Развитие Арктической зоны РФ поставило российские власти перед необходимостью создания единой структуры по управлению Северным морским путем (СМП). Для этого правительство разработало законопроект, наделяющий дополнительными полномочиями по комплексному развитию СМП госкорпорацию "Росатом". Как сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин, в ближайшее время документ будет внесен в Госдуму. Между тем, расширение полномочий госкорпорации может привести к конфликту интересов между другими структурами, занимающимися обеспечением судоходства в водах российской Арктики.
Решение в пользу "Росатома" было принято в 2017 г. Среди других вариантов по управлению СМП рассматривалось создание нового федерального ведомства – министерства Арктики. Однако эта идея не получила широкой поддержки, из-за опасений властей, что на создание новой структуры уйдет много времени, и она только "раздует бюрократический аппарат".
"Если мы хотим, а мы к этому стремимся, чтобы Северный морской путь стал альтернативой Гибралтару и Красному морю, в этом случае он должен работать круглогодично. Значит, этот проход должен постоянно быть готов к приему судов – там все время должны находиться дежурные суда. Эту задачу лучше всего может решить "Росатом". Я думаю, что создание специальной организации для этих вещей только усложнит и разделит ответственность. "Росатом" отвечает и за суда, и за их работу. А так получится, что за работу судов будет отвечать одна организация, а за их строительство – другая. Это приведет к нестыковкам по срокам и другим неудобствам", – отметил академик Алексей Конторович в беседе с Накануне.RU.
Он считает, что полномочия "Росатома" должны быть четко определены. Отвечать за СМП должна одна организация, а не несколько конкурирующих.
По мнению экспертов, ключевым фактором выбора "Росатома" в качестве оператора СМП стало наличие у госкорпорации атомных ледоколов. Напомним, что по СМП к 2029 г. должно проходить до 80 млн т грузов, для чего необходимо существенно обновить ледокольный флот. Хотя Арктика объявлена приоритетом, перманентный секвестр расходов по тем или иным причинам касается и арктических проектов. Защищать статьи бюджета, предназначенные для финансирования развития ледокольного флота, "Росатому" в статусе куратора СМП будет еще удобнее.
"Росатом" владеет ледоколами, с помощью которых осуществляются все транспортно-логистические операции, а также обеспечивается судоходство в районах северных морей. "Атомфлот" имеет четыре атомных ледокола и поскольку он является структурой "Росатома", было принято решение расширить полномочия "Росатома", – считает председатель совета молодых ученых Севера Арктической академии наук Арсений Митько.
Расширение полномочий госкорпорации задевает интересы российского Минтранса, свое недовольство в ведомстве не скрывают. Как сообщил на днях журналистам заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, ведомство против передачи "Росатому" полномочий по выдаче разрешений на плавание по Северному морскому пути. Сейчас этим занимается подведомственная Минтрансу организация "Росморречфлот".
По словам замминистра, выдача разрешений – регулятивная функция, которую должен выполнять "Росморречфлот". В "Росатоме" убеждены: удобнее, если разрешения будет выдавать госкорпорация, поскольку подведомственная компания "Атомфлот" также является флотовладельцем.
"Если "Атомфлот" возьмет на себя все функции по руководству СМП, то он должен будет взять на себя и инфраструктуру всех рек, которые являются артериями арктической зоны. И инфраструктуру портовой части. А это все деятельность "Росморпорта" – структуры Минтранса. Я считаю, что "Росатом" координирующим органом быть может, но в кооперации с Министерством транспорта, в частности, с "Росморпортом", потому что вряд ли "Атомфлот" возьмет на себя функции обеспечения всей береговой части – она достаточно протяженная. Необходим комплексный подход, ведомства должны между собой договориться. Это гораздо целесообразней и менее затратно", – отметил Арсений Митько.
Консолидация полномочий развития СМП в одних руках может привести к передаче "Росатому" не только портовой инфраструктуры Арктики, но и ФКУ "Администрация СМП", курирующего судоходство. Сейчас эти активы – в ведении Минтранса.
Напомним, что интерес к развитию СМП вызван в первую очередь сокращением сроков доставки грузов из европейской в азиатскую часть в сравнении с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Россия получает возможность расширить свое присутствие на рынках стран-импортеров энергоресурсов. Грузопоток по СМП с каждым годом растет. Если в 1998 г. по нему было перевезено всего 1,8 млн т грузов, то в прошлом – уже 10,6 млн т. Причем объем трафика в западном секторе СМП – от Мурманска до порта Сабетта – сопоставим с европейским.