Конфликт "Нафтогаза" и "Газпрома" обострился. Российская компания после решения стокгольмского арбитража заявила о старте судебного процесса по расторжению долгосрочных контрактов на поставку и транзит газа через территорию Украины. Украинцы в ответ начали экономить газ и потребовали с российской стороны компенсацию за вынужденную покупку топлива по высоким ценам. Однако Киев не забирает газ из российской трубы с конца 2015 г., и до последнего времени гордился тем, что может себе позволить покупать топливо "Газпрома" у европейских поставщиков. Своим экспертным мнением о происходящем с Накануне.RU поделился ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
– "Нафтогаз" делает подобные заявления, чтобы продемонстрировать, как "Газпром" по политическим мотивам хочет нанести удар по Украине, "заморозить" ее. И поэтому Украине нужно помогать, выступить единым фронтом против "Газпрома". На Украине видят, что тема проблем в стране постепенно ушла на третий план, на Западе начинается сотрудничество с "Газпромом", активно выдаются разрешения на строительство "Северного потока - 2". Надо было что-то сделать, поэтому началась борьба, очернение "Газпрома".
По факту Украина с ноября 2015 г. не покупает газ напрямую у "Газпрома". Российская компания говорила, что контракт действует и Украина обязана покупать газ, разбирательство в арбитраже касалось этого же. Украина все это время доказывала, что газ из России ей не нужен, хотя газ "Газпрома" "Нафтогаз" покупал по реверсу у европейских трейдеров. Цена газа отображалась в статистике украинского министерства промышленности и торговли, каждая тысяча "кубов" газа, которую они покупали, по реверсу была дороже, чем они могли бы покупать по долгосрочному контракту с "Газпромом". Это продолжается третий год, но почему-то именно сейчас Украина заявила, что вынуждена была закупить газ в Европе дороже. Два года они этим хвастались, а сейчас начали жаловаться.
К тому же непонятно само заявление Витренко: то ли "Нафтогаз" вынужден бы был купить газ по $1 тыс. за кубометр, то ли уже купил. Он не говорит, у кого купили, хотя на спотовых площадках в Европе газ стоит гораздо дешевле. Узнать, какую партию газа и у кого купил "Нафтогаз", невозможно: с одной стороны, коммерческая тайна, с другой – министерство даст только среднюю цену импортного газа по месяцу.
Заявление "Газпрома" о начале расторжения контрактов не означает остановку транзита газа через Украину. Это объявление о начале долгой юридической процедуры. Расторжение контрактов на поставку и транзит газа в арбитражном суде может занять больше года. Не удивлюсь, если процесс продлится до конца 2019 г., а контракты, напомню, заключены до января 2020 г. Одновременно стороны должны обсуждать заключение новых контрактов, так как сейчас ни России, ни Украине, ни Европе невыгодно, чтобы этого контракта не было. Нет соглашения – нет транзита, это понимают все, на Украину сейчас приходится около 45% российского газа, поставляемого в Европу. Возможен вариант обострения ситуации. "Нафтогаз" может обратиться в украинский суд с требованием ареста имущества "Газпрома" на территории Украины на $2,56 млрд – сумму, присужденную "Нафтогазу" арбитражем. Если по данному решению "Нафтогаз" начнет отбирать транзитные объемы, "Газпром" может остановить прокачку через Украину и как раз тогда наступит энергетический кризис.
Чтобы не допустить развития худшего сценария, в качестве третьей стороны нужно привлекать европейцев, как это было при обсуждении зимнего пакета. Этот формат показал себя как работающий, обсуждение новых соглашений также должно идти на трехсторонней основе.
Думаю, Европа в этом конфликте задумается о том, что нужно иметь альтернативный маршрут поставок газа. В то же время те, кто был против строительства "Северного потока-2", продолжат гнуть свою линию. При худшем варианте развития событий США могут договориться с украинцами об аресте объемов газа, что приведет к остановке транзита, чтобы на этом фоне американским поставщикам было выгодно отправлять СПГ в Европу. На этом фоне США ужесточат санкции против "Северного потока-2". Однако украинцы смотрят не только на американские элиты, но и на европейские, а последние не хотят оставаться без топлива.