такими же аналогичными компаниями, расположенными в Европе, в США, иногда и в странах СНГ. Поэтому господдержка позволяет эти условия либо частично, либо полностью выровнять, и создать поле для роста. Еще один секрет успеха – это политика контрсанкций, которые Россия ввела три года назад, и которая сделала выгодным развитие сельского хозяйства и простимулировала еще и спрос на машины. Но пять же, без наличия наших российских производителей и мер поддержки, этот спрос ушел бы на импорт. А так у нас появилось развивающееся сельское хозяйство. В прошлом году 54% всего рынка заняли машины именно российского производства, причем это не сборочные предприятия, а именно производители полного цикла. Что касается строительно-дорожной техники, то здесь кризис отразился негативно. У нас сократились темпы строительства. Этого можно было бы избежать, имея мощный экспорт. Пока в области строительно-дорожных машин у нас отсутствует мощный экспорт. Он, конечно, есть, но его размеры не так велики, как бы нам хотелось. Но и меры господдержки были только очень отрывистые. Системные меры поддержки к строительно-дорожной отрасли начали применяться только в прошлом году. Вот, собственно, и разница. То, что успех сельхозмашиностроения можно масштабировать и демонстрировать на других отраслях, в частности в строительно-дорожном машиностроении – это очевидно.
Вопрос: О чем, как участник и модератор сессии, Вы будете говорить на конференции 27 июня 2017 года?
Евгений Корчевой: Для нас основная цель будет послушать предложения представителей отрасли для подготовки стратегии, а также мы преследуем тактическую задачу. Мы в этом году запустили две абсолютно новые меры поддержки – это льготный лизинг российской строительно-дорожной техники. Субсидия составляет 10% от стоимости машины, т.е. некий такой аналог программы 1432 в сельхозтехнике. Льготный лизинг прекрасно себя зарекомендовал в автопроме, поэтому мы в антикризисной программе правительства предусмотрели 2,5 млрд на эти цели, за короткие сроки разработали правила предоставления этих субсидий, подготовили нормативную базу, и сегодня это постановление уже работает. Нам нужно как можно быстрее его запустить, чтобы потребители почувствовали реальную поддержку, чтобы лизинг помог увеличивать спрос на технику российского производства.
Вторая мера – это субсидирование пилотных партий. Эта мера позволяет новым разработкам быстрее реализоваться и дойти до потребителя. Это субсидия до 50% от стоимости машин на первую пилотную партию. Но так как эти механизмы новые, запуск их требует времени, подписания соглашений, работы с потребителями, работы с лизинговыми компаниями, то наше министерское выступление будет с рассказом об этих механизмах, с призывом компаниям как можно активнее участвовать в этих субсидиях.
Ну и третий блок – это поддержка экспорта: это субсидирование участия в выставках, это субсидирование стоимости доставки и субсидирование сертификации и омологации. Очень много мер в этом году мы подключаем для отрасли, поэтому наше основное сообщение компаниям будет – эти меры использовать.
Справочно: 27 июня 2017 года состоится совместная конференция Ассоциации Росспецмаш и Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России "Развитие рынка специализированной техники России". Это первая встреча такого уровня с привлечением представителей АО "Российского экспортного центра", федерального агентства Росстандарт, потребителей, производителей, дилеров спецтехники (строительной, дорожной, коммунальной, лесной, наземной аэродромной техники), представителей лизинговых компаний. Участие бесплатное, подробности на сайте: rosspetsmash.ru.