Фильм Алексея Учителя "Матильда" об отношениях наследника российского престола и балерины приобрёл скандальную известность задолго до выхода на экран. Монархисты, поначалу преимущественно из числа православных активистов, начали борьбу против киноленты как "кощунственной" и якобы искажающей факты биографии Николая II, который был канонизирован Русской православной церковью. Если первые петиции выдвигали малоизвестные организации вроде "Христианского государства Святая Русь", то в дальнейшем рады борцов пополнились депутатом Госдумы РФ Натальей Поклонской и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Критика неизменно базируется на "безнравственности" ленты, хотя стоит заметить, что окончательный её вариант широкой публике представлен не был.
На этом фоне неожиданно прозвучали слова диакона Андрея Кураева. Клирик стал одним из немногих людей, смотревших фильм, и он назвал это полотно "промонархическим".
"Если уж в нем и искажается история, то, скорее, в эту сторону. Вот финальная сцена: Николай II в день коронации (режиссер своей волей отождествляет ее с венчанием с немецкой принцессой) вопреки истории приезжает на Ходынку, где уже произошла трагедия. Видя бесконечную вереницу возов с трупами, он встает на колени и просит прощения у своего народа (…) Если бы царь и в самом деле не поехал на бал, а отправился на Ходынку и встал на колени, то 1917 года бы не было. Так что в данном случае Учитель очень польстил дому Романовых. Монархисты не видели фильма, но осуждают", – заметил Андрей Кураев.
30 мая 1896 г. на торжествах по случаю коронации Николая II на Ходынском поле собралось до полумиллиона человек, на гуляния людей привлекли слухи о подарках и раздаче ценных монет. В результате возникла давка, в которой погибли 1 тыс. 379 человек и были покалечены более 900. Однако торжества прерваны не были, что вызвало недовольство в обществе.
Данный эпизод стал первым из тех, за которые последний император получил прозвище "Кровавый". Можно вспомнить, что к десятилетию трагических событий, ещё при жизни самого Николая II и задолго до прихода к власти большевиков, поэт Константин Бальмонт написал такие строки:
"Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму – темно...
Наш царь – убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать – Ходынкой,
Тот кончит – встав на эшафот".
Профессор МПГУ, доктор исторических наук Александр Пыжиков рассказал Накануне.RU, что художественный фильм – не точное следование канве событий, а потому здесь могут иметь место вольные трактовки. Автор имеет право на определённый вымысел, тогда как активность противников фильма, по словам историка – "это монархическое лобби, навязывание монархизма всему обществу".
Вместе с тем, история с реакцией на Ходынскую трагедию показательна с точки зрения отношения к простому народу не столько лично императора Николая II, сколько всего дома Романовых в целом.
Как подчеркнул Александр Пыжиков, новоиспечённый император не прибыл к месту трагедии, так как по плану коронационных торжеств на вечер был запланирован бал. Николай II действительно высказывал мнение не проводить его в связи с такими событиями. Но его дядя, великий князь Сергей Александрович резко настоял на том, чтобы бал проводили, несмотря ни на что.
"То, что там [на Ходынке] лежат трупы, а здесь аристократия беснуется на балу, в этом и был факт, который привлёк внимание и возмутил очень многих. Его дядя, великий князь Сергей Александрович на тот момент был генерал-губернатором Москвы. Он пользовался большим влиянием на молодого на тот момент Николая II", – отметил Александр Пыжиков.
Историк напомнил, что на месте убийства (4 февраля 1905 г.) Сергея Александровича в Кремле недавно поставили крест. "Сергей Александрович пользуется популярностью у монархических кругов, будто он был негативно настроен к антинародным купечеству, буржуазии, интеллигенции, но очень любил народ. И народ его якобы тоже обожал. И как раз этот эпизод с коронационными торжествами показал, как к народу относился и этот великий князь, и вся семья Романовых – они вообще считали его какой-то биомассой, о которой стоит вспоминать как можно реже и её не касаться. Поэтому Николай II не мог быть на Ходынском поле и просить там покаяния", – подчеркнул историк.
По словам диакона Кураева, фильм "Матильда" – "это простая история борьбы, страсти и долга, своего рода "Анна Каренина" на мужской лад с немного другим финалом". "Нам показали парня, которому хочется, но который усилием воли берет себя в руки и действует так, как велит ему его профессиональный долг, и идет к официальной невесте. Это же победа на языке аскетики. Он победил страсть. Еще одна звездочка на его нимбе", – считает он.
Публицист, писатель Дмитрий Лекух полагает, что неточности в "Матильде" связаны не с монархическими устремлениями её создателей, сколько с тем, что обе стороны полемики придерживаются искажённых воззрений на отечественную историю. Писатель назвал сложившуюся ситуацию "дуэлью на французских булках".
По его мнению, сейчас с одной стороны представлены "балы, красавицы, лакеи, юнкера с шальными императрицами", с альковами, с высокопоставленным развратом. С другой стороны это боголепный народ, который непрерывно ходит с хоругвиями и "вообще непонятно, когда работает и против чего восстал".
"Судя по их суждениям, вообще непонятно как возникла кровавая революция, которая ведь произошла не только из-за того, что "немцы провезли Ленина в пломбированном вагоне", но и имелись и гигантские социальные корни у революции. Это закончилось гражданской войной, в которой русский убивал русского", – напоминает Дмитрий Лекух.
"Это только кажется, что что такие штуки [искажение истории, – прим. Накануне.RU] безопасны, они вообще-то очень опасны", – добавил он.
Насколько можно судить, вся история с "Матильдой" – она о том, как в борьбе "монархистов с монархистами" победил монархизм. Скорее всего, картина о последнем русском царе стала бы проходной и малоинтересной для российского обывателя, если бы не масштабная кампания, развернутая депутатом Госдумы Натальей Поклонской или теми, кто за ней стоял.