Деблокирование сирийского Дейр-эз-Зора под звуки выпущенных из акватории Средиземного моря российских "Калибров" стало эффектным продолжением сирийской операции ВКС России, успехи которой в последнее время все чаще связываются с личностью командующего группировкой генерал-полковника Сергея Суровикина. Имя которого пока не так известно широкой публике, но которому некоторые предрекают дальнейший рост по карьерной лестнице в российском военном министерстве. Об этом и не только – в материале Накануне.RU.
Еще 25 августа с авиабазы Хмеймим генерал Сергей Суровикин выступил по телемосту с обстоятельным докладом о ситуации в Сирийской Арабской республике (САР), предсказал скорое освобождение Дейр-эз-Зора правительственными войсками и привел общие цифры нанесенного урона боевикам ИГИЛ (запрещена в России) и прочих террористических групп.
По данным Суровикина, "общие потери противника за последние три месяца (с мая по августа 2017 г., – прим.) ведения боевых действий составили более 8 тыс. боевиков, 1,5 тыс. единиц вооружения, военной и другой техники, и это количество с каждым днем увеличивается". Суровикин заявил о том, что после деблокады Дейр-эз-Зора "завершится разгром основных сил террористов ИГИЛ и ликвидация их последнего оплота на сирийской земле".
И в последнее время именно он все чаще появляется на государственном телевидении, рассказывая о тех или иных успешных операциях, так что завершение активной фазы кампании ВКС России на сирийской земле и уничтожение основных сил псевдо-халифата и других групп террористов все больше связывается напрямую с именем генерал-полковника Сергея Суровикина, который принял командование российскими силами в САР в мае текущего года.
50-летний Сергей Суровикин – кадровый военный, выпускник Омского высшего общевойскового командного училища, начавший службу еще в рядах Вооруженных Сил СССР. Прошел военные конфликты в Таджикистане (в составе российского контингента) и Северном Кавказе, в 2002 г. с отличием закончил Военную академию Генштаба. В 2002-2004 гг. командовал 34-й мотострелковой дивизией, дислоцированной в Екатеринбурге, затем был командиром гвардейской 42-й дивизии в Чечне, служил на различных командных и штабных должностях. С октября 2013 г. возглавил войска Восточного военного округа, с мая 2017 г. руководит действиями российских вооруженных сил в САР. Имеет боевые (в том числе "За отвагу" и орден "Мужества") и ведомственные награды.
Военные говорят как о несостоявшемся прецеденте о возможном назначении Суровикина на пост главкома ВКС, при том, что он сам – общевойсковой командир-"сухопутник". Причиной рассмотрения кандидатуры на данный пост называлась прекрасная работа именно в Сирии, где Суровикин сумел эффективно интегрировать в единую систему авиацию, средства ПВО, космическую составляющую ВС РФ и собственно подразделения, работающие на "земле".
О том, что Сергей Суровикин прекрасный офицер с наличием обширного боевого опыта, говорят буквально все наши источники. А в Сети до сих пор гуляют воспоминания сослуживцев о реальных действиях генерала в Таджикистане и Чечне.
Рассказывают, после одного из боестолкновений, которое закончилось гибелью группы разведчиков из возглавляемой им 42-й дивизии под Грозным, Суровикин поклялся уничтожить за каждого из погибших по трое боевиков.
Спустя какое-то время было подсчитано – Суровикин и его подчиненные рассчитались с бандитами в соотношении 1:4.
В Таджикистане в 90-е гг. он лично с опасностью для жизни привел группу российских военнослужащих и технику для ликвидации последствий стихийного бедствия в пострадавшие районы этой республики. Получение им поста командующего группировкой ВКС в Сирии – логичный и оправданный шаг для дальнейшего роста Сергея Суровикина как командира и офицера.
Немаловажным обстоятельством, как уточнили в пресс-службе Минобороны России, является отличное взаимодействие наших руководителей с генералами сирийских правительственных войск. Собственно, об этом 6 сентября доложил сам Суровикин в ходе брифинга в МО РФ о ходе операции в Дейр-эз-Зоре.
"Отряды правительственных войск под командованием генерала Хасана Сухела в ходе решительного наступления прорвали глубоко эшелонированную оборону группировки ИГИЛ и разблокировали город Дейр-эз-Зор с северо-западного направления. Средний темп наступления правительственных войск в последние три дня составлял 15-20 и более километров в сутки… В ходе встречного наступления отрядов генерала Сухела и защитников Дейр-эз-Зора под командованием генерала Захреддина из кольца окружения оборона боевиков была прорвана на участке шириной три километра. Сегодня ночью коридор расширен вдвое", – доложил Суровикин.
Деблокирование Дейр-эз-Зора
"Суровикин является одним из очень перспективных современных командующих, который себя проявил на самых разных направлениях, и безусловно, успех в Сирии – это и стратегический успех самой нашей оборонной системы, которая в себя включает и систему управления боевого, систему мобилизационную, систему организационную, потому что мы за два года смогли сделать из фактически почти разложившейся сирийской военной машины боеспособную современную армию. Это, конечно, очень серьезное достижение, которое будет оценено всеми военными в мире, особенно теми, кто наблюдает за развитием российских вооруженных сил, нашими противниками в первую очередь, потому что, конечно, создать такую армию за год из недееспособной очень сложно", – комментирует Накануне.RU военный публицист Владислав Шурыгин.
Обстановка в Сирии на конец августа (позиции ИГИЛ выделены серым цветом)
И напоминает, что в Сирии возрождение боеспособности местной армии за короткий срок – вторая такая демонстрация, первую можно было наблюдать в Донбассе. "Первая была продемонстрирована в Донбассе, когда вообще при отсутствии какой-либо нормальной вооруженной силы за год были сформированы два корпуса, которые на сегодняшний момент являются опорой обороны республик – это тоже заслуга во многом российская. Суровикин в этом случае человек, который смог в Сирии все это повторить, только на более высоком, на новом уровне. Конечно, он с его боевым опытом будет востребован. Какая у него будет дальше должность, мне сложно сказать, это будет решать президент, министр обороны и начальник генерального штаба. Но очевидно, что будет отдано по заслугам", – уверен Шурыгин.
Другой выходец из военной среды считает, что в дальнейшем росту по карьерной лестнице генерал-полковника могут мешать многочисленные скандалы, связанные с его именем. И хотя высокое доверие, оказанное Сергею Суровикину Верховным главнокомандующим и министром обороны, вроде бы, доказывает отсутствие серьезных претензий, так или иначе негативный шлейф рано или поздно может отразиться на его судьбе.
Еще августе 1991 г. имя Сергея Суровикина (на тот момент – капитана из мотострелковой Таманской дивизии) оказалось замешано в инциденте с погибшими гражданскими в тоннеле на Садовом кольце. В ходе разбирательства Суровикин был полностью оправдан, трое погибших в ходе августовского путча получили звание Героев России. В 2004 г. один из подчиненных Суровикина обвинил последнего в избиении (Суровикин, напомним, был командиром дивизии, – прим.), позже в штабе Приволжско-Уральского военного округа отрицали даже сам факт инцидента. Наконец, буквально через месяц после этого в кабинете Суровикина и в присутствии заместителя командующего войсками округа вдруг стреляется один из офицеров дивизии – Андрей Штакал. На Урале также многие помнят, что во время пребывания в Екатеринбурге на посту начштаба ПУрВО (затем преобразован в ЦВО), при губернаторстве Александра Мишарина, Суровикина и его супругу Анну, возглавлявшую компанию "Аргус", обвиняли в якобы незаконной коммерческой деятельности, однако, позже суд даже наказал депутата Леонида Волкова (ныне известен по работе с Алексеем Навальным) за недоказанностью этих обвинений.
Сергей Суровикин во времена службы в ЦВО
"Вообще, Сергей Суровикин человек со странной и довольно непростой судьбой, который, кажется, постоянно доказывает жизненным примером, что он сможет, он годится для той или иной работы, что он лучший, в конце концов. Обратите внимание – Суровикин не "потерялся" как военный при таком человеке, как Анатолий Сердюков, но он прекрасно себя чувствует и в бытность министром обороны Сергеем Шойгу. Поэтому, что ждет генерала после завершения его миссии в Сирии, я предположить не берусь. Как минимум – должность в Министерстве обороны, возможно, ключевая", – поделился с Накануне.RU прогнозом один из экспертов, попросивший не называть себя. Прежде всего, потому, что серьезность обвинений, выдвигавшихся в свое время против Суровикина, говорит сама за себя, с другой стороны, офицеру ничего и никто так и не предъявил – значит, "служил и будет служить дальше".