Еврокомиссия (ЕК) заявила о ненужности российского экспортного газопровода "Северный поток – 2", но поскольку запретить его строительство ЕК не в силах, Брюссель решил обратить свои "санкции" на работу трубы. Речь идет о правилах Третьего энергопакета, в соответствии с ними будет изменена Газовая директива ЕС. Обязательство пустить в "трубу" независимых производителей газа, которых на морских участках быть в принципе не может, снижает инвестиционную привлекательность проекта. Однако пока для возможных инвесторов большую опасность представляют уже одобренные конгрессом США санкции против "потока", ограничивающие объемы финансирования. Действия Брюсселя – шантаж, направленный на то, чтобы получить возможность контролировать строительство газопровода, считают эксперты Накануне.RU.
Поправки, озвученные Еврокомиссией, касаются доступа третьих компаний к возможности прокачивать газ по морским участкам трубопроводов, а также разделения работы по его продаже. Напомним, что из-за норм Третьего энергопакета, которые обязуют отдавать 50% мощности трубы сторонним производителям, "Газпром" вел споры с Брюсселем во время строительства "Южного потока" и газопровода Opal (сухопутное продолжение "Северного потока" по территории Германии с доставкой газа в ЕС). Если в первом случае спор завершился вместе с проектом, то во втором российской компании удалось вывести инфраструктуру из-под действия Третьего энергопакета, доказав, что независимых производителей в зоне выхода трубы нет.
"Подключить" сторонних производителей к морским участкам "Северного потока – 2" невозможно, ситуация схожа с Opal. И Еврокомиссия вновь допускает возможность исключений из закона. В материалах сказано, что из-под новой версии Газовой директивы могут быть выведены действующие газопроводы, если "поблажки не нанесут ущерба конкуренции на рынке Евросоюза или безопасности газоснабжения в ЕС".
Объективно у "Газпрома" есть все шансы отстоять свою позицию, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он напоминает, что и Азербайджан год назад добился особого режима для Трансадриатического газопровода (ТАP). Однако в случае с новым российским проектом речь идет не о ревностном следовании ЕК антимонопольным правилам.
"Еврокомиссия прибегает к шантажу. Она показывает нам свои козыри – возможное распространение Третьего энергопакета на морские газопроводы, в частности, на "Северный поток – 2". Но в то же время ЕК намекает, что она готова отменить решение в обмен на получение мандата на переговоры о функционировании газопровода. Тонкий момент заключается в том, что Третий энергопакет – правила использования газопроводов, он не запрещает прокладывать трубу. А если ЕК получит мандат на ведение переговоров о "Северном потоке – 2", то встанет вопрос о согласовании условий строительства.
"Газпрому" в этой ситуации было бы выгодно действовать в соответствии с нынешним законодательством, которое разрешает построить газопровод, а уже в конце 2019 г., когда настанет время запуска, обсуждать правила его использования с учетом поправок. "Газпрому" целесообразно указывать на невозможность применения Третьего энергопакета к морскому газопроводу, потому что этим нарушается дух законодательства. Надо настаивать на том, что поправки должны способствовать развитию конкуренции, следовательно, они не могут применяться там, где конкуренция даже потенциально невозможна", – рассказал Накануне.RU Игорь Юшков.
К моменту завершения прокладки трубы антироссийская истерия может уменьшиться, добавил он.
Напомним, что министры энергетики стран Евросоюза отказали Еврокомиссии в мандате, но Брюссель не отозвал свою заявку и ждет нового заседания Совета ЕС. Особенно негативно к попыткам ЕК получить контроль над газопроводом отнеслись в Германии, где в приоритете коммерческая составляющая проекта. Издание Handelsblatt со ссылкой на госсекретаря минэкономики ФРГ Штефана Капферера сообщило, что в Германии критически отнеслись к новой попытке ЕК подвести проект под свое регулирование. Добавим, что агентство по управленческому консультированию Arthur D. Little в последнем исследовании экономического эффекта от строительства газопровода сделало вывод, что на протяжении пяти лет инвестиции в этот проект создадут в ЕС 31 тыс. эквивалентов полноценных рабочих мест, что добавит дополнительные 2,25 млрд евро к ВВП в различных секторах экономики. Общий экономический эффект от газопровода превысит 5,15 млрд евро, а снижение цен на газ позволит странам ЕС экономить 8 млрд евро ежегодно, что является весомым аргументом для таких крупных потребителей, как Германия.
Ускоренный процесс принятия поправок в директиву может в конечном итоге нанести ущерб необходимым инвестициям в энергетическую инфраструктуру, заявил официальный представитель Nord Stream 2 AG в ЕС Себастьян Сасс. Компания, курирующая строительство трубопровода, сообщила, что проанализирует содержание поправок и будет следить за обсуждением в Европарламенте и Совете ЕС.
"Энергетическая безопасность ЕС зависит от наличия доступных, существенных и диверсифицированных мощностей по импорту (газа), которые, в свою очередь, основываются на стабильной и предсказуемой нормативно-правовой базе. Любые изменения в этом успешном регулировании необходимо тщательно проанализировать", – заявил Сасс.
ЕК, со своей стороны, сделала оговорку о том, что поправки не направлены на блокирование строительства российского газопровода, однако неопределенность правил может смутить будущих инвесторов. Напомним, финансовую модель уже пришлось пересмотреть из-за санкций США. Запрет на крупное финансирование экспортных газопроводов по-прежнему остается ключевым сдерживающим фактором для банковских займов, их доля в новой версии инвестмодели снизится с запланированных ранее 70%. Сейчас возможность финансирования проекта рассматривает итальянский банк Intesa Sanpaolo, но в случае сотрудничества с "Газпромом" он попадет под санкции США. Когда они начнут действовать – неизвестно, закон одобрил конгресс, но подзаконных актов Минфин и другие ведомства еще не издали.
Решение ЕК чувствительно для окупаемости вложенных инвестиций, в случае принятия поправок, "Газпром" сможет заполнять газопровод лишь наполовину.
"Получается, мы тратим порядка $9 млрд, чтобы построить трубопровод мощностью 55 млрд кубометров, но использовать сможем только 27,5 млрд кубометров. Вложения становятся в два раза менее эффективными, чем предполагали. Таким образом, требования ЕК призваны вынудить участников проекта отказаться от его реализации", – говорит Юшков, добавляя, что потребуется и передача самого трубопровода от "Газпрома" к независимому оператору, который будет им управлять. Но здесь могут помочь европейские участники проекта (ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall).
В представленных материалах Еврокомиссия настаивает на том, что "Северный поток – 2" вовсе не нужен, Брюссель ожидает сокращения потребления газа. Как сообщало Накануне.RU, на сессии ПМЭФ глава "Газпрома" Алексей Миллер давал противоположный прогноз:
"Мы введем газопровод в конце 2019 г., до этого пройдет еще больше 2,5 лет. Если темпы роста спроса на российский газ продолжатся, то и "Северного потока – 2" будет недостаточно, чтобы удовлетворять растущий спрос на европейском рынке".
Российская компания ведет речь не о потреблении газа в Европе – оно действительно может остаться на прежнем уровне или снизиться, а о растущем спросе на газ для импорта на фоне падения собственной добычи, отмечает старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин. В текущем году экспорт российского газа увеличился на 9%.
"Регулярное снижение добычи газа в Евросоюзе создает дефицит. Сейчас объявлено о закрытии месторождения Гронинген в Голландии, из-за чего добыча там сократится. Дефицит заполняется либо трубопроводным газом, либо сжиженным. Трубопроводный газ поставляют Норвегия и Россия, причем мы имеем больший потенциал для роста, так как дополнительные объемы стоят не очень дорого. Отсюда и тезис "Газпрома" о том, что российский газ является предпочтительным для заполнения дефицита", – рассказал Накануне.RU аналитик.
Глава австрийской OMV Райнер Зеле сегодня также заявил о росте спроса на газ: "Трубопроводный газ – надежный и рентабельный. В ближайшие годы нам потребуется больше такого газа. Вот почему новому правительству Германии следует занять более решительную позицию, защищая проект "Северный поток – 2" и его реализацию. "Северный поток – 2" означает безопасность поставок для Европы, для Германии и Австрии".
Еврокомиссия называет альтернативой трубе "Газпрома" TAP и поддерживает продолжение транзита через Украину. Но для украинской ГТС только лишь словесной поддержки мало, по оценкам экспертов, модернизация устаревшей системы требует порядка $10 млрд инвестиций. "Газпром", который задался целью перенаправить потоки, в этих вложениях не заинтересован.
"Развилка в том, что "Северный поток – 2" всеми способами запрещают строить государственные органы, а вкладывать деньги в поддержание жизнеспособности альтернативного маршрута через Украину нужно будет частным компаниям. Если "Газпром" решит продвигать свой проект и построит трубопровод, несмотря на поправки, то, вероятно, он выйдет победителем. Компании увидят, что "Северный поток – 2" работает, и не станут вкладывать деньги в модернизацию украинской ГТС. Евросоюзу ничего не останется, кроме как сделать исключение для российского газопровода", – считает Игорь Юшков.