Аналитика


Под предлогом "Крыма" власти взвинтят акциз на бензин и тарифы на связь
Экономика | В России

Под предлогом развития дотационных регионов, в первую очередь, Крыма и Калининградской области, Правительство РФ согласовало повышение акциза на топливо в 2018 г. сразу на рубль, что выше прогнозируемого уровня инфляции в 4%. В 2016 г. двухэтапное повышение топливных сборов тоже прошло "ради регионов", после чего фиксировался рост цен на бензин. Аналогичный эффект будет наблюдаться и в 2018 г., говорят отраслевые эксперты, однако ситуацию усугубит грядущая индексация тарифов "Платона". Судя по всему, масштабные инфраструктурные проекты подтолкнули власти к изобретению новых поборов, делающих жизнь в России дороже, а экономику - беднее.

Правительство накануне одобрило двухэтапное повышение акцизов на бензин в 2018 г. - по 50 копеек с января и с июля.

"Для чего это было сделано? Это было сделано для того, что сейчас будут реализовываться крупные планы по строительству новых автомобильных дорог, инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, Калининграде, на Дальнем Востоке. Для реализации этих решений было предложено использовать в качестве источника увеличение акцизов. И эти деньги пойдут на улучшение транспортной инфраструктуры наших автомобилистов", - объяснил министр финансов России Антон Силуанов.

Утвержденные повышения переходят планку по индексации в 4%, установленную Налоговым кодексом РФ. Финансовый эффект от роста акцизов оценивается примерно в 40 млрд руб., рассказал министр.

Вместе с тем в следующем году могут быть проиндексированы тарифы "Платона", об этом рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов. Система взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам в 2016 г. принесла 32 млрд руб., по данным на сентябрь, "Платон" принес 13 млрд руб., прогноз по году - 21 млрд руб.

"Что касается тарифов… Мы планируем дифференцировать тарифы, реализуя, таким образом, государственную политику. Говорить о повышении тарифов хотя бы даже на процент инфляции, что вполне логично, можно будет начиная только со следующего года. Мы объявили уже, что в 2017 г. повышать тарифы не будем", - рассказал Соколов в сентябре.

С 15 апреля 2017 г. размер платы составляет 1,90 руб. за километр пробега. Собственники транспорта, работающие в системе, получают вычет из транспортного налога.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Председатель центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей профессионалов Александр Котов в беседе с Накануне.RU отметил, что существенный рост издержек перевозчиков в 2018 г. скажется на ценах: свои затраты транспортные компании переложат на грузоотправителей, а те, в свою очередь, на покупателя.

"Когда в Совете Федерации только обсуждался вопрос введения акцизов, я говорил сенаторам, что будет социальный взрыв. Меня уверили, что 4 руб. - это максимальный акциз, что после его появления отменят транспортный налог. Что мы видим: акциз 7 руб. и увеличится на 1 руб., работает "Платон", а чтобы получить обещанную компенсацию по транспортному налогу, собственникам большегрузов приходится три месяца собирать справки. После принятия Госдумой в 2009 г. закона о повышении базовых ставок транспортного налога в два раза, мы перекрыли внутреннее кольцо МКАДа, наружную сторону перегородили в знак солидарности неизвестные мне грузоперевозчики. Это случилось в пятницу, а уже в понедельник президент обратился к депутатам и попросил вернуть проект на доработку. Сейчас, несмотря на повышение тарифов, выступлений не будет, потому что никто не верит в их эффективность. Протестовали и будут протестовать отдельные регионы, например, Дагестан, на Урале может быть не все спокойно", - рассказал Котов.

Повышение акцизов соответственно повысит цены на бензин для потребителей, при этом потребители почувствует индексацию не только напрямую, но и косвенно – цены на многие товары будут подняты, производители и поставщики товаров заложат повышение цен на топливо в их стоимость, причем это будет происходить уже в конце этого года, считает управляющий партнер АО "2К" Тамара Касьянова. Соответственно, повысится уровень инфляции.

"Повышение тарифа вкупе с повышением акциза, конечно, отразится на стоимости перевозки грузов и на рынке перевозок в целом. Если тариф заметно повысят, некоторым небольшим компаниям придется уйти с рынка или еще больше сократить свои расходы на содержание передвижных средств", - рассказала Накануне.RU Касьянова.

Другая фискальная мера, которую чиновники тоже объясняют желанием профинансировать региональные программы развития - увеличение сборов с операторов связи в резерв универсального обслуживания - фонд, куда компании уже направляют 1,2% своей прибыли. Поручение, по данным РБК, было дано на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 1 сентября.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

По данным казначейства об исполнении бюджета, в 2016 г. размер резерва составил 13,7 млрд руб. Инициатива еще не принята, но с учетом вступления в силу с 1 июля 2018 г. "закона Яровой", операторам придется повысить цены на связь, говорят эксперты. Напомним, что комиссия РСПП уже предложила профинансировать исполнение пакета антитеррористических законов на абонентов путем введения специального платежа.

Программы развития Крыма и Калининградской области оцениваются в 165 млрд руб. Поиск источников дополнительного финансирования мегапроектов - мера вынужденная: эпоха "тучных лет" в экономике ушла, а многие амбициозные проекты не только остались, но и добавились, и пока это жизнь не по средствам, считают в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Например, как сообщало Накануне.RU, изучается вопрос строительства железнодорожного моста на Сахалине.

"Хватит ли вырученных денег? По разным оценкам, дополнительные доходы оцениваются от 40 до 60 млрд руб. Стоимость крымской трассы на момент начала работ составляла 85 млрд руб., но сейчас уже выросла до 139 млрд руб. К сожалению, смета еще может измениться. Так что повышение акцизов может иметь место в будущем. Само по себе это не так и драматично. Наверное, в сложившейся геополитической ситуации надежная связь Крыма с "материковой" Россией действительно необходима - как бы кто ни относился к присоединению полуострова к РФ. Всем миром скинуться на один-два крупных инфраструктурных проекта можно. Главное продумать решение других проблем, например, при существующей налогово-бюджетной системе из 85 субъектов федерации дотационными являются 72. Получателями очень крупных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности являются не только Крым и Калининградская область, но и Дагестан, Якутия, Чеченская республика, Алтайский и Камчатский края. На протяжении последних лет сокращаются плановые показатели финансирования социальной сферы. Все это требует мер и решений, ну и кроме того, денег не хватает не только на "Тавриду" в Крыму и "Приморское кольцо" в Калининграде", - рассказал Накануне.RU доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова Кирилл Парфенов.

Однако предложенные сборы перекладывают государственные издержки на тех, кто денег и так не имеет, говорит независимый экономист Александр Одинцов, в справедливой системе налогообложения работает другой принцип: бремя распределяется равномерно и более адресно, нагружая тех, кто больше зарабатывает. Он отмечает низкую эффективность таких мер и ущерб для экономики.

"Из-за повышения цен на услуги - связи и транспортные, которое, вероятнее всего, будет, снижается конкурентоспособность российской экономики. Деньги изыскивают, чтобы влить в отдельные регионы чаще по политическим, нежели по экономическим причинам: Чечня, Крым, идея с ТОРами на Дальнем Востоке. Но у нас в разрухе половина страны, почему бы не закачать денег в Карелию, где тоже есть большие перспективы для развития туризма? Не нужно искать деньги, нужно создавать условия, чтобы в стране их можно было заработать. Речь идет о механизмах мобилизационной экономики, которая была в СССР, у Рузвельта во время Великой депрессии, в Японии, Южной Корее - это государственное инвестирование с подключением частной инициативы. В России госинвестиции уменьшаются (так, проект бюджета 2018-2020 гг. не предусматривает бюджетных кредитов регионам, замены пока не предложено, прим.), бизнес, способный дать деньги, не развивается, так как все построено на выводе средств за рубеж",- поделился своим мнением с Накануне.RU Александр Одинцов.



Алёна Ласкутова