"Майские указы" исполнены примерно на 94%, заявил на итоговой пресс-конференции президент России Владимир Путин. Отметив, что это касается уровня заработных плат в бюджетной сфере, среди узких мест он упомянул расселение аварийного жилья, строительство детсадов в отдельных регионах. В целом же президент поставил "удовлетворительную" оценку исполнению своих поручений, выразив уверенность, что в 2018 г. "всё будет доведено до логического завершения". Однако ряд поручений, как следует из документов, должны быть исполнены уже к концу 2017 г., но по ним кабмин не приблизился к достижению целевых показателей.
Доступное жилье
Указ № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусматривал снижение до 2018 г. показателя превышения среднего уровня процентной ставки по рублевой ипотеке по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 %. Таким образом, при инфляции в 4% ставка по ипотеке в 2018 г. должна составлять 6,2%.
На деле же в будущем году взять ипотеку под такой процент смогут лишь многодетные семьи, новой мерой поддержки которых станет субсидирование жилищных займов. Ставка для заемщика будет равна 6%. На 1 ноября 2017 г., по данным Центрального банка, средняя ставка на первичном рынке ипотечного кредитования составила 10,94% годовых. Выдано 813 тыс. 352 кредитов (и по количественному показателю "майский указ" будет исполнен, в нем заложен план в 815 тыс. кредитов в год) на почти 1,5 млрд руб.
Ставка по ипотечным кредитам в отсутствие программы господдержки зависит от ключевой ставки. А она, как прогнозируют в ЦБ, опустится до уровня 6% только к 2020 г.
"Когда инфляция замедлилась ниже 4%, нам стали говорить, что мы можем ставку снижать быстрее. Но мы должны взвешивать выгоды и риски. Экономика испытает легкое облегчение от снижения ставок, которое будет несопоставимо с ущербом, если инфляция отклонится от цели вверх и нам нужно будет менять политику", – объясняла медленное снижение ставки председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Того, что жилищные кредиты для всех подешевеют, не обещает уже и сам президент, на прошедшей пресс-конференции он подтвердил темпы снижения ключевой ставки, обозначенные ЦБ, и в целом одобрил работу регулятора. По прогнозу АИЖК, в рамках текущей кредитно-денежной политики к концу следующего года ставка по ипотеке может снизиться до уровня в 8%.
При этом, заметим, потенциальные оппоненты Владимира Путина на президентских выборах включили пункт о дешевой ипотеке в свои программы: Алексей Навальный обещает в случае избрания снизить ставки до 2% годовых, бизнес-омбудсмен Борис Титов выступал с предложением уменьшить ее для нуждающихся до 5%.
Военные
№ 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" закрепил ежегодную индексацию военных пенсий на 2% выше уровня инфляции. Но мера проработала два года, в 2014 г. пенсию военных проиндексировали на 5,5%, а с 2015 г. из-за сложной экономической ситуации действие пункта закона об индексации "заморозили", решение остается в силе и на 2018 г.
"Не выполняется указ президента от 7 мая 2012 г. об опережающем росте пенсий для военных пенсионеров на 2% выше уровня инфляции – почему-то стыдливо про это умалчивается", – заявляли депутаты Госдумы на ноябрьском заседании.
В федеральном бюджете на 2018 г. заложен уровень инфляции по итогам 2017 г. в размере 3,2%. Таким образом, военная пенсия должна была вырасти в 2018 г. на 5,2%, однако на деле она будет увеличена лишь на 4%.
Думское большинство одобрило саботаж Правительством президентского указа, мотивируя это тем, что растет коэффициент пенсионного обеспечения: если в 2012 г. пенсия военным устанавливалась в размере 54% от размера довольствия, то сейчас коэффициент вырос до 72,23%. Кабмин же объясняет отказ от индексации отсутствием денег: "Законопроект позволит обеспечить сбалансированность федерального бюджета в 2018-2020 гг. с учетом фактически поступающих доходов, необходимости осуществления приоритетных расходов и минимизации дефицита бюджета в соответствии с основными принципами бюджетной системы РФ".
Добавим, что прямого указания на индексацию денежного довольствия военных в поручениях президента нет, Путин поручил лишь установить довольствие военнослужащих "на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики". Воспользовавшись этим, Минфин пять лет вносил проект о "заморозке" "зарплат" военных. В 2018 г. впервые после долгого перерыва будет проведена индексация довольствия.
Социальная политика
Все на той же итоговой пресс-конференции президент несколько раз упомянул задачу повысить доходы населения, которые в последнее время снижаются. Указ № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" ставит задачу увеличения к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза. По данным Росстата, реальные доходы жителей с 2012 г. по 2016 г. не увеличились, а, напротив, снизились на 2,2%. Основной вклад внес 2015 г., когда показатель упал на 9%. Падение продолжается и в 2017 г., по данным РАНХиГС, в октябре 2017 г. реальные располагаемые денежные доходы населения сократились, по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., на 1,3%. В целом в январе-сентябре текущего года денежные доходы у 13,8% населения были ниже величины прожиточного минимума.
Несмотря на ожидания Путина ("Я думаю, что и показатели по реальным доходам населения будут меняться к лучшему"), в 2018-2020 гг. динамика реальных располагаемых доходов населения в целом повторяет динамику реальной заработной платы: в 2018 г. прогнозируются максимальные темпы прироста, на 2,3%, с дальнейшим замедлением в 2020 г. до 1,2%. О рисках недостижения целей указов, в том числе, в части доходов работников бюджетной сферы говорила глава Счетной палаты Татьяна Голикова:
"Мы также отмечаем риск реализации указа по заработной плате, причём это касается нескольких категорий врачей, младшего обслуживающего персонала в лечебных учреждениях, научных сотрудников (...), работников дошкольных образовательных учреждений. При этом коллеги нас заверяют в том, что все показатели указов президента по заработной плате будут исполнены. Но мы считаем необходимым донести до вас эти риски".
Конечно, провал реализации некоторых мер высокопоставленные чиновники готовы списывать на "Крым и санкции Запада". Но вот, например, в том же указе поставлена задача расширить участие работников в управлении организациями. Речь шла о производственных советах, положение об их создании в ТК РФ было внесено в 2013 г. Совет – совещательный орган для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников, указано в кодексе. Предполагалось, что для России будет адаптирован опыт "производственной демократии" Германии, где производственный совет наравне с профсоюзом отстаивает интересы работников. Но, по словам экспертов, идея в России не прижилась. И как видим, влияние "внешних факторов" не стало этому причиной.
По словам эксперта объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Ларисы Конновой, при действующем трудовом законодательстве наемные работники имеют крайне мало гарантий и рычагов ограничения произвола работодателя при принятии управленческих решений. Примером тому стали десятки тысяч вопросов о грубейших и массовых нарушениях трудовых прав работников на "Прямой линии" с президентом России. Но и советы не дают работникам новых привилегий, к тому же в ТК даже не закреплен их статус – нет ясности в том, кому он передает свои предложения, а компетенция советов ограничена исключительно производственным процессом.
"Саму идею создания производственных советов на предприятиях и в организациях всех форм собственности, подтвержденную опытом развитых стран, следует признать здравой и полезной, а регламентацию их деятельности – необходимой. В то же время в современных российских условиях фактического отсутствия производственной демократии, массовых нарушений трудового законодательства, слабого контроля гражданского общества производственные советы инициативно работодателями не формируются, а соответствующие отношения – не складываются. В связи с этим их регламентация "сверху" отрывается от реальных процессов и превращается в их имитацию, что не только не несет положительной нагрузки, но и способно дискредитировать саму идею производственных советов", – сказал она.
Эксперт отметила, что для начала реальной работы советов нужно вновь поправить ТК, разработать типовое положение о совете, распространив его на госкорпорации. Государственные компании могут стать плацдармом для исследования отношения персонала к производственным проблемам и возможностей их решения через производственные советы. Пожалуй, наивно полагать, что этому в России мешают осуществиться западные санкции.
Здравоохранение
Досрочно достигнута планка по коэффициенту рождаемости, установленная указом № 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации": к 2018 г. коэффициент должен был составить 1,753, но уже в 2016 г. он превысил 1,7. Поддержать рождаемость (за январь-октябрь текущего года она снизилась почти на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) должны новые инициативы президента о соцвыплатах для семей с детьми. Но, как уже неоднократно писало Накануне.RU, они окажут лишь несущественное влияние, и время исправлять демографию материальными мерами ушло. Вторая задача указа – повышение ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет к 2018 г. не исполнена. За неполный 2017 г. продолжительность жизни россиян достигла национального исторического максимума в 72,6 года, рассказала министр здравоохранения Вероника Скворцова на заседании Госдумы.
Увеличение продолжительности жизни ниже заданных темпов происходит на фоне досрочного достижения задач по снижению смертности от болезней системы кровообращения и туберкулеза, снижения младенческой смертности. Выше плановых цифры по смертности от новообразований (197 случаев на 1 тыс. населения за 10 месяцев 2017 г. вместо 192 к 2018 г.).
В целях экономии в 2001-2006 гг. была упразднена финансируемая Фондом соцстрахования система профилактики заболеваемости на предприятиях для работников и членов их семей, говорит доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. Это снизило тариф, но повлияло на продолжительность жизни.
"Профилактика дешевле и эффективнее, чем ургентная медицинская помощь. Теперь мы тратим сотни миллиардов рублей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, а на выходе получаем инвалидов. Если бы те же деньги мы тратили на санаторно-курортное лечение рабочих и их семей, мы бы увидели повышенную продолжительность трудовой жизни. Люди дольше платили бы страховые взносы и имели возможность участвовать в создании ВВП. Причина такого поведения властей в том, что после смены кадров в "нулевые" в социальном блоке осталось много квалифицированных специалистов. А оставшиеся тесно связаны с либеральной экономической средой и недостаточно настойчиво делятся знаниями с новыми руководителями о том, как эффективнее вести социальную политику", – рассказал Накануне.RU эксперт.
"Что мы, не решили из задач, поставленных в этом указе? Мы не решили вопрос доведения объема производства отечественных лекарственных препаратов по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств до 90%, однако это не прямая ответственность министерства — здесь мы можем только упрекнуть министерство за то, что они недостаточно настойчиво этой проблемой занимались", – говорил на декабрьском заседании ГД депутат "ЕР" Геннадий Онищенко.
Проблему могла бы решить система лекарственного страхования в системе ОМС, говорит Гудков. Для того, чтобы производить отечественные лекарства, необходимо профинансировать НИОКР, вложить немало средств, это будет сделано лишь при гарантированном рынке сбыта, объясняет он:
"В случае если есть лекарственное страхование, есть орган, который способен дать такие гарантии и выделять стабильно финансовые ресурсы на приобретение отечественного препарата. Пока этого не будет, никакой капиталист не пойдет на риски, а если и станет производить – установит такие высокие цены, что проще будет покупать заграничные аналоги".
По данным Минздрава, практически выполнен указ по доведению зарплат врачей до 200% от средней зарплаты в регионах. Зарплаты среднего персонала составляют до 90%, младшего – 68,5%.
Экономика
Указ №596 "О долгосрочной государственной экономической политике" предписывает создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. Производительность труда, согласно тому же указу, к 2018 г. должна вырасти в 1,5 раза.
В Общероссийском народном фронте подсчитали, что общее количество рабочих мест в России с 2011 по 2016 г. сократилось на 6,6 млн в основном за счет реального сектора (транспорт и обрабатывающие производства) и социального. Количество рабочих мест в финансовом секторе и торговле, наоборот, выросло. При этом число высокопроизводительных рабочих мест за те же пять лет увеличилось на 3,88 млн и сегодня составляет 16,6 млн единиц. Наибольший рост в обработке – плюс 1,7 млн и транспорте и связи – 1 млн.
"Сокращение зафиксировано в отрасли предоставления прочих коммунальных и социальных услуг (-96 тыс. ед.), оптовой и розничной торговле (-95 тыс. ед.), госуправлении (-72 тыс. ед.), гостинцах и ресторанах (-63 тыс. ед.), рыболовстве (-18 тыс. ед.) и финансовой деятельности (-3 тыс. ед.)", – говорится в докладе президентского движения.
"Хотелось бы надеяться, что к 2020 г. будет создано 25 млн ВПРМ, но до этого срока осталась всего пара лет. Для достижения намеченной планки российская промышленность должна сделать сильнейший скачок вперед, но пока предпосылок для него нет. Мы видим, что ряд отраслей стагнирует, немало предприятий уже обанкротились и еще могут обанкротиться. В этом положении для создания не просто рабочего места, а высокопроизводительного рабочего места нужно влияние комплекса самых различных факторов: начиная от спроса на ту или иную высокотехнологичную продукцию и заканчивая активизацией государственной поддержки промышленности. Форм подобной поддержки много, и она оказывается, но промышленность буксует. Частные инвестиции тоже играют большую роль, но любому инвестору важна спокойная и предсказуемая обстановка, четкие правила игры. Если правила постоянно меняются и будущее нельзя спрогнозировать с определенной долей вероятности, инвесторов это настораживает. И при данном положении дел они предпочтут вкладываться не в Россию, а в другую страну, где они чувствуют себя комфортно", – рассказал Накануне.RU промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Согласно указу, к 2018 г. должна в 1,3 раза относительно уровня 2011 г. увеличиться доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте. Шесть лет назад на них приходилось 19,7% ВВП, в 2016 г. – только 22,4%. Не достигнут также показатель по инвестициям в 27% ВВП в 2018 г. и по положению России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В 2015 г. страна была на 54 месте вместо 50-го, в 2017 г. стала 40, чтобы выполнить указ, экономические власти должны вывести РФ на 20 место в 2018 г.
Добавим, что в бюджете на 2018 г. предусмотрен беспрецедентный рост ассигнований на реализацию указов – плюс 23,6% к уровню 2017 г. Это может быть связано именно с тем, что фактическое исполнение "майских указов" гораздо ниже декларируемого.
"Быть может, по тексту "майских указов" не исполнено меньше одного процента поручений, а по смыслу – 90% указов. Правительство рапортует об исполнении указов словно считает количество знаков в строке. "Рост доходов населения в полтора раза" – это две строки из двухсот, а, значит, кабмин убрал один процент. Но сколько это неисполнение в реальности стоит?" – обращает внимание эксперт Андрей Гудков.