Сегодня в Екатеринбурге прошло торжественное открытие мультимедийного исторического парка "Россия – моя история". Филиалы начавшей свой путь экспозиции в Москве на сегодня открылись в нескольких городах, инициатором создания музеев нового формата выступила РПЦ, спонсором – "Газпром", передает корреспондент Накануне.RU.
Для жителей Екатеринбурга музей распахнет двери 4 сентября, а пока врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев торжественно открыл уникальный для города выставочный комплекс.
Среди высоких гостей были отмечены епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), считающийся личный духовником Владимира Путина, митрополит екатеринбургский и верхотурский Кирилл, экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель и экс-мэр Екатеринбурга Аркадий Чарнецкий, а также председатель областного заксобрания Людмила Бабушкина.
Исторический парк с новейшими технологиями, действительно, поражает воображение. "Ельцин-центр", открывшийся в Екатеринбурге в 2015 году и представлявший на тот момент современнейший формат, уже заметно проигрывает этому мультимедийному центру. Многие задумываются – а стоит ли вообще теперь содержать "ЕЦ", ведь и для Ельцина с лихими 90-ми нашлось отдельное место в музее "Россия – моя история"?
Площадка вобрала в себя не только многовековую историю всей России, но и уделила особое внимание истории Урала. Парк делится условно на несколько частей, начинается он с древнейшей истории. Рюриковичи, Романовы – эти эпохи представлены очень подробно, особое внимание уделено, конечно, Николаю II.
Посетителей музея встречает обилие звуков (почти каждый экран "говорящий" – если остановиться около него, можно прослушать интересную лекцию об истории периода), обилие красок, инфографики, статистических данных, поданных в интересной форме.
Залы украшают знамена с цитатами великих и выдающихся деятелей России, а также слова представителей других стран о нашем государстве.
Экспозиция начинается с рассказа про древний город, найденный на Урале и демонстрирующий, что еще во времена постройки пирамид в Египте здесь были города с развитой (по тем временам) инфраструктурой – отоплением, канализацией и отдельными "квартирами". Аркаим был замечен с помощью аэросъемки в конце 80-х, стал культовым местом, Павел Глоба с женой даже назвали его "сакральным", и с тех пор там не иссякают потоки туристов.
История романовской императорской династии представлена с воззвания на престол первого представителя и заканчивает экспозицию история последнего Романова. Так, судя по лекциям, складывается впечатление, что Россия при царе занимала чуть ли не первое место по всем показателям развития и заложила основы постреволюционного рывка.
Что особо интересно подано в экспозиции – якобы именно при Николае началась индустриализация, но элита использовала внешний конфликт, то есть Японскую войну, для разжигания первой русской революции. Здесь история подается однобоко, совершенно непонятно – почему началась революция? Какие были проблемы в царской России? Ведь наличие проблем признает даже Церковь. Почему же о них умалчивается? Здесь нет ни слова о печальных фактах – голоде, бесправии, нищете рабочих и крестьян.
Эпоха Николая II представлена позитивными фактами – рассказом о росте численности населения, говорится об увеличении благосостояния народа, высоких зарплатах учителей и врачей. Но самые обеспеченные слои населения – такие как студенчество и интеллигенция – настойчиво заявляют о свержении власти.
Если говорить об ожидаемой реакции – у посетителя непременно должно возникнуть большое сожаление о том, что такая прекрасная эпоха, как царизм, подошла к концу, и затем должно появиться отвращение к любым формам протеста и революции. Что ж, это неудивительно, ведь "кто платит, тот и заказывает музыку". А мы знаем, что инициаторами выставок выступила именно Церковь, у которой свой взгляд на юбилейный 1917 год – этот период идет под названием "Великие потрясения" (несмотря на это, посетители музея в конце экспозиции, например, могут проголосовать за или против сохранения Советского Союза. Как мы помним, такой референдум действительно имел место, но на большинство "за" разрушители страны внимание не обратили).
"Заговор генералитета и думских деятелей приводит к краху империи", – заявляет официальный зычный голос мультимедиа-центра с больших светящихся экранов.
На втором этаже, куда ведет большая, закрученная и высокая лестница (по замечанию некоторых наблюдателей, не оснащенная специальными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями), представлена условная "современность", то есть противоречивый 20 век. Февральская революция и Великая Октябрьская социалистическая революция, а также следующая за этими совершенно разными событиями Гражданская война, объедены темой "потрясений", хотя представлены довольно полно. Региональный контент Урала здесь показан через наш знаменитый конструктивизм, есть рассказ про деятелей революционного Екатеринбурга.
Время Сталина представлено в отдельном зале – здесь от создателей центра не укрылись достижения страны советов – бесплатная медицина, всеобщее образование, профориентация, рост численности населения, социальные блага для простых жителей страны.
Время Великой Отечественной войны наиболее полно показывает вклад народа и руководства страны в победу. При этом, на одной стене могут соседствовать совершенно разные цитаты на длинных полотнах – Солженицын, который сетует на шпиономанию, рядом со Сталиным, который говорит о том, что партия намерена организовать новый мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень промышленности.
И тут же лестная цитата о Сталине. "Он был более образован в литературном смысле, чем любой из современных ему государственных деятелей. В сравнении с ним Ллойд Джордж и Черчилль – удивительно плохо начитанные люди, как, впрочем, и Рузвельт", – приводится высказывание английского писателя Чарльза Сноу.
С цитаты Иосифа Виссарионовича Сталина начинается раздел "Холдной войны", где показана вся история пропаганды против СССР с 30-х до 80-х годов, агитки и листовки западных идеологов:
"Господа Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума – признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, в противном случае неизбежна война. Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров, господство Черчиллей. Вполне понятно, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство".
Здесь же на большом экране показаны планы наших зарубежных партнеров на использование атомного оружия против СССР – подробно описаны планы "Дропшот", "Немыслимое" и "Тоталити", "Пинчер", "Чариоти" – с подробным изложением, какого эффекта и количества жертв ожидают от этих действий наши бывшие союзники по Второй мировой.
Цитата Киссинджера относительно планов Америки выстроить новый мировой порядок относится к новому периоду и следующему блоку в музейном парке, который предваряет цитата Сталина:
"Говорят, что победителей не судят и что их не следует критиковать, не следует проверять – это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать, это полезно не только для дела, но и для самих победителей. Меньше будет зазнайства, больше скромности. Коммунистическая партия готова принять приговор избирателей".
После можно услышать рассказы о послевоенном времени, "страшных временах ГУЛАГа и арестов", которым уделено достаточно много пространства на информационных стендах. Здесь же отдельный экран вещает о послевоенном мироустройстве и Международном валютном фонде. Плавно мы переходим к новым временам – "хрущевской оттепели". Много внимания уделено культуре и быту СССР, посетители могут пройти викторины на знание музыки и советского кино. А затем зритель постепенно перемещается ко временам Горбачева и его "новому мышлению". 1990-е годы и расстрел Белого дома показаны не как героическое событие – в отличие от идеологов "Ельцин-центра", создатели нового музея явно не испытывают симпатии к любому перевороту.
Красноречивая световая инсталляция прямо на полу показывает, с какой легкостью распродавалось народное имущество, как крейсеры и заводы под узнаваемый звук рассыпавшихся монет пропечатываются на глазах посетителей оттиском "продано". Нарастающий темп "распродажи" производит должный эффект, мы вновь видим, как распадается страна.
Завершает все экспозиции современность: световые экраны со статистическими данными. На выходе зрители видят три знамени с цитатами: первая из них принадлежит Владимиру Путину и резюмирует весь долгий путь посетителя через круги истории в мульти-музее, подталкивает к правильному выводу, если он, посетитель, еще самостоятельно к этому выводу не пришел: "Постоянно повторяющаяся в истории России проблема – это стремление части ее элиты к рывку, к революции вместо последовательного развития, между тем, не только российский опыт, но и весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков, забеганий вперед и ниспровержения без созидания".
Сглаживает исторический пафос расположенная рядом цитата Натальи Нарочницкой: "Русский – тот, кто способен ценить семью, любовь и Отечество". Естественно, тут даже самый скептично настроенный посетитель должен растрогаться. А на прощание гостям приводят цитату Лихачева: "Россия – не абстрактное понятие, развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать".