"Здравствуйте! Вы позвонили официальному дилеру Renault в Севастополе. Ваш звонок очень важен для нас", – вот что можно услышать в трубке, если позвонить по номеру телефона, размещенному на российском сайте французского автогиганта.
Штаб-квартира Renault, как известно, находится во Франции, но это не мешает компании открыто давать понять всему миру, чьим именно ее руководство считает Крым (пусть, и не заявляя этого вслух).
Похожую позицию занимает и руководство японского "родственника" Renault – Nissan. Несмотря на то, что официальный Токио поддерживает в крымском споре позицию западных стран, на российском сайте автоконцерна размещена информация сразу о двух дилерах компании в Крыму – в Симферополе и Севастополе.
Списать это на одни лишь тесные отношения группы Renault –Nissan с российским бизнесом – не получится. Ведь похожую позицию занимают и другие мировые автокомпании. Например, "Хёндэ". Как, впрочем, и "Киа" вместе с "Ссанг Йонг". И даже Volkswagen. На российском сайте немецкого концерна можно легко найти данные ее дилера в Симферополе – "Крым-Автохолдинга". Сразу две компании представляют в Крыму интересы "Шкоды". Есть официальный дилер и у "Ауди".
В компании "АВТО-ЛЮКС", являющейся дилером Nissan, Mitsubishi, Peugeot и Kia в Севастополе, Накануне.RU подтвердили, что фирма официально осуществляет услуги по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей в полном объеме. Не работают в Крыму из-за санкций только некоторые кредитные программы, доступные на "материке".
Аналогичным образом прокомментировали ситуацию нам в компании "Крым - Автохолдинг", являющейся дилером Volkswagen в Симферополе. Здесь уточнили, что окажут сервисное обслуживание по всем правилам "гарантийному" автомобилю вне зависимости от того, где он был куплен – в Крыму или на "материке". И тоже сказали, что за пределами Крыма можно найти значительно лучшие кредитные программы. Volkswagen продает на полуострове свои машины, но связанные с ним финансовые учреждения не заходят в Крым из-за санкций. Поэтому пока местные дилеры сотрудничают в первую очередь с РНКБ (ПАО "Российский национальный коммерческий банк"), являющимся крупнейшим финансовым учреждением на полуострове.
Во всем остальном, кроме кредитных программ, услуги автодилеров ничем не отличаются от "материковых".
Из крупных автопроизводителей, работающих в РФ, не разместили на своих официальных сайтах информации о крымских представителях разве что "Мерседес" и "Тойота". Впрочем, стоит запустить гугл-поиск, и вы попадаете на сайты фирм, позиционирующих себя как официальные дилеры данных автобрендов. Списать это на "пережитки" украинских времен не получится – информация на веб-страницах регулярно обновляется, а в контактах – российские телефонные номера.
Украинские СМИ заметили начинавшуюся "зраду от автоконцернов" еще почти два года тому назад – в начале 2016-го. Но, несмотря на возмущенные крики с "Незалежной", французские, немецкие, японские и корейские производители ведут деятельность в Крыму.
Не такими стойкими, как создатели автомобилей, оказались производители сладких газированных напитков. Компании Coca-Cola и PepsiCo около двух лет назад также разместили на своих официальных сайтах праздничные карты России с Крымом. На Украине сразу же развернулась кампания по травле "сладких брендов", а прокуратура "Незалежной" даже возбудила против них уголовное дело (правда, кого собирались привлекать, непонятно – сидящих в США боссов, директоров российских филиалов?). Раздувать конфликт компании не стали. "Кока-кола" извинилась перед официальным Киевом, а "Пепси" – просто удалила карту с сайта. Правда, на полках крымских магазинов газировка американских брендов, поставляемая из "материковой" России, осталась. Тут украинские правоохранители спасовали, разумно оценив свои силы. Одно дело воевать с и без того размещенной на несколько дней картой (вариант практически беспроигрышный), и совсем другое – с многомиллионным бизнесом, за которым стоят интересы "западных партнеров"... Впрочем, уголовное дело против газировки, которое так и непонятно чем закончилось, средства массовой информации все равно назвали комичным.
Еще одна непреодолимая боль официального Киева – это маркеты METRO (Симферополь и Севастополь) и Ашан (Симферополь). Их заход на полуостров начался еще до воссоединения Крыма с Россией, но покидать Тавриду после ее возвращения в родную гавань популярные сетевые магазины не стали. Номинально они, собственно, ничего не нарушают. Торговля гречкой, молоком и куриным филе ни под какие санкции не подпадает. Однако украинских патриотов глубоко возмущает сам факт присутствия европейских брендов на территории, которую они называют "оккупированной", а также то, что сети работают в Крыму по российским законам – и тем самым, получается, как бы де-факто признают суверенитет РФ на полуострове.
Буквально на днях украинская общественность неожиданно заметила, что вот уже почти четыре года в Крыму официально работают представители российских подразделений Adidas и Puma. Разразился просто грандиозный скандал. Киевские интернет-воины устроили массированную фейсбук-атаку на провинившиеся перед "Незалежной" бренды спортивной одежды. Adidas, в конце концов, сдался. С российского сайта компании информация о торговых точках на территории Крыма пропала (хотя соответствующим образом брендированные магазины из торговых центров никуда, естественно, не делись). А вот Puma оскорбления в свой адрес просто проигнорировала. Ее симферопольский магазин по-прежнему маркируется в Интернете как российский.
Сейчас, кстати, украинские патриоты объявили войну "Чешской железной дороге" из-за закупленных компанией карт, на которых Крым обозначен как "спорная территория". Украинский МИД такой статус не устроил, однако производитель заявил, что действовал по всем правилам картографии, и ничего исправлять не стал. Теперь посол Украины в Чехии планирует встретиться с авторами карт лично и все-таки переубедить их. Видимо, в стране, в которой уже издаются специальные учебники для проституток с Украины, других проблем, которые стоило бы решать киевским дипломатам, просто не осталось...
Помимо перечисленных выше, значительное количество мировых брендов электроники, бытовой техники, парфюмерии и одежды работают в Крыму, не привлекая к себе внимания. Номинально это, как правило, местные коммерческие организации с нейтральными названиями, вот только на вывесках самих магазинов красуются логотипы всемирно известных брендов... Ну а кому на самом деле принадлежат компании, украинскую сторону волновать уже не должно.
Как сообщили Накануне.RU в департаменте приоритетных проектов развития Севастополя, "иностранный капитал присутствует в городе. В структуре собственности крупных налогоплательщиков и иных субъектов – участников свободной экономической зоны находятся учредители-нерезиденты. В большинстве случаев это предприятия сферы сельского хозяйства и пищевой промышленности. В последнее время повышенный интерес к реализации проектов на территории города Севастополя проявляется представителями Ближнего Востока". В Главном управлении потребительского рынка Севастополя нам подтвердили, что в городе официально работает "магазин федеральной торговой сети METRO".
Что доставляет реальные неудобства жителям Крыма и Севастополя, так как это отсутствие на полуострове отделений крупных федеральных банков или российских представительств международных финансовых учреждений. Работу местных малых банков регулярно ругают в соцсетях. И все же, с учетом того, что представители других отраслей бизнеса изыскивают возможность заходить в Крым, фактически признавая его российским, есть надежда на то, что эта проблема тоже рано или поздно решится.
А властям стран Европы, Америки и Азии, бизнес которых уже работает по российским законам в Крыму, стоило бы прислушаться к своим же предпринимателям, с налогов которых получают денежное содержание министры и депутаты. В конце концов, президент США и канцлер Германии не отказываются от своих зарплат, на которые идут, в том числе, деньги, заработанные их соотечественниками в Крыму. Так может пора, наконец, покончить с этой невразумительной игрой в прятки?
Святослав Князев