Аналитика


"Простите, что не довез ваших детей…" Резонансное дело о трагическом ДТП в ХМАО близится к завершению
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Уральский ФО | В России

Сегодня в Ханты-Мансийске состоялось очередное заседание по делу о ДТП, которое произошло 4 декабря 2016 года. На нем обвиняемым предоставили последнее слово. Подробности — в репортаже Накануне.RU из зала суда.

Напомним, что автокатастрофа произошла на 925 км автодороги Ханты-Мансийск-Тюмень. Автобус, на котором возвращалась в Нефтеюганск детская команда по спортивной акробатике, столкнулся с двумя грузовиками. Погибли 10 детей и двое взрослых, еще 19 человек получили ранения — в том числе, крайне тяжелые.

– Простите, что не довез ваших детей, – склонив голову, попросил прощения у родителей водитель автобуса Марат Зайнуллин. – Я вам сочувствую от всей души. Искреннее соболезную, но эта страшная трагедия случилась не по моей вине, поверьте. Если бы у меня был включен регистратор, то я бы здесь не сидел. Все, что мог, – я тогда сделал. Было препятствие – стоял столб, я просто ушел в кювет. Может быть, меньше детей бы погибло, может быть, автобус бы загорелся… Сейчас сложно об этом говорить. Прошу суд вынести справедливое решение – я готов принять любое.

суд по ДТП 4.12.2016(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишина

суд по ДТП 4.12.2016(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишина

В отличие от смиренного Зайнуллина, водитель тягача Раиль Саитханов себя виновным не считает и, похоже, искренне надеется на оправдательный приговор суда. Об этом он заявил в своем последнем слове.

– В тот момент я крикнул брата по рации, хотел убедиться, что он едет за мной. Я двигался по "закруглению" в левую сторону. Тогда автобус для меня не представлял опасности, поэтому не тормозил. Впереди ехало какое-то транспортное средство, которое я обгонять не собирался. Но почему-то, в последний момент, автобус частично выехал на мою проезжую часть, – произнес Раиль. – Я не знаю, почему он выехал, из-за чего так произошло. Доли секунды прошли, я не успел на обочину съехать. Когда поворачивал руль, произошел удар, автобус разбил мне водительское стекло, и меня оглушило. После, я выехал на обочину, и, чтобы автобус не занесло, я потихоньку начал затормаживать, затем остановился.

ДТП в Югре, автобус, грузовик, спорт, дети, авария, смерть, погибшие, пострадавшие(2016)|Фото: 86.mchs.gov.ru

По словам Саитханова, он побежал назад, чтобы посмотреть, в порядке ли его брат, который ехал за ним на таком же тягаче. Водитель обратил внимание на место, где произошло столкновение автобуса с "тяжеловесом", там был осыпан снег из-под крыла его тягача. Этот снег лежал на "его стороне" движения. По мнению обвиняемого, это может служить доказательством того, что он ехал по своей проезжей части. Увидев брата всего в крови, Раиль забеспокоился. Убедившись, что переломов у родственника не было, он отправил его в свою машину.

Здесь родители погибших детей были возмущены до слез и с трудом сдерживали негодование. Судя по последнему слову обвиняемого, он считает себя и брата такими же пострадавшими, как и маленьких пассажиров автобуса.

– Когда произошла авария, водители машин, которые ехали за нами, стали останавливаться. Я услышал, как кто-то зовет на помощь. Оказалось, что легковушка (которую, видимо, зацепило) могла загореться, и нужно было срочно перевернуть автомобиль и помочь выбраться водителю, которого там зажало. После того, как я это сделал, увидел перед автобусом женщину. Она сидела и кричала, чтобы ей принесли ее ребенка. Она не могла двигаться, так как были переломаны ноги, – вспоминал все тяжелые обстоятельства ДТП обвиняемый. – Я предложил ей помощь, но она отказалась, только просила сына, который лежал недалеко от нее. Подойдя к ребенку, я увидел, что он мертвый, но не смог ей сказать. Только накинул на нее куртку и пошел дальше помогать.

По словам Саитханова, к этому времени уже прибыли сотрудники МЧС, ГИБДД и другие службы. Спасатели просили не трогать пострадавших, не передвигать, так как любое неверное действие могло для них оказаться роковым.

– Я не виноват, я точно знаю, что двигался по своей полосе, – сказал в заключение Саитахнов.

суд по ДТП 4.12.2016(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишина

Кстати, именно Саитханова освободили из-под стражи. Родители погибших и пострадавших детей были несогласны с таким решением. Они уверены, что следствие велось спустя рукава. По их мнению, не все винновые сели на скамью подсудимых, и правоохранительные органы собрали слабую доказательную базу.

Свое несогласие они выразили в митинге, который проводили в Нефтеюганске 2 декабря 2017 года. Участники акции высказывали мнения о том, что виновники аварии, в которой погибли их дети, могут избежать справедливого и серьезного наказания, отделавшись лишь условными сроками.

В отличие от многословного водителя тягача, Ирина Тарасова, директор школы акробатики, была скромна в своем последнем слове:

– Мне очень жалко, мне очень больно, что это случилось. Невозможно словами передать душевную боль. Никогда к работе не относилась халатно. Надеюсь, суд примет объективное решение.

На справедливое решение суда надеется и Александр Сидорук (владелец автобуса). Он, в свою очередь, заявил, что те неисправности, на которые указывало следствие, не являются причиной ДТП.

– Мы просто помогли людям, предоставив им автобус, – сказал Сидорук. – Таких страшных последствий мы не желали. Прошу вас принять объективное решение. Мы всегда жили по справедливости и не были опасными для общества.

Как же повлияло последнее слово обвиняемых на суд, станет ясным 5 февраля, когда будет вынесено окончательное решение.

суд по ДТП 4.12.2016(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишина

суд по ДТП 4.12.2016, зал судебных заседаний(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишина

суд по ДТП 4.12.2016, судебный пристав, уголовное дело(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишина

суд по ДТП 4.12.2016(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишинасуд по ДТП 4.12.2016(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишина

суд по ДТП 4.12.2016, зал судебных заседаний(2018)|Фото: Накануне.RU, Ирина Мишина

Вероника Лисица, фото Ирина Мишина