1 ноября стало известно о проведенных в доме бывшего первого заместителя губернатора Челябинской области, ныне пенсионера Сергея Комякова обысках. Пока никакой конкретной информации в рамках этого мероприятия контрразведчики не дают, однако, можно с уверенностью говорить о продолжающемся расследовании в отношении подчиненных бывшего главы региона Михаила Юревича. Среди которых Сергей Комяков – фигура очень важная и едва ли не центральная, пребывает на сегодняшний день в статусе, видимо, свидетеля. Что происходит в рамках "дела Юревича" и чего еще можно ожидать в самое ближайшее время – в материале Накануне.RU.
В пресс-службе регионального ФСБ на вопросы о проведенных обысках у Комякова не ответили, в Центральном районном суде Челябинска подтвердили информацию об ордере на такие мероприятия, но – без подробностей. Ясно, что силовики побывали в гостях в челябинской резиденции Комякова, но когда именно и с каким результатом прошли данные мероприятия, сказать затруднительно. По некоторым сведениям, возможно, семья экс-заместителя губернатора давно и прочно обосновалась за границей.
Стоит напомнить, что ровно месяц назад, 30 сентября, судья Центрального района Челябинска своим решением отправила под арест в СИЗО другого ближайшего сподвижника экс-губернатора Сергея Давыдова. И Давыдов, и Комяков успели потрудиться замами Юревича еще в бытность того градоначальником Челябинска, Комяков до того какое-то время возглавлял городскую думу, а после получил должность первого заместителя губернатора. И в периоды отпусков (или командировок) Юревича на рабочем месте зачастую исполнял обязанности губернатора Челябинской области. Давыдова же после ухода Юревича на губернаторство в 2010 году последний оставил в Челябинске "на хозяйстве".
Таким образом, появление уголовных дел в отношении сразу двух столь видных подчиненных опального главы губернии может однозначно свидетельствовать лишь об одном – силовики не собираются отступать и полны решимости довести расследование в отношении Юревича до конца. Статус Комякова при этом пока все-таки неясен, ранее мы отмечали, что уголовное дело в отношении Давыдова может быть связано с расследованием эпизодов деятельности МУП "Челябинские коммунальные тепловые сети" (ЧКТС), конкретнее – с выявленными схемами вывода средств предприятия в подконтрольные частные структуры. Кстати, фамилия Комякова звучала сразу же после появления информации о задержании и аресте Давыдова, так что с этой стороны действия силовиков выглядят логично.
Последнее место работы Сергея Комякова было уже в администрации нового губернатора Бориса Дубровского – он трудился руководителем Контрольно-счетной палаты Челябинской области. И как руководитель КСП Комяков время от времени публично отчитывался о нецелевом расходовании бюджетных средств и прочих выявленных чиновничьих безобразиях, а теперь вот сам, видимо, имеет долгие задушевные беседы со следователями. Впрочем, удаление Комякова из правительства Челябинской области сначала на пост шефа КСП, а затем скоропостижный выход на пенсию воспринимался наблюдателями однозначно как падение некогда всесильного "премьера" Юревича, пришедшегося не ко двору в команде нового губернатора.
Здесь уместно вспомнить о карьерной линии Сергея Комякова, администратора и выходца с "Челябинского металлургического комбината", который в 90-е, как и многие другие сталевары, быстро прошел путь от молодого специалиста до функционера-секретаря Металлургического райкома комсомола в Челябинске. Дальше в принципе так же стандартно – первые коммерческие предприятия, должность профкома на крупнейшем сталелитейном заводе Челябинска, бизнес. Кстати, если по первому образованию Комяков инженер-электромеханик (Челябинский политех, ныне ЮУрГУ), то по второму – финансист и выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов. На "Мечеле", в который превратился ЧМК после приватизации, Комяков некоторое время как раз заведовал финансами в качестве заместителя гендиректора.
Дважды избирался депутатом гордумы Челябинска, в 2005 году возглавил городской парламент. После этого был заместителем Юревича по экономике и финансам в бытность того мэром Челябинска, позже получил тот же функционал уже в правительстве региона и ту же должность первого заместителя.
Буквально все опрошенные нами эксперты говорят о Комякове как о высокого класса специалисте именно по финансам. Следует отметить, что реально вылившихся во что либо сделок по финансовой части за почти десятилетие пребывание у власти команды Юревича (сначала в качестве мэра Челябинска, а потом и губернатора) отмечено не было. Это при том, что мэрия Челябинска в эти годы получала кредиты в коммерческих структурах на пополнение оборотных средств, выкупала за бюджетные средства, а затем продавала имущество сомнительного качества у отдельных коммерсантов (чего стоит эпопея с долгостроем Олега Колесникова практически на площади Революции в областном центре!).
В дальнейшем, когда команда Юревича "рулила" уже Челябинской областью, тот же бизнесмен Колесников и его сельскохозяйственные активы на регулярной основе получали поддержку в виде бюджетных гарантий по кредитам, но опять же в рамках действующего законодательства все было оформлено корректно. Хотя и не всем нравилось.
Несмотря на звучавшую критику, власти города и области умудрились ни разу не вляпаться в откровенный скандал, и, видимо, во многом заслуга при проведении этих рискованных операций именно Комякова. Чтобы просто представить себе масштабы происходящей поддержки в то время бизнеса Колесникова по линии предоставления бюджетных гарантий – это, по некоторым данным, более 5 млрд руб.!
Возглавив на короткое время КСП, Комяков указывал на многочисленные факты нарушения бюджетного законодательства, только по итогам 2015 года порядка 600 млн руб. казенных денег было потрачено неправильно. Часть средств по настоянию главы ведомства удалось вернуть в бюджет.
Напомним, что развернувшееся сейчас преследование соратников Михаила Юревича, пребывающего, по официальной версии, то ли в Лондоне, то ли в Израиле на лечении, стартовало после резких изменений в судьбе еще одного бывшего подчиненного экс-губернатора, экс-министра здравоохранения региона Виталия Тесленко. Осужденного ровно три года назад на семь лет лишения свободы и заодно приговоренного к крупному штрафу. Как известно, ныне Тесленко уже вышел по УДО на свободу, начал сотрудничать со следствием, после чего и появилось в марте 2017 года "дело Юревича".
А в рамках указанного расследования появилась целая россыпь "уголовок", так сказать, локального характера. Из самых известных эпизодов данной эпопеи – задержание и допрос тещи экс-депутата Госдумы и бизнес-партнера Юревича Вадима Белоусова, задержание и помещение в СИЗО топ-менеджера "Макфы" Андрея Чуркина.
Ровно в этой же логике и арест Давыдова и сегодняшнее преследование Комякова. Силовики "роют" основательно и появление серьезных подозрений (и претензий) насчет ближайших сподвижников, очевидно, лишь начало этого процесса.
"Я говорил уже раньше, что сама по себе "уголовка" в отношении Юревича стала для челябинских чекистов своего рода идеей фикс, делом чести. Особенно актуально это стало после отставки бывшего руководителя челябинской "конторы" Игоря Ахримеева, генерал-майора, которому борьба с Юревичем и его подчиненными обошлась боком. Как известно, в итоге генерал получил почетную отставку и синекуру в оборонном предприятии Екатеринбурга, но победой "юревических" это назвать нельзя. Наоборот, в декабре Ахримеева с "почетом" убрали из органов, в марте появилось "дело Юревича". А дальше пошло по цепочке – Давыдов, Комяков. Это с учетом того, что один из близких к Юревичу товарищей, сенатор Цыбко уже получил реальный срок и если и добьется снижения срока, то ненамного, а второго – Сандакова – судят, и нет сомнений, что также "досудят" до реального приговора, вот так-то", – делится с Накануне.RU своим мнением один из бывших правоохранителей, попросивший не называть себя.
По мнению собеседника, Челябинская область, точнее ее в недавнем прошлом руководители, включая первых лиц, идут на своеобразный рекорд – получается, какая-то организованная преступная группировка стояла у власти долгое время?! Юревич, первый заместитель Комяков, "политический" вице-губернатор Николай Сандаков, сити-менеджер и фактически глава Челябинска Давыдов, член Совета Федерации Константин Цыбко, министр здравоохранения Виталий Тесленко, экс-министр спорта Юрий Серебрянников (осужден за взятку) и целый ряд более мелких чиновников и администраторов.
"Просто вариант сицилийского "Спрута" какой-то получается, иначе и не назовешь, я таких масштабов в России, если честно, не припомню. Практически вся верхушка недавней региональной власти, можно сказать, оказалась уголовниками, куда там сахалинскому или кировскому губернатору!" - не без доли иронии говорит собеседник.
Телефон Сергея Комякова на момент подготовки материала был выключен, официальных комментариев ни от него, ни от УФСБ пока получить не удалось.