Аналитика


235 произведений на 5 лет – минимум или перегруз? Минобр пытается утвердить новые ФГОСы по литературе
Образование | В России

За пять лет учебы в средней школе – с пятого по 11 класс – детям придется изучить 235 произведений по литературе. Министерство образования и науки РФ разработало новую редакцию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в которой подробно прописано содержание каждой учебной дисциплины: что, когда и в какой последовательности изучать. Но утвердить изменения ведомство пока не может: ряд экспертов категорически против принятия нового документа. На днях более 800 членов "Гильдии словесников" - учителей-филологов и преподавателей из разных городов России – обрушились с критикой на Министерство образования за перегруженность программы по литературе, отсутствие в ней вариативности и "популярных среди детей произведений". В ведомстве пояснили, что изменения понадобились для исполнения поручения президента по созданию единого образовательного пространства, а ФГОСы вовсе не отменяют "творчество учителя". Зачем понадобились новые стандарты, чем недовольны "словесники" и их оппоненты – в материале Накануне.RU.

Обсуждение новых стандартов началось не вчера. Преподаватели вузов привыкают к ФГОСам "третьего поколения" с 2013 г., для высшего образования проекты стандартов появляются регулярно – отдельно по каждому направлению подготовки. Со школьным образованием сложнее: в 2009 г. появились ФГОСы второго поколения для 1-4 классов, в 2010 г. – для 5-9 классов, в 2012 г. – для старших классов. Но до сих пор в стандартах не было конкретики – содержания дисциплин, эту роль выполняла "примерная основная образовательная программа", где указывались общие характеристики каждого предмета, максимальный объем нагрузки, а в случае с литературой – перечень произведений для изучения.

школа, учитель, читает детям книгу, литература, урок(2016)|Фото: prokazan.ru

Примерная программа служила ориентиром для авторов рабочих учебных программ. Учитель мог пользоваться ей как конструктором, как из кубиков складывая пункты программы в собственный план обучения.

"Учитель имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать учебно-методический комплекс (УМК) и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации", - говорилось в описании к документу.

В Министерстве образования и науки решили, что должной универсальности предыдущие ФГОСы вкупе с "примерной программой" не привносят. Единство образовательного пространства страны, которое гарантирует Конституция, требует конкретных предписаний: что, когда и в какой последовательности изучать школьникам.

"Наполнение ФГОС конкретным содержанием позволит обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России, а также гарантии качества образования. Изменения, вносимые в ФГОС, касаются только обязательной части основной образовательной программы. При этом у школ сохраняются свобода и самостоятельность в формировании вариативной части с учетом выбора участников образовательных отношений", - гласит сообщение на сайте Минобрнауки о прошедшем 3 октября 2017 г. заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

минобр, фгосы(2018)|Фото: минобрнауки.рф

Обсуждение новых ФГОСов в Минобрнауки

На тот момент ФГОСам не хватало конкретики: стандарты общего образования получили всего 35% положительных отзывов, поэтому их решено было наполнить содержанием и "исключить рамочный характер".

Как раз таки это и не понравилось экспертам – "словесникам" и они 19 марта 2018 г. опубликовали открытое письмо, где и выразили свое недовольство ФГОСами по литературе. Члены "Гильдии словесников" обвинили Минобрнауки в нелогичности, лишении школы вариативности, "попирании основ закона об образовании и академических свобод, которые определены школам".

"Прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно. Программа перегружена произведениями (235 произведений за пять лет обучения), зачастую объемными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создает риск формального, поверхностного разговора о них на уроке. Произведения жестко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков", - говорится в обращении председателя "Гильдии", главного редактора журнала "Литература" Сергея Волкова, которое подписали 819 человек.

"Словесники" считают "примерную основную образовательную программу" оптимальным документом и предлагают с его помощью продолжить развитие литературного образования.

"В данный момент уже существует "примерная программа", в которой есть обязательный список литературы. Единство образовательного пространства им обеспечивается, для родителей есть гарантии того, что школьники обязательно прочитают русскую классику. Зачем так сильно расширять этот список и регламентировать последовательность изучения, непонятно. Неужели составители хотят, чтобы тексты русской литературы изучались поверхностно, неглубоко, бегло? Разве не является это неуважением к классике?" – недоумевают члены "Гильдии" Григорий Маршалик, Антон Скулачев и Игорь Сухих.

Ольга Васильева(2017)|Фото: kremlin.ru

Спустя некоторое время на возмущенное заявление "Гильдии" отреагировали в Минобрнауки. На заседании совета 21 марта министр Ольга Васильева пояснила, что в новой редакции ФГОСов собран тот минимум, который обязан знать каждый учащийся.

Да, минимум по литературе – это 235 произведений, но "словесники" старательно не замечают того, что большая часть из них – стихотворения, отметила Васильева.

"В "Гильдии словесности" начинают визжать и кричать, как вы убрали вариативность и (хотите) ввести 235 произведений с пятого по девятый классы, но при этом стыдливо умалчивая, что 2/3 произведений - это стихотворения. Они (авторы письма — прим. ред.) хотят, наверное, чтобы выбор произведений в десятом классе был безграничен", — сказала министр образования в эфире радио "Вести FM".

Новые ФГОСы не отменяют творчество учителя, но важно понять, в чем оно заключается, подчеркивают чиновники Минобрнауки. "Вряд ли оно состоит только в том, чтобы определять, когда, в какой год обучения должна изучаться та или иная тема по учебному предмету. Подлинное творчество учителя проявляется в формах организации урока, разнообразии методик, которые он применяет на уроках", - сказала директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Добавить конкретики во ФГОСы просили сами учителя, рассказал заместитель президента Российской академии образования, заместитель председателя Федерального учебно-методического объединения общего образования при Российской академии образования Виктор Басюк.

"Действующие стандарты с начала своего внедрения в 2010 году вызывали немало вопросов у педагогического сообщества. Часть из них была связана с тем, что эти стандарты отличались от предыдущих отсутствием конкретного содержания образования. Несомненно, в новых стандартах было и остается очень много преимуществ, но учителя много говорили о том, что очень сложно разрабатывать рабочую программу, когда сам стандарт не определяет конкретное содержание образования. Поэтому, несмотря на то, что есть примерные образовательные программы с более широкой детализацией, Министерство образования и науки приняло решение включить минимум содержания в сами стандарты как в нормативные документы", - рассказал эксперт корреспонденту проекта "Социальный навигатор"МИА "Россия Сегодня".

Над обновлением документа работали, как утверждают в Минобрнауки, более 300 специалистов: представители Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института педагогических измерений, Московского педагогического государственного университета. Проект новых ФГОС обсуждался даже с детьми - участниками региональных этапов всероссийской олимпиады школьников, подчеркнула Васильева.

235 произведений на пять лет - минимум или перегруз? Эксперты разошлись во мнениях.

Список литературы из новых ФГОСов - спорный, согласился с членами "гильдии словесников" президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, академик МАНПО, профессор Сергей Комков.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU "В ФГОС по литературе действительно было внесено немыслимое количество, так называемых, "литературных произведений", которые ученик должен изучить с пятого по 11 класс. Многих из этих авторов не знают даже профессиональные писатели. При этом из школьной программы по литературе были исключены многие произведения русской классической литературы и произведения известных российских писателей. Что, естественно, вызвало вопрос: а по какому принципу производился отбор литературных произведений для школьной программы? Ответить на данный вопрос до сих пор никто не может", - рассказал Накануне.RU Сергей Комков.

Но праведный гнев "словесников" разделили не все: журналист, один из авторов проекта "Последний звонок" Константин Семин обратил внимание на то, что предлагают взаимен 235 классических произведений члены "гильдии".

"[Авторы обращения недовольны] восстановлением жесткого списка изучаемых авторов, вследствие чего на корабль современности будут насильственно возвращены сброшенные с него: Пушкин, Есенин, Шолохов, Горький и многие другие "несвоевременные" фамилии. Действующая сейчас асмоловская "Примерная образовательная программа" потому и называется примерной, что очерчивает лишь двенадцать "обязательных" писателей и поэтов. Все остальное — на усмотрение конкретного учителя. А это позволяет впаривать детям хоть стишки Орлуши, хоть прозу Резуна, хоть беллетристику Акунина; недовольны ограничениями, которые новый ФГОС по литературе накладывает на творческую фантазию "господ-словесников" и аппетиты книжных издательств. Проще говоря, сейчас ради абстрактной вариативности нужно печатать много учебников по литературе, а придется один или два. И креативить будет сложнее, и хайпа на уроках поубавится", - написал Константин Семин на своей странице в "Фейсбуке".

ФГОСы по литературе(2018)|Фото: slovesnik.org

ФГОСы по литературе(2018)|Фото: slovesnik.org

Так "словесники" комментируют обязательные к изучению произведения из новых ФГОСов

"Словесники", по словам журналиста, издеваются над подрастающим поколением – такой вывод Семин сделал, изучив списки литературы для школьников, составленные членами "гильдии":

"Ну вот как вам, допустим, рассказ "Язык" из нынешней "Примерной программы"? Автор — некто В.Голявкин. Не слышали о таком? Не беда! Зато дети в курсе: "Ребята работали. А Петя сел на ступеньку. И так сидел. Очень нужно работать! Но сидеть надоело. Он кошку увидел. Поймал её. Показал кошке шиш, посвистел кошке в ухо, подул на неё, скорчил несколько рож, спел три песни, язык показал. Она его цап лапой по языку! Он сразу петь перестал. Заорал, кошку выпустил и помчался к ребятам… Лучше поздно, чем никогда!"

Семин обратил внимание, что среди недовольных ФГОСами "словесников" оказался бывший министр образования Андрей Фурсенко: на днях он предложил вице-премьеру Ольге Голодец притормозить утверждение новых стандартов.

Фурсенко, ФГОСы(2018)|Фото: Константин Семин

Фурсенко, ФГОСы(2018)|Фото: Константин Семин

Профессор Сергей Комков удивился действиям бывшего министра образования.

"Что касается позиции бывшего министра Андрея Фурсенко, то я в нее не верю! Потому что он лично был причастен к изменению школьных ФГОС! И должен разделить долю ответственности за то, что сделали чиновники Минобрнауки", - заявил Сергей Комков.

Сторону Министерства образования в споре о новых ФГОСах заняла Национальная родительская ассоциация, которая в 2015 г. просила министра образования Дмитрия Ливанова сделать процесс обучения "максимально универсальным", чтобы при переходе из одной школы в другую ребенок не попадал в стрессовую ситуацию.

"Нас услышали. Разработанный ФГОС – это ответ на запрос родительского сообщества, решение, направленное на создание по-настоящему единого образовательного пространства, в котором учителя, дети и родители ориентируются на четко сформулированные цели, задачи и результаты образования. Нам непонятна суета вокруг проекта, обвинение авторов в непрофессионализме и стремлении урезать академические свободы учителя и права выбора образовательных траекторий. ФГОС – минимальный, четкий набор необходимого, ниже которого не имеет права опустить свою планку ни один педагог. Но ведь выше-то можно!" – сказано в обращении ассоциации.

В Министерстве образования и науки сообщили, что проект новых ФГОСов будет доработан и рассмотрен повторно. Предложения по совершенствованию документа будут внесены до 28 марта.



Анна Смирнова