Аналитика


Ольга Ковтун: Кто-то должен готовить хороших министров здравоохранения
Образование | Свердловская область | Приволжский ФО | Уральский ФО | В России

Ольга Ковтун избрана новым ректором Уральского государственного медицинского университета (УГМУ). О медицинском кластере в Академическом, международном сотрудничестве, опасности "утечки умов" и о министре, который благодаря "волшебной палочке" всё решит, она рассказала в эксклюзивном интервью Накануне.RU.

Вопрос: Ольга Петровна, поздравляем вас с победой. Расскажите, как прошел конкурс, с какими трудностями столкнулись?

Ольга Ковтун: Спасибо. Процесс выборов был достаточно продолжительным. Первые пять кандидатов были выдвинуты еще в ноябре прошлого года. В Москве после собеседования в комиссии с главой Министерства здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой была аттестована только я. Соответственно, проведение выборов стало невозможным в силу безальтернативности. Позже Ученый совет УГМУ выдвинул еще двух кандидатов: Андрея Белкина и Марину Харитонову. Последняя отозвала свою кандидатуру перед поездкой в столицу, а Андрей Августович был аттестован.

Любой кандидат всегда до последней минуты испытывает волнение. Моя ответственность перед коллективом была особенной, поскольку я окончила Свердловский медицинский институт, работала ассистентом кафедры, профессором, защитила кандидатскую и докторскую диссертации, то есть это высокая ответственность перед теми людьми, которые меня учили, и теми, которых учила я. Мою кандидатуру поддержали 77% делегатов конференции нашего коллектива. Это огромный ресурс доверия.

Ольга Ковтун, и.о ректора УГМУ(2017)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: Готовы ли Вы взять на вооружение что-то из программы Вашего оппонента по выборам ректора УГМУ Андрея Белкина? Есть ли совместные проекты?

Ольга Ковтун: Андрей Августович – наш сотрудник – профессор кафедры анестезиологии, реаниматологии и трансфузиологии ФПК и ПП. Решением Ученого совета создается Институт реабилитационной медицины, который будет хорошей площадкой для подготовки "новых специалистов" – эрготерапевтов, физиотерапевтов, клинических психологов и логопедов для мультидисциплинарных бригад на основе сетевого взаимодействия с другими вузами. Данное предложение Андрея Августовича мы поддержали.

Вопрос: Одним из пунктов Вашей предвыборной программы стал проект медицинского кластера в Академическом районе. На какой он сейчас стадии? Какой объем вложений необходим?

Ольга Ковтун: Идея появилась примерно пять лет назад. Тогда Алексей Воробьев, будучи генеральным директором строительной компании в Академическом ("Ренова-СтройГруп-Академическое", – прим.), выступил на Ученом совете УГМУ и рассказал о строительстве перспективного района с высоким образовательным потенциалом, центром которого может стать медицинский университет. Мы поддержали эту идею.

Вопрос состоит ведь не в том, чтобы из одного места наш вуз был перенесен в другое, а в том, чтобы наполнить данный проект современным содержанием. Цель УГМУ – стать университетом европейского уровня. Это амбициозный проект. Уже разработана концепция территориального медицинского инновационного кластера, куда войдут пять институтов РАН, предприятия, технопарки, Уральский институт охраны материнства и младенчества. Ядром станет университет со всей инфраструктурой. Следующий этап развития событий – подготовка медико-технического задания: сколько должно быть помещений и какого характера (учебные корпуса, стадион, досуговый центр, кафедры, клиника, поликлиника). Именно на этом этапе мы сейчас ведем работу.

У вуза есть 39 объектов недвижимости. Мы не претендуем оставлять эти объекты за собой и готовы все передать Росимуществу. Стоимость нынешних объектов будет зачтена в общую стоимость будущего университета. Предварительная оценка проекта на сегодняшний день – более 6 млрд руб. без учета оборудования.

Медицинский кластер, УГМУ, Академический район(2017)|Фото: img.rg.ru

Вопрос: Вы недавно рассказывали про подготовку новых специалистов в сфере китайской медицины и клеточных технологий. Есть ли сейчас такие преподаватели в нашей области? Востребованы ли эти направления?

Ольга Ковтун: Да, они есть. Прежде всего, это Институт медицинских клеточных технологий, где работают руководители наших кафедр. Мы готовим специалистов по клеточным технологиям с первого курса. Для них это определенный "дайвинг" в эту неизведанную сферу. По завершении обучения в вузе, помимо основного диплома, студенты получат второй диплом о дополнительном профессиональном образовании.

Что касается китайской медицины, то она вызвала огромный интерес среди студентов и преподавателей УГМУ. Отмечу, что у наших студентов очень хорошие способности к китайскому медицинскому языку. В университете обучается группа из восьми студентов, осваивающих такие базовые дисциплины, как теории, формулы и диагностика китайской медицины, фармакология, акупунктура и прижигание туйна, методика цигун.

Вопрос: Вы говорили, что в числе приоритетов Вашей работы – развитие международной деятельности и повышение потока иностранных студентов. В сфере медицинского образования какой здесь расчет? Не думаете ли Вы, что студенты уедут жить и работать за рубеж, когда врачей у нас не хватает? И, напротив, не ведет ли это к замещению врачебных специальностей у нас в России специалистами, например, из ближнего зарубежья?

Ольга Ковтун: Сегодня задача международной работы поднимается на государственном уровне. Да, действительно, мы открываем нашим студентам большие горизонты, и есть в министерстве образования программа, которая отбирает талантливых ребят, они заключают договор, им оплачивается обучение или стажировка, но они связаны обязательством вернуться назад.

Я считаю, главное, чтобы мы в Екатеринбурге смогли дать достойную площадку для развития. Мы, возможно, испытываем двойное давление. С одной стороны – хорошие абитуриенты стремятся поступить в Москву, Санкт-Петербург, это один отток, а второе – поездка за границу. Для нас важен каждый студент.

Мы не ставим такую задачу, чтобы иностранные студенты заменили наших специалистов, нет. Мы позиционируем российское образование как качественное и предлагаем его получать тем людям, которые этого хотят. Если мы не будем к этому стремиться, то мы никогда не будем лучшими. Это ведь не только обмен знаниями, это культура и традиции.

Вопрос: Как реформы в здравоохранении сказываются на подготовке медицинских кадров? Например, ЕГЭ в средней школе и отмена интернатуры?

Ольга Ковтун: Кто только сейчас не критикует ЕГЭ. Мне кажется, что можно целую дискуссию посвятить образованию и образованности выпускников школ. ЕГЭ – входной билет к нам. В вузе высокий проходной балл – 240-260, поэтому к нам поступают лучшие. Отмена интернатуры не повлияла на качество подготовки наших выпускников.

Мы открываем нашим студентам большие горизонты, начиная со школьной скамьи. В России реализуется президентская программа по работе с талантливыми и одаренными школьниками "Сириус". Конечно, некоторые из этих ребят будут нашими абитуриентами – более мотивированными и конкурентоспособными. Мы позиционируем российское элитное медицинское образование по платформе "Медицина будущего". Это будут специалисты с новыми компетенциями, которым предоставится возможность работать через 10-15-20 лет.

Ольга Ковтун, и.о ректора УГМУ(2017)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: В своей карьере Вы сделали выбор в пользу науки, а не государственной службы. Что повлияло на такое решение?

Ольга Ковтун: Большая часть моей жизни связана с университетом. Даже в период моей работы в министерствах здравоохранения Свердловской области, Пермского края, я совмещала государственную службу с педагогической и научной деятельностью. Честно признаюсь, и сегодня эта сфера для меня привлекательна. Когда был объявлен конкурс в Академии наук, все взвесив, я решила продолжить свою профессиональную жизнь в науке и была избрана по конкурсу членом-корреспондентом РАН.

Вопрос: Вашу работу в Пермском крае много критиковали. Можно ли, на Ваш взгляд, быть эффективным региональным министром при сложившейся федеральной системе "оптимизации"?

Ольга Ковтун: Это возможно, но очень трудно. При общей схожести, проблемы в каждом регионе свои. Один министр не в силах всё решить с помощью "волшебной палочки". Так в жизни не бывает. Каждый регион в России имеет свою модель здравоохранения, хоть мы и говорим о трехуровневой системе, что для всех есть территориальная программа государственной гарантии бесплатной медицинской помощи. Проблемы везде свои.

Уровни материально-технического обеспечения в Пермском крае и в самой Перми – полярны. Может быть, на результаты работы повлияло и то, что мы стремились командно внедрить технологии, которые для Свердловской области очевидны. Например, в Пермском крае с 1992 года не было совета главных врачей, и какие-то традиции я пыталась перенести туда, но это не всегда воспринималось.

Вопрос: Чему Вы сейчас уделяете особое внимание, будучи еще в должности исполняющей обязанности ректора?

Ольга Ковтун: Мы ведем работу по созданию новых образовательных программ по платформе "Медицина будущего", возрождению элитного медицинского образования. В планах расширить магистратуру новых образовательных программ. Хотим предоставить выпускникам возможность выбора: врач-исследователь или врач-управленец. Отвечая на Ваш вопрос, а кто будет готовить хороших министров? Надо же подготовить хороших управленцев.

Что касается научной деятельности, то мы будем продолжать развивать инновационные направления. В международной сфере тоже достаточно перспектив. Главное, чему мы уделяем особое внимание, это реализация федерального приоритетного проекта "Новые кадры современного здравоохранения" и губернаторской программы "Пятилетка развития Свердловской области". Цель нам понятна – наполнить отрасль здравоохранения квалифицированными кадрами, обеспечив тем самым качественную и доступную медицинскую помощь.

Вопрос: Как Вы считаете, что ждёт медицину в будущем?

Ольга Ковтун: У медицины потрясающее будущее. Медицина будущего – это умение генерировать знания и воплощать их в новые качественные продукты. 21 век объявлен веком биомедицины. Новые достижения возможны исключительно за счет интеграции наук. Мы должны подготовить поколение врачей, которые будут сочетать в себе лучшие традиции российской классической медицины и соответствовать новым трендам.

Несомненно, мы одержим победу над болезнями сердечно-сосудистой системы – это первая строчка смертности. Онкологические заболевания – вторая приоритетная проблема, которая может выйти на первый план, и в связи с этим ресурсы направлены на поиск их причин и раннюю диагностику. Третья проблема XXI века – сахарный диабет 2-го типа. Четвертая группа – хронические обструктивные болезни легких. Вот такая программа действий для молодого поколения врачей.

И я думаю, что у России есть большая цель, которая не озвучивается. Мы должны получить Нобелевскую премию за заслуги, за новые открытия в медицине, чего у нас давно не было. Работы и Мечникова, и Павлова были удостоены Нобелевской премии. Я считаю, что у врачей будущего должна быть такая цель.

Ольга Ковтун, и.о ректора УГМУ(2017)|Фото: Накануне.RU



Вероника Борзова