Угрозы о минировании общественных мест прозвучали почти одновременно в 22 городах России. Было эвакуировано около 50 тыс. человек. Силовики не обнаружили ни в одном месте угрозы. Однако, как говорится, нет дыма без огня. Правоохранители уже начали отслеживать анонимных лжеминеров, часть звонков, по данным силовиков, поступала с Украины. Тогда откуда другая часть? Есть ли подельники у преступников внутри России?
Неожиданную версию выдвинул руководитель движения "Христианское государство — Святая Русь" Александр Калинин, он заявил, что волна массовых эвакуаций могла быть связана с попыткой не позволить показать в кинотеатрах "Матильду".
Как бы то ни было, цель была достигнута - всеобщая паника. Но это лишь первый этап, рассказал в интервью Накануне.RU вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Алексей Филатов.
Вопрос: Что вы думаете об этих анонимных звонках в нескольких городах России? Что это было?
Алексей Филатов: С таким большим хорошо организованным шквалом звонков и с таким серьёзным "выхлопом" после них мы сталкиваемся впервые, но, видимо, это одна из новых методик.
Я квалифицирую это деяние как террористическую активность, как террористический акт, потому что основная задача террористов — это, конечно, не уничтожить как можно больше людей, а посеять в них как можно больше страха и тревоги, неуверенности в своей власти, то есть подорвать стабильность государства. Чего, считаю, в данном случае организаторы "минирований" достигли.
Вопрос: Есть предположения, от кого это может исходить?
Алексей Филатов: Наверное, заказчики всего этого - это люди достаточно серьёзно финансово независимые, с достаточно большими ресурсами, и я думаю, что, наверно, это такой первый этап воздействия, нацеленного, прежде всего, на дестабилизацию обстановки в нашей стране в преддверии президентских выборов, которым уже практически дан старт.
Я считаю, что это не хулиганство и не какие-нибудь хакеры, и за этими деяниями стоит серьёзный заказчик и серьёзные деньги. Как правило, такие деньги не выбрасываются просто так, впустую. Я думаю, что есть какая-то стратегия, многоходовка, и в дальнейшем будут произведены еще какие-то действия. Опять же, нельзя обязательно "привязываться" к взрывам в метро и наездам на мирных граждан на тяжёлых автомобилях. Вы видите, что если это квалифицированный терроризм, то методики изменяются, и завтра может случиться какая-то хакерская атака, которая, например, приведёт к обесточиванию половины города Москвы или какой-нибудь губернии.
Вопрос: То есть это была первая "проба пера"? Методики меняются?
Алексей Филатов: Это необязательно будет именно то, против чего мы привыкли бороться, против чего мы покупаем в бешеных количествах рамки металлоискателей и ставим их везде - во всех дворах, во всех проходах, в метро, на вокзалах. Таким образом, мы думаем, что терроризм победили и теперь защищены от проведения каких-то губительных акций. Но я думаю, что это заблуждение. Вполне возможно, что сейчас будут меняться методики, тактики проведения терактов, и может оказаться, что те деньги, которые мы "выбрасываем" на металлоискатели, потрачены впустую. Надо было, наверное, их тратить всё-таки больше по цели и работать больше на: а) невозможность создания условий для возникновения террористической активности; б) на предупреждение терактов на дальних подступах, лучше всего - на территории противника.
Вопрос: Насколько реально отследить эти анонимные звонки?
Алексей Филатов: То, что раньше было, - это, как правило, было хулиганство, или звонили психически неустойчивые люди. И таких становится с каждым днём всё больше, потому что на фоне экономической дестабилизации в нашей стране и, если честно говорить, на фоне обнищания основных масс, у нас идёт очень серьёзное психологическое давление, что, в общем-то, провоцирует срывы у отдельных индивидуумов, которые имеют слабую психику.
Когда звонят дети, которые хотят сорвать урок, или звонят психи, которые насмотрелись телевидения и с ума сошли, их отследить достаточно просто, потому что работают непрофессионалы. В данной ситуации, конечно же, мы имеем дело с профессионалами, которые сделали всё возможное, чтобы замаскировать - а это сейчас технически возможно - исходящие звонки. Я думаю, что будет проблематично найти источник всех этих звонков, потому что люди делали всё для этого.
Вопрос: По предварительным данным, часть звонков была с Украины - как Вы оцениваете эти данные?
Алексей Филатов: Во-первых, сейчас есть простейшие методики, когда я могу позвонить с одного номера, а звонок отразится как будто с телефона совершенно другого. Во-вторых, я думаю, что все-таки заявления про звонки с Украины связаны с тем частым бредом, который у нас создаётся во многих СМИ - людей "кодируют". И некоторые верят. Поэтому и возникает такая волна, в которой говорят, ну, раз это сделали, значит, "точно украинцы". Полагаю, что в этом заявлении больше политики.
Но я не отрицаю, что заказчик действительно сидит на Украине - потому что мы с ними находимся почти в предвоенной ситуации, наши народы стали друг другу почти врагами, люди мало фильтруют информацию. Народы здесь не при чём совершенно, в этом виновата, прежде всего, небольшая часть политиков, но, тем не менее, мы видим, как со стороны Украины валят башни электроснабжения, которые снабжают Крым, угрозы раздаются в адрес Керченского моста - всё это, естественно, рукотворно создано. Поэтому я допускаю, что могла быть какая-то группа лиц, которая хотела бы дестабилизировать ситуацию в нашей стране, и эта группа лиц действительно может находиться на Украине. Точно так же, как она могла быть на территории ИГИЛ (запрещено в РФ), с которым мы тоже ведём достаточно активную борьбу на территории Сирии и Ирака. Заказчик может быть из любой точки. А может быть и внутренний заказчик.
Главное не то, кто исполняет, а кто за это платит, кто эту дестабилизацию организует и финансирует.
Но, к сожалению, за последние три года врагов у нас стало намного больше, чем друзей было, поэтому куда ни ткни - отовсюду могли позвонить.
Вопрос: Кроме того, появилась версия, будто волна эвакуаций может быть связана с попыткой не пустить фильм "Матильда" в прокат. Что вы об этом думаете?
Алексей Филатов: Я думаю, это полный бред. Никакой связи вообще я не вижу, потому что эвакуируют не только кинотеатры, но и торговые комплексы, автовокзалы. А то, что происходит по поводу "Матильды" - это вообще особый состав преступления - я не понимаю, почему наши силовики и власть до сих пор не реагирует на эти вещи. Честно сказать, это новый виток психоза, которых у нас и так достаточно.
А этот психоз рукотворный, делается руками людей, которые представляют нашу власть, и почему это остаётся без оценки правоохранителей, людям не дают по рукам? Потому что, видимо, люди, которые такие заявления делают, не понимают последствий сказанного, а мы уже начинаем видеть последствия этих слов, которые за последние три года очень часто раздаются без профессиональной фильтрации.
Я не думаю, что эти звонки связаны с "Матильдой", потому что фильм - это отдельная ситуация, и там проблем может быть достаточно много, они могут быть даже похлеще этих звонков. Но вместе с этим, как мне кажется, эти звонки - это другая история, но того же плана и имеющая те же самые последствия.