НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ), занимающий 21% рынка подвижного состава России, заявил о перепрофилировании предприятия на выпуск специализированной железнодорожной техники. Запрет на продление срока службы вагонов дал весомую поддержку машиностроителям, но период массового списания подходит к концу, и подвижной парк близок к балансу. Минпромторг ставит во главу угла производство специального состава - есть дефицит хопперов, цистерн. И с 2019 г. уральский завод "Ростеха", который возглавляет бывший заместитель Дениса Мантурова, снизит количество универсальных вагонов, чтобы угнаться за рынком и занять нишу с невысокой конкуренцией внутри страны. Эксперты при этом обращают внимание, что потере традиционного сегмента гражданской продукции УВЗ способствует недостаточно активная работа на экспорт.
В 2017 г. "УВЗ" вдвое, до 14,5 тыс. единиц, увеличит производство грузовых вагонов. По словам заместителя генерального директора по железнодорожной технике УВЗ Бориса Мягкова, портфель уже сформирован, контракты на поставку находятся в стадии подписания. Напомним, "Первая грузовая компания" (ПГК, входит в холдинг UCL Владимира Лисина), крупнейший частный оператор железнодорожных перевозок в России, в первом квартале 2017 г. приобрела порядка 3 тыс. полувагонов производства "УВЗ". В июне ПГК и "Газпромбанк Лизинг" заключили договор о предоставлении 4,7 млрд руб. на покупку на условиях лизинга еще 1 тыс. 700 полувагонов УВЗ.
В нынешнем году Минпроторг стимулирует приобретение специализированного грузового подвижного состава, применяемого, в основном, для перевозки угля – это, в том числе, глуходонные полувагоны, рассказал заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Всеволод Бабушкин на международном железнодорожном бизнес-форуме. В 2017 г. на эту меру планируется направить около 5 млрд руб., что сократит дефицит специализированного вагонного парка. На этот сегмент ориентируется и УВЗ.
"С уверенностью можно говорить о том, что мы не будем "разгонять" производство, и в следующем году не будет превышения уровня 2017 г. Мы будем перепрофилироваться в сторону специализированного подвижного состава, снижая производство универсального подвижного состава. Естественно, мы будем придерживать производство полувагонов, чтобы не перенасытить этот рынок и не нарушить баланс парка, который может обвалить ставки", - рассказал журналистам заместитель генерального директора по железнодорожной технике УВЗ Борис Мягков.
Отход от выпуска универсальных вагонов объясним еще и тем, что дефицит, который был на рынке в пиковые годы списания подвижного состава, сократился. В 2014-2015 гг. Министерство промышленности и торговли просубсидировало покупку 45 тыс. грузовых вагонов. На конец 2016 г., по данным "Объединенной вагонной компании" (ОВК), парк полувагонов вплотную приблизился к балансному состоянию, а профицит снизился до исторически минимального уровня - около 1-2% парка. В мае 2017 г. спрос на полувагоны (2,5 тыс. единиц) соответствовал списанию (2,3 тыс. единиц), всего было списано 6,3 тыс. единиц подвижного состава, приводит данные журнал "Рынок подвижного состава". На начало июня неисправный парк составляет 70,8 тыс. вагонов, профицит - всего 72 тыс. единицы, из которых только 2 тыс. приходится на полувагоны.
Новый гендиректор корпорации "УВЗ" Александр Потапов (в центре) - выходец из Минпромторга РФ
Пиковое списание полувагонов закончилось в 2016 г., в 2017-2019 гг. из строя будет выходить в среднем 30-40 тыс. вагонов в год, предполагают аналитики. При этом в мониторинге работы сектора машиностроения Минэкономразвития содержится прогноз о росте производства грузовых вагонов на 54,8% по сравнению с предыдущим годом. В 2016 г. в России было выпущено 36,6 тыс. грузовых вагонов, соответственно в этом году объемы выпуска могут превысить 56 тыс. единиц. За пять месяцев текущего года производство грузовых вагонов уже выросло на 86,8%, пик роста пришелся на март и апрель, когда число произведенных вагонов увеличивалось в 3,3 и 2 раза к соответствующему периоду 2016 г.
Прогноз Минэкономразвития выглядит более оптимистичным, чем цифры, озвученные ранее Минпромторгом. Последний ожидал роста производства грузовых вагонов в 2017 г. на 8-10% - до 40-42 тыс. единиц, отмечает эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев. Прогноз Минпромторга он называет более реалистичным.
"В 2016 г. российскими предприятиями было выпущено 36 тыс. 608 грузовых магистральных вагонов. Это на 22% больше, чем в 2015 г., но на 39,5% меньше, чем в 2013 г., когда было произведено 60 тыс. 535 единиц. Логичней было бы наоборот, но вероятно, в своем прогнозе Минпромторг исходит из анализа спроса, а МЭР - из заявленных планов самих производителей. Так УВЗ в 2016 г. практически удвоил производство вагонов и намерен еще раз удвоить в 2017 г., доведя производство вагонов до 14,5 тыс. единиц. ОВК, прибавив в 2016 г. 28%, в 2017 намерена увеличить производство на 15-25% до 18-20 тыс. единиц. Возможно, из этих оптимистичных планов и получаются цифры министерского прогноза", - отмечает он.
Контейнер-цистерна изготовлена УВЗ в рамках программы по импортозамещению
Списание порядка 30 тыс. единиц вагонов ежегодно будет поддерживать определенный спрос на полувагоны на более-менее постоянном уровне, но значительного роста спроса уже можно не ожидать.
"Лизинговые компании оценивают перспективы роста рынка вагонов в 2017 г. на уровне около 10%, и это похоже на реалистичную оценку", - рассказал он.
"Уралвагонзавод" на сегодняшний день выпускает вагоны-цистерны (для транспортировки нефтепродуктов, сжиженного газа, химических грузов), вагоны-хопперы, вагоны-платформы, контейнеры-цистерны. Не так давно УВЗ представил контейнер-цистерну КЦМ-40/0,7 для транспортировки и хранения СПГ и жидкого этилена, созданную "Уралкриомашем". В 2016 г. в линейке завода появились новые цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов, метанола, бункерный вагон для перевозки зерна. Разработка новых специализированных видов подвижного состава (хопперы, платформы, крытые вагоны и так далее) есть в планах УВЗ.
На расширение линейки требуются инвестиции, проект - часть инвестпрограммы компании с 2017 г. При этом на сегодняшний день конкуренция в секторе специального подвижного состава не такая высокая, как в производстве полувагонов (здесь лидерство у ОВК, на нее приходится 55% выпуска полувагонов), и у "Уралвагонзавода" есть шансы удержать нишу.
В настоящее время субсидия покупателям подвижного состава предоставляется в размере 350 тыс. руб. на один специализированный вагон, 250 тыс. руб. - на полувагон и на одну единицу техники, пояснили в Институте проблем естественных монополий. Эффект от 5 млрд руб. субсидий - дополнительный производственный объем продукции в 16,7 тыс. вагонов в 2017 г. В зависимости от эффективности данной меры, в конце года, возможно, она будет пролонгирована и на 2018 г., ожидают в ИПЕМ.
Цистерна модели 15-5181 предназначена для перевозки жидких химических неагрессивных грузов по железным дорогам колеи 1520 мм РФ, стран СНГ и Балтии
"В настоящее время продолжается оптимизация парка полувагонов. До конца 2017 г. списание будет преобладать над производством. В 2018 г. этот тренд сравняется. Решение "Уралвагонзавода" обусловлено отложенным спросом на универсальный подвижной состав. В настоящее время средний возраст полувагона в России достиг порядка восьми лет: по этому показателю наш парк полувагонов является одним из самых молодых в мире. В связи с этим спрос на полувагоны неизбежно сокращается, упор на производство спецвагонов - логичная тактика", - дал свою оценку руководитель отдела исследования транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Георгий Зобов.
Отметим, что в июне правительство Алтайского края сообщило о том, что "Ростех", к которому перешел УВЗ, может стать владельцем конкурента тагильского завода - "Алтайвагона".
"Достигнута договоренность, что "Алтайвагон" войдет в "Ростех". Нам от этого будут только плюсы. Такая договоренность существует между собственниками "Алтайвагона" и "Уралвагонзавода", - приводил пресс-центр регионального правительства слова вице-премьера Алтайского края Виктора Мещерякова.
В 2016 г. сибирское предприятие выпустило 3,5 тыс. вагонов (порядка 9,5% от общего объема), в 2017 г."Алтайвагон" получил скидку на порожний пробег для инновационных вагонов, которые, к слову, производятся на тележке "УВЗ". Уральские вагоностроители протестовали, так как скидка дает конкурентам преимущество. Сибирские СМИ сообщают о том, что конфликт предприятий привел к временной остановке производств в Новоалтайске: якобы УВЗ не стал поставлять тележки, но официального подтверждения информации от руководства завода не поступило. Если же два предприятия будут работать в одном холдинге ("Ростех" опроверг информацию, но до этого госкорпорация открещивалась и от "Курганмашзавода", который все-таки перешел под управление корпорации), рынок придется делить мирными методами. И здесь готовность "Уралвагонзавода" перепрофилировать производство под спецсостав может сыграть свою роль, долю стагнирующего рынка универсальных вагонов займет конкурент.
Дополнительные средства на инвестпрограмму УВЗ мог бы получить от продажи "УВЗ-Логистик". Сейчас за "дочкой" числится долг в 25,7 млрд руб., следует из годового отчета компании, программа оздоровления НПК предусматривает продажу оператора грузовых вагонов, в отчете сказано о подписании предварительного соглашения. Речь идет о попытке передать компанию ООО "ТРИНФИКО Пропети Менеджмент", управляющему пенсионными резервами НПФ "Благосостояние". УВЗ заявил, что "выходит из инвестиционного проекта на удовлетворяющих его условиях", а покупка станет "выгодной для нового собственника компании". Но сделка не получила одобрения ФАС: фонд "Благосостояние" учрежден РЖД, ведомство высказало опасение усилением монополии. Уже в июне интерес к активу проявила ПГК.
"Если будет адекватная цена, то мы будем рассматривать эту сделку. Любые сделки, которые проводятся по рыночной стоимости, ПГК будет рассматривать", - сказал гендиректор компании Олег Букин. На начало июня переговоры с ПГК не велись.
Первые вагоны-цистерны модели 15-5183 для пространства "1520" УВЗ отгрузил в 2016 г.
УВЗ сообщил, что по итогам 2016 г. низкие ставки по аренде и оперированию подвижного состава с учетом действующих ставок по лизингу не позволили "УВЗ-Логистик" выйти на прибыльный уровень работы. Парк "УВЗ-Логистик" уже находится в аренде у "Федеральной грузовой компании", поэтому покупка компании структурами РЖД была наиболее вероятным вариантом, отмечает аналитик Алексей Калачев:
"Теперь, поскольку наиболее вероятный покупатель отсечен с помощью ФАС, поиски нового могут затянуться, даже если владельцам оператора придется пойти на дисконт. Сложно продать компанию с долгами, активы которой в долгосрочной аренде у конкурентов потенциального покупателя".
Загрузка производственной мощности НПК "УВЗ" по фактическому выпуску продукции в 2016 г. составила 46%, следует из годового отчета завода. Выпущено 7 тыс. 233 грузовых вагона на сумму 15,1 млрд руб. Эксперты отрасли отмечают, что единственная возможность не снижать производство вагонов – выход предприятий на экспорт. В 2016 г. на российских вагоностроителей приходился 1,1% от общемирового объема экспорта или $437,5 млн. Стратегию экспорта ж/д продукции по заказу "Российского экспортного центра" и Минспромторга разработал Институт проблем естественных монополий. Как видно из документа, системной проблемой экспорта железнодорожного машиностроения является невостребованность российской продукции на внешних рынках в силу уникальных условий и высокой барьерной среды.
Мировой рынок отличается высокой конкуренцией как со стороны лидеров – Alstom, Bombardier, Siemens, так и со стороны новых игроков (китайская CRRC). К продукции предъявляются высокие технические требования, есть необходимость адаптации техники под конкретный рынок, кроме того обязательное условие – финансирование поставок по низким кредитным ставкам. ИПЕМ указывает, что реализация стратегии может увеличить объем поступлений в консолидированный бюджет к 2020 г. по сравнению с 2016 г. на 21% до 4,5 млрд руб., к 2025 г. – на 129% до 8,5 млрд руб. Однако для этого необходима государственная поддержка экспорта – по 3-4 млрд руб. ежегодно в период 2017-2025 гг.
Вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом из композиционных материалов на выставке "Магистраль" в Нижнем Тагиле
"При наличии соответствующей поддержки объем экспорта российской продукции железнодорожного машиностроения к 2020 г. вырастет на 44% до $630 млн (35,4 млрд руб.), к 2025 году – на 172% до $1,19 млрд (66,9 млрд руб.)", - сообщил Зобов.
Целевыми рынками сбыта продукции железнодорожного машиностроения в проекте Стратегии указаны регионы СНГ, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и Океании. В УВЗ экспортный потенциал своей железнодорожной техники оценивают в 10 млрд руб. к 2025 г. НПК указывает, что на экспортные возможности позитивно будет влиять низкий курс рубля. На сегодняшний день из экспортных направлений поставки осуществлялись в Исламскую Республику Иран, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан. Основными потребителями грузовых вагонов в 2016 г. выступили "Федеральная грузовая компания", ГТЛК, СУЭК, "КФС-Транс", "Карабашмедь", "ЕвроХим". Логично, что более активная экспортная работа в гражданском секторе УВЗ могла бы начаться при новом руководстве - выходец из Минпромторга РФ Александр Потапов наверняка обладает серьезным лоббистским ресурсом.