Аналитика


Константин Семин — про письмо 500 учителей-словесников и литературные ФГОСы
Экспертное мнение | Центральный ФО | В России

"Последний звонок" продолжает зорко следить за колыханиями ковра, скрывающего изнанку изгрызенной либералами образовательной системы. Под ковром — неспокойно.

На днях из ниоткуда вывалилось письмо 500 учителей-словесников, возмущенных новыми ФГОСами по литературе. Стон и плач (усиленные реформаторскими громкоговорителями) по всей земле русской. Всё просто — ФГОСы вот-вот (завтра) могут утвердить и жизнь "словесников" в одночасье поменяется. Чем же они недовольны?

— Намерением Минобра ввести жесткое распределение произведений по годам обучения и единый список обязательных к прочтению школьниками книг (сами понимаете,"ГУЛаг", "тоталитаризм", "совок"(тм);
— Расширением обязательной программы до 250 произведений (сейчас примерно 130, соответственно, "Минобр перегружает головы детей", а это затрудняет внедрение новых технологий, айпадизацию-цифровизацию-дигитализацию)
— Восстановлением жесткого списка изучаемых авторов, вследствие чего на корабль современности будут насильственно возвращены сброшенные с него: Пушкин, Есенин, Шолохов, Горький и многие другие "несвоевременные" фамилии. Действующая сейчас асмоловская "Примерная образовательная программа" потому и называется примерной, что очерчивает лишь двенадцать "обязательных" писателей и поэтов. Всё остальное — на усмотрение конкретного учителя. А это позволяет впаривать детям хоть стишки Орлуши, хоть прозу Резуна, хоть беллетристику Акунина;
— Ограничениями, которые новый ФГОС по литературе накладывает на творческую фантазию "господ-словесников" и аппетиты книжных издательств. Проще говоря, сейчас ради абстрактной вариативности нужно печатать много учебников по литературе, а придется один или два. И креативить будет сложнее, и хайпа на уроках поубавится.

Полный список литературы по новому ФГОС доступен здесь. На мой взгляд, нормальный список. Даже коротковат.

Главное, чтобы "словесники" прекратили наконец издеваться над подрастающим поколением и заливать детские головы собственной или импортной желчью.

Ну вот как вам, допустим, рассказ "Язык" из нынешней "Примерной программы"? Автор — некто В.Голявкин. Не слышали о таком? Не беда! Зато дети в курсе:

— "Ребята работали. А Петя сел на ступеньку. И так сидел. Очень нужно работать! Но сидеть надоело. Он кошку увидел. Поймал её. Показал кошке шиш, посвистел кошке в ухо, подул на неё, скорчил несколько рож, спел три песни, язык показал. Она его цап лапой по языку! Он сразу петь перестал. Заорал, кошку выпустил и помчался к ребятам… Лучше поздно, чем никогда!"

Странно, что в списке отсутствует Н.Ляпис-Трубецкой и "Баллада о Гангрене". Зато есть не менее продвинутый новатор А.Гиваргизов:

"В первый класс
К рубашке белой прижимает
Букет малиновый, к груди.
Идёшь ты в школу?
Ну, иди.
В школу!!! В школу!!!
За парту!!!
Смирно!!!
К Марь Иванне!!!
Она у входа.
Та, что в каске,
В солдатских туфлях по колено.
Что машет в воздухе указкой,
Похожей больше на полено."

В разделе "Поэты XX века" вариативный учитель предложит детям Д.Пригова. Ну а для самых изощренных "учителей-словесников" институтом Асмолова припасен живой иностранный классик Рубен Давид Гонсалес Гальего. Насладитесь:

"Сан-Франциско. Город моей мечты, населенный пункт капиталистического ада. Город отверженных и странных.Это Америка. Здесь все продается и все покупается. Ужасная, жестокая страна. Рассчитывать на жалость не приходится. Но жалости я досыта наелся еще в России. Меня устроит обычный бизнес. Это Америка.
- Что продается?
- День свободы. Настоящей свободы. Солнце, воздух. Целующиеся парочки на скамейках. Хиппи, играющий на гитаре. Право еще один раз увидеть, как маленькая девочка кормит белку с ладони. Первый и единственный раз в своей жизни увидеть ночной город, свет тысяч автомобильных фар. В последний раз полюбоваться на неоновые вывески, помечтать о невозможном счастье родится в этой чудесной стране. Настоящий товар, качественный. Сделано в Америке".

Так и просится на школьную доску тема для сочинения: "Противоречивый образ родины в творчестве Р.Д.Г.Гальего".
В общем, есть за что биться Асмолову (к счастью, исключенному из списка участников обсуждения ФГОСов) и его пятистам ̶с̶п̶а̶р̶т̶а̶н̶ц̶а̶м̶ "словесникам". Отступать некуда. Позади Гальего!

Удивительно, что поддержку отчаянному отряду оказывает бывший министр образования Фурсенко, на днях в эпистолярной форме предложивший вице-премьеру Голодец притормозить утверждение новых стандартов. Впрочем, что это я? Наоборот — совершенно не удивительно. Закономерно!

Остается надеяться, что когда-нибудь свежий административный ветер очистит наконец палубу от всех инноваторов-экспериментаторов и вернет детям возможность воспитываться в косном, тоталитарном, человеконенавистническом ключе, позволяющем некоторым из нас до сих пор без запинки произносить:

"Мы все учились понемногу.
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть."

P.S.
Всё вышесказанное относится исключительно к ФГОСу по литературе, в которой я, старый советский троечник, еще кое-что смыслю. Уверен, по поводу истории выскажется Е.Спицын, а по поводу математических новшеств — А.Иванов. Возможно, там ситуация выглядит иначе.

Константин Семин