Аналитика


Никита Данюк: "Ощип" олигархов начался для того, чтобы сменить политический режим в России
Экспертное мнение | В России | За рубежом

После того, как разгорелся скандал вокруг личности российского сенатора Сулеймана Керимова, обвиненного в отмывании денег и, по словам прокурора города Ниццы, ввозившего во Францию миллионы евро, олигархи настроились налаживать диалог с родной властью.

Так, бизнес-омбудсмен Борис Титов, побывав в Лондоне, переговорил там со множеством беглых миллионеров, которые якобы совершенно "ни за что" разыскиваются через Интерпол. Они готовы возместить государству убытки и вернуться в родное отечество, если созданный по этому поводу общественный институт уполномоченного по защите прав предпринимателей сработает компетентно.

Правительство никак не комментирует и новости о том, что российские олигархи, опасаясь февральского "антикорупционного доклада", мечтают перевести активы из США в Россию и для этого предлагают выпустить облигации государственного валютного займа, которые были бы ликвидней евробондов.

Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк объясняет, что крупный капитал – один из рычагов влияния, который используется в преддверии мартовских выборов, и неизвестно, на чью сторону метнутся олигархи в связи с "антикоррупционным" скандалом – к своим или к чужим спецслужбам – и либо опровергнут поговорку о том, что капитал не имеет отечества, либо, наоборот, еще раз ее подтвердят. Его экспертное мнение – специально для Накануне.RU:

– Сейчас одним из каналов влияния на политическую ситуацию в нашей стране являются представители крупного капитала, потому что "прибавочный продукт", как говорили, который они имеют от нашего государства, – они хранят за рубежом. И в этом смысле их активы напрямую аффилированы с западными институтами. Безусловно, ситуация с Керимовым – показательна. Показательна и ситуация с бывшим главной Черкизовского рынка, который уже, конечно, под давлением, но тем не менее – сказал, что готов раскрыть так называемую "информацию о силовиках" внутри нашего государства. Все эти схемы были достаточно предсказуемы.

В преддверии президентских выборов – в тот момент, когда наша страна наиболее уязвима – давление будет только усиливаться. Но очень важно понимать, что стратегические планы "наших западных коллег" рассчитаны не на сиюминутный конкретный эффект, а на долгосрочную перспективу. Параллельное ухудшение социально-экономической ситуации в стране вкупе с очень неэффективной работой представителей крупного капитала могут создать еще большие сложности, в первую очередь на местах, с помощью элементарных технологий. В этом случае уязвимой страна становится не в данный момент, а как раз в долгосрочной перспективе 5-10 лет. Об этом, кстати, говорят и представители экспертного сообщества, и на уровне сената. Неизвестно, как поведет себя отечественный крупный бизнес: либо опровергнет поговорку о том, что капитал не имеет отечества, либо, наоборот, еще раз ее подтвердит.

Совсем недавно прошла информация, что якобы олигарх Потанин тоже готов активно сотрудничать с различными спецслужбами США для того, чтобы в какой-то степени гарантировать себе безопасность и неприкосновенность активов. Сможет ли сплотиться российский крупный капитал вокруг нашего национального лидера? Потому что самые главные претензии Запада сводятся к тому, что политический режим должен быть демонтирован в первую очередь за счет ухода с поста президента Путина. Если под всем этим давлением капитал покажет свой патриотизм, готовность защищать отечество, то, безусловно, подобного рода опасности будут нивелированы. Но, если честно, рассчитывать на любовь олигархов к нашей стране не приходится.

Доклад Трампу в феврале, как мы знаем, будет состоять из данных о связях представителей крупного капитала и различных государственных структур, вряд ли будет затрагивать самого президента – мы не раз убеждались, что подобного рода информация, будто Путин участвует в каких-либо схемах, ангажированная. Но окружение президента, люди, которые так или иначе вовлечены в государственное управление, могут появиться в этом докладе. Этой информацией, конечно, будут пользоваться зачастую не патриотические силы – а это люди, которые занимают и достаточно важные места в государственных органах. В первую очередь я имею в виду наш финансово-экономический блок. Очевидно, что та политика конфронтации с Западом неприемлема для людей из либеральной элиты – людей, которые вполне допускают, что Россия на правах бедного родственника, младшего брата должна быть интегрирована в систему мирохозяйственных связей и стать своего рода полупериферией, полуколонией мирового капитализма. "Антикоррупционный доклад" – всего лишь один из инструментов комплексного давления на нашу страну.

Да, доклад привязан по срокам к пику выборного периода в России неслучайно. Главная цель – удар по президенту, по самому институту президентства. Наш крупный капитал может стать настоящим "слабым звеном", в отличие от российского общества, которое показало свое отношение к Западу и после 2014 года достаточно консолидировано, хотя, сейчас процесс эрозии можно наблюдать. "Ощип" олигархов начался для того, чтобы сменить политический режим в России в разных формах – в виде государственного переворота либо в виде законного отстранения. Все потому, что нынешний режим во главе с Владимиром Путиным неприемлем для западного мира, а значит, попытки расшатать ситуацию в нашей стране продолжатся. Этому, конечно, во многом способствует и деятельность самого государства, различных ведомств и институтов.