Время разбрасывать деньги в офшоры и время их лишаться, по крайней мере, складывается такое ощущение, что активы российских олигархов за рубежом сейчас в большой опасности. США ввели новые санкции, а Великобритания уже подготовила и юридическую почву законом о "криминальных деньгах", и информационную поддержку грядущему походу на русские деньги. Зачем Англии, которая с аккуратностью, достойной лучшего применения, еще со времен Елизаветы I, договорившейся в свое время даже с пиратами, всегда была надежным хранилищем грязных денег – портить свою репутацию и конфисковать честно награбленное российскими олигархами? Эксперты Накануне.RU видят несколько причин, среди которых и скандальный развод с ЕС – за "Брексит" англичане вынуждены заплатить.
"Первопричина, что они [англичане] входят в кризис, промышленное производство падает, Англия превратилась из нации производителей в нацию спекулянтов. Сейчас они попали в непростое положение, когда еще и ЕС требует с них компенсацию [за "Брексит"], – говорит в беседе с Накануне.RU доктор исторических наук Вячеслав Тетекин. – И внутриэкономическое положение сложное, поэтому они нашли наиболее уязвимых, слабых, кого можно "грабануть", а это капиталы российских олигархов".
Отброшенная "чикагскими мальчиками" Ельцина плановая экономика как "устаревшая и неэффективная" сейчас взята на вооружение и отлично функционирует в рамках сложного и противоречивого объединения Евросоюза, потерявшего совсем недавно одну из своих мощных лопастей в лице Великобритании. Но поскольку план был сделан в расчете на сильную экономику Лондона, то экс-союзники требуют выплатить неустойку. Пока Тереза Мэй не договорилась с Брюсселем, сколько именно должна старушка Англия Союзу под предводительством своего давнего соперника на мировой арене – Германии, но, по приблизительным подсчетам, это 60 млрд евро, деньги необходимо начать выплачивать весной 2019 года.
Сумма более, чем крупная, какой-нибудь восточноевропейской стране таких денег хватило бы на 10 лет, но тут речь о всем Евросоюзе, который Англия покидает, оставив на руках Германии множество слабых экономик. И вот, за год до начала первых выплат Тереза Мэй и начинает антироссийскую истерику. Не связано ли это с тем, что "оффшорная аристократия" из России хранит в Британии до 2 трлн долларов? Конечно, никто не может заподозрить Грейт Британ в воровстве, хотя …
"Процветание Великобритании, бурно начавшееся в 17-18 веках во многом, особенно в 19 веке, основывается на ограблении своих колоний. Так что грабеж для англичан, пусть сейчас в более мягких формах – это обычное дело, – напоминает Вячеслав Тетекин. – Поэтому нет ничего удивительного о том, что в условиях сохранения традиций английского правящего класса для них нормально заниматься грабежом, какая разница им, как грабить и в каких формах?"
Что может толкнуть Англию, всегда гостеприимно размещавшую в своих банках капиталы "без отечества", на "раскулачивание" российских олигархов? Brexit и так обходится недешево, из Лондона уходят деньги – банки, компании, заинтересованные в едином европейском рынке, постепенно покидают финансовую столицу Евросоюза, теряющую свой статус, и это глобальный процесс "переселения капиталов", который только начинается. Неужели сторонники Брексита не понимали, к чем приведет их решение? За идеей выхода Британии из ЕС стояли политические силы, настроенные на "резкий развод", который был бы тяжелым, но быстрым – с минимальным издержками. С приходом Мэй от консерваторов процесс приобрел аморфность – выход остался тяжелым, но уже и не быстрым. Про Англию начались шутки, что она как кошка, которая требует ей открыть дверь, а потом не выходит из комнаты.
В затягивании процесса премьер-министра обвиняют как раз так называемые сторонники "резкого развода" и "блестящей изоляции", которые видят, что ничего блестящего не получается, рана гноится, переговоры затягиваются, а убытки превышают запланированные цифры.
Сейчас Британия заключает только одну из частей основного списка договоренностей, по которым взятые обязательства страна должна выполнить до 2020 года. У Мэй в запасе только два года, чтобы воплотить свою "консерваторскую" повестку, но недовольство ее политикой настолько возросло, что ставит само ее пребывание на Даунинг Стрит, 10 под большой вопрос. Так, многие британские аналитики склонны видеть в ее жестких заявлениях против России и раздувании дипломатического скандала после "дела Скрипаля" не что иное, как шулерскую попытку отвлечь внимание.
Такая точка зрения могла бы вызывать сомнения, если бы подобное поведение британских премьеров не было традицией. Маргарет Тетчер в свое время, напуганная недовольством людей вокруг ее внутренней политики и экономических реформ, приняла решение о "маленькой победоносной войне" на Фолклендских островах. Та война осталась в истории как "никому не нужная" и принесла слишком много жертв для акции по отвлечению внимания и перенаправлению энергии "недовольных молодых людей", но, тем не менее, выполнила свою функцию, отодвинув непопулярные меры Железной Леди на второй план.
Теперь "Скрипаль" – дело, которое воспринимается с неугасающим недоумением у нас (зачем кому-то убивать агента, давно осужденного, отпущенного и обменянного много лет назад и уже забытого), но, тем не менее, приобретшее форму дипломатического скандала небывалого уровня. Даже на "Би-би-си" удивляются, почему премьер уделяет так много внимания антироссийской теме.
Тереза Мэй произносит жесткие речи относительно России, как будто написанные кем-то еще во времена Холодной войны, когда наша страна была коммунистической супердержавой – "антикоммунистическая", ставшая "антироссийской", риторика проверена временем, она беспроигрышна в условиях, когда нужно "перебить повестку".
Неужели Мэй тоже решила провести свою "маленькую и победоносную войну"? Но небольшая проблема в том, что мы все-таки не Аргентина, и устроить ее с Россией еще никому не удавалось – как же нанести удар? За родину будут отдуваться те, кто Россию своей родиной практически и не считают, – это еще раз доказывает, как сильно англичане любят парадоксы. Аналитики не видят ничего странного в том, что Англия готовится к экспроприации денег российских олигархов, репетиция на Кипре прошла успешно. Да и "ничто не ново под луной" – напоминает Накануне.RU доктор экономических наук Валентин Катасонов.
"Пример – из 20 века: в начале века братья Рябушинские, которые владели в Москве крупным банком, он так и назывался "Московский", оказывали такие услуги, как перевод капиталов в Европу, а особенно в Лондон. Братья и собственные капиталы туда перегнали, а потом и сами туда переместились после известных событий. Там они банк создали в лондонском сити, но он лопнул, братья разорились, а главный брат Михаил, который рулил и банком Москвы, и лондонским банком, закончил свои дни в больнице для бедных. То же самое будет с современным Лондонградом, это время не за горами", – считает эксперт.
Но сегодня такие действия могут повредить очень выгодной для капитала идее, говорит в беседе с Накануне.RU политолог Никита Данюк, – что "капитал не имеет отечества". По мнению эксперта, появится прецедент, благодаря которому бизнесмены из других государств окажутся под постоянной возможностью конфискации средств.
"С одной стороны, действительно, такой сценарий гипотетически возможен, а с другой стороны, это прецедент, который будет иметь очень большие последствия для всей капиталистической системы. Закон о происхождении капитала подразумевает, что нужно разъяснять происхождение капитала, если он превосходит 50 тыс. фунтов. На самом деле цифры не такие уж и большие, учитывая те состояния, которыми владеют наши олигархи на Западе. Но получится ли на фоне этой нормативно-правовой базы на практике реализовать подобного рода сценарий – это очень большой вопрос", – говорит Никита Данюк.
Именно для этого и был устроен цирк с "делом Скрипаля", ведь Тереза Мэй за последнее время высказывалась негативно не только из-за каких-либо действий спецслужб России, в ход пошли самые черные и непроверенные мифы – здесь была и многострадальная песня про то, как Россия вмешивается в выборы, сеет хаос, несет угрозу свободному миру и так далее. То есть всеми возможными средствами она пытается донести мэсседж всем, кто хранит деньги в Лондоне, – все, что произойдет далее, вас не коснется, мы говорим только про российский капитал, аффилированный с властью, это не охота за всеми криминальными деньгами, нас интересуют только русские, потому что они "плохие".
"Сейчас они собираются грабить российскую олигархию, которая наивно положилась на то, что совпадение классовых интересов с англичанами обеспечивает им безопасность: "Мы с вами одной крови – вы эксплуататоры, и мы эксплуататоры, ценим неприкосновенность частной собственности, и деньги наши вы не тронете". Сейчас российская олигархия поймет, что англичане не утратили своих хищных инстинктов и собираются элементарным образом ограбить награбивших, этот закон о криминальных финансах – это не просто был звоночек, это удар колокола: "Ребята, мы идем отбирать вашу собственность". Но ничего необычного, это все продолжается в течение столетий", – говорит эксперт Вячеслав Тетекин.