За пять лет учебы в средней школе – с пятого по 11 класс – детям придется изучить 235 произведений по литературе. Министерство образования и науки РФ разработало новую редакцию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в которой подробно прописано содержание каждой учебной дисциплины: что, когда и в какой последовательности изучать. Но утвердить изменения ведомство пока не может: ряд экспертов категорически против принятия нового документа. На днях более 800 членов "Гильдии словесников" - учителей-филологов и преподавателей из разных городов России – обрушились с критикой на Министерство образования за перегруженность программы по литературе, отсутствие в ней вариативности и "популярных среди детей произведений". В ведомстве пояснили, что изменения понадобились для исполнения поручения президента по созданию единого образовательного пространства, а ФГОСы вовсе не отменяют "творчество учителя". Зачем понадобились новые стандарты, чем недовольны "словесники" и их оппоненты – в материале Накануне.RU.
Обсуждение новых стандартов началось не вчера. Преподаватели вузов привыкают к ФГОСам "третьего поколения" с 2013 г., для высшего образования проекты стандартов появляются регулярно – отдельно по каждому направлению подготовки. Со школьным образованием сложнее: в 2009 г. появились ФГОСы второго поколения для 1-4 классов, в 2010 г. – для 5-9 классов, в 2012 г. – для старших классов. Но до сих пор в стандартах не было конкретики – содержания дисциплин, эту роль выполняла "примерная основная образовательная программа", где указывались общие характеристики каждого предмета, максимальный объем нагрузки, а в случае с литературой – перечень произведений для изучения.
Примерная программа служила ориентиром для авторов рабочих учебных программ. Учитель мог пользоваться ей как конструктором, как из кубиков складывая пункты программы в собственный план обучения.
"Учитель имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать учебно-методический комплекс (УМК) и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации", - говорилось в описании к документу.
В Министерстве образования и науки решили, что должной универсальности предыдущие ФГОСы вкупе с "примерной программой" не привносят. Единство образовательного пространства страны, которое гарантирует Конституция, требует конкретных предписаний: что, когда и в какой последовательности изучать школьникам.
"Наполнение ФГОС конкретным содержанием позволит обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России, а также гарантии качества образования. Изменения, вносимые в ФГОС, касаются только обязательной части основной образовательной программы. При этом у школ сохраняются свобода и самостоятельность в формировании вариативной части с учетом выбора участников образовательных отношений", - гласит сообщение на сайте Минобрнауки о прошедшем 3 октября 2017 г. заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Обсуждение новых ФГОСов в Минобрнауки
На тот момент ФГОСам не хватало конкретики: стандарты общего образования получили всего 35% положительных отзывов, поэтому их решено было наполнить содержанием и "исключить рамочный характер".
Как раз таки это и не понравилось экспертам – "словесникам" и они 19 марта 2018 г. опубликовали открытое письмо, где и выразили свое недовольство ФГОСами по литературе. Члены "Гильдии словесников" обвинили Минобрнауки в нелогичности, лишении школы вариативности, "попирании основ закона об образовании и академических свобод, которые определены школам".
"Прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно. Программа перегружена произведениями (235 произведений за пять лет обучения), зачастую объемными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создает риск формального, поверхностного разговора о них на уроке. Произведения жестко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков", - говорится в обращении председателя "Гильдии", главного редактора журнала "Литература" Сергея Волкова, которое подписали 819 человек.
"Словесники" считают "примерную основную образовательную программу" оптимальным документом и предлагают с его помощью продолжить развитие литературного образования.
"В данный момент уже существует "примерная программа", в которой есть обязательный список литературы. Единство образовательного пространства им обеспечивается, для родителей есть гарантии того, что школьники обязательно прочитают русскую классику. Зачем так сильно расширять этот список и регламентировать последовательность изучения, непонятно. Неужели составители хотят, чтобы тексты русской литературы изучались поверхностно, неглубоко, бегло? Разве не является это неуважением к классике?" – недоумевают члены "Гильдии" Григорий Маршалик, Антон Скулачев и Игорь Сухих.
Спустя некоторое время на возмущенное заявление "Гильдии" отреагировали в Минобрнауки. На заседании совета 21 марта министр Ольга Васильева пояснила, что в новой редакции ФГОСов собран тот минимум, который обязан знать каждый учащийся.
Да, минимум по литературе – это 235 произведений, но "словесники" старательно не замечают того, что большая часть из них – стихотворения, отметила Васильева.
"В "Гильдии словесности" начинают визжать и кричать, как вы убрали вариативность и (хотите) ввести 235 произведений с пятого по девятый классы, но при этом стыдливо умалчивая, что 2/3 произведений - это стихотворения. Они (авторы письма — прим. ред.) хотят, наверное, чтобы выбор произведений в десятом классе был безграничен", — сказала министр образования в эфире радио "Вести FM".
Новые ФГОСы не отменяют творчество учителя, но важно понять, в чем оно заключается, подчеркивают чиновники Минобрнауки. "Вряд ли оно состоит только в том, чтобы определять, когда, в какой год обучения должна изучаться та или иная тема по учебному предмету. Подлинное творчество учителя проявляется в формах организации урока, разнообразии методик, которые он применяет на уроках", - сказала директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.
Добавить конкретики во ФГОСы просили сами учителя, рассказал заместитель президента Российской академии образования, заместитель председателя Федерального учебно-методического объединения общего образования при Российской академии образования Виктор Басюк.
"Действующие стандарты с начала своего внедрения в 2010 году вызывали немало вопросов у педагогического сообщества. Часть из них была связана с тем, что эти стандарты отличались от предыдущих отсутствием конкретного содержания образования. Несомненно, в новых стандартах было и остается очень много преимуществ, но учителя много говорили о том, что очень сложно разрабатывать рабочую программу, когда сам стандарт не определяет конкретное содержание образования. Поэтому, несмотря на то, что есть примерные образовательные программы с более широкой детализацией, Министерство образования и науки приняло решение включить минимум содержания в сами стандарты как в нормативные документы", - рассказал эксперт корреспонденту проекта "Социальный навигатор"МИА "Россия Сегодня".
Над обновлением документа работали, как утверждают в Минобрнауки, более 300 специалистов: представители Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института педагогических измерений, Московского педагогического государственного университета. Проект новых ФГОС обсуждался даже с детьми - участниками региональных этапов всероссийской олимпиады школьников, подчеркнула Васильева.
235 произведений на пять лет - минимум или перегруз? Эксперты разошлись во мнениях.
Список литературы из новых ФГОСов - спорный, согласился с членами "гильдии словесников" президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, академик МАНПО, профессор Сергей Комков.
"В ФГОС по литературе действительно было внесено немыслимое количество, так называемых, "литературных произведений", которые ученик должен изучить с пятого по 11 класс. Многих из этих авторов не знают даже профессиональные писатели. При этом из школьной программы по литературе были исключены многие произведения русской классической литературы и произведения известных российских писателей. Что, естественно, вызвало вопрос: а по какому принципу производился отбор литературных произведений для школьной программы? Ответить на данный вопрос до сих пор никто не может", - рассказал Накануне.RU Сергей Комков.
Но праведный гнев "словесников" разделили не все: журналист, один из авторов проекта "Последний звонок" Константин Семин обратил внимание на то, что предлагают взаимен 235 классических произведений члены "гильдии".
"[Авторы обращения недовольны] восстановлением жесткого списка изучаемых авторов, вследствие чего на корабль современности будут насильственно возвращены сброшенные с него: Пушкин, Есенин, Шолохов, Горький и многие другие "несвоевременные" фамилии. Действующая сейчас асмоловская "Примерная образовательная программа" потому и называется примерной, что очерчивает лишь двенадцать "обязательных" писателей и поэтов. Все остальное — на усмотрение конкретного учителя. А это позволяет впаривать детям хоть стишки Орлуши, хоть прозу Резуна, хоть беллетристику Акунина; недовольны ограничениями, которые новый ФГОС по литературе накладывает на творческую фантазию "господ-словесников" и аппетиты книжных издательств. Проще говоря, сейчас ради абстрактной вариативности нужно печатать много учебников по литературе, а придется один или два. И креативить будет сложнее, и хайпа на уроках поубавится", - написал Константин Семин на своей странице в "Фейсбуке".
Так "словесники" комментируют обязательные к изучению произведения из новых ФГОСов
"Словесники", по словам журналиста, издеваются над подрастающим поколением – такой вывод Семин сделал, изучив списки литературы для школьников, составленные членами "гильдии":
"Ну вот как вам, допустим, рассказ "Язык" из нынешней "Примерной программы"? Автор — некто В.Голявкин. Не слышали о таком? Не беда! Зато дети в курсе: "Ребята работали. А Петя сел на ступеньку. И так сидел. Очень нужно работать! Но сидеть надоело. Он кошку увидел. Поймал её. Показал кошке шиш, посвистел кошке в ухо, подул на неё, скорчил несколько рож, спел три песни, язык показал. Она его цап лапой по языку! Он сразу петь перестал. Заорал, кошку выпустил и помчался к ребятам… Лучше поздно, чем никогда!"
Семин обратил внимание, что среди недовольных ФГОСами "словесников" оказался бывший министр образования Андрей Фурсенко: на днях он предложил вице-премьеру Ольге Голодец притормозить утверждение новых стандартов.
Профессор Сергей Комков удивился действиям бывшего министра образования.
"Что касается позиции бывшего министра Андрея Фурсенко, то я в нее не верю! Потому что он лично был причастен к изменению школьных ФГОС! И должен разделить долю ответственности за то, что сделали чиновники Минобрнауки", - заявил Сергей Комков.
Сторону Министерства образования в споре о новых ФГОСах заняла Национальная родительская ассоциация, которая в 2015 г. просила министра образования Дмитрия Ливанова сделать процесс обучения "максимально универсальным", чтобы при переходе из одной школы в другую ребенок не попадал в стрессовую ситуацию.
"Нас услышали. Разработанный ФГОС – это ответ на запрос родительского сообщества, решение, направленное на создание по-настоящему единого образовательного пространства, в котором учителя, дети и родители ориентируются на четко сформулированные цели, задачи и результаты образования. Нам непонятна суета вокруг проекта, обвинение авторов в непрофессионализме и стремлении урезать академические свободы учителя и права выбора образовательных траекторий. ФГОС – минимальный, четкий набор необходимого, ниже которого не имеет права опустить свою планку ни один педагог. Но ведь выше-то можно!" – сказано в обращении ассоциации.
В Министерстве образования и науки сообщили, что проект новых ФГОСов будет доработан и рассмотрен повторно. Предложения по совершенствованию документа будут внесены до 28 марта.