В России могут ввести наказание за исполнение санкций США. Сегодня депутаты Госдумы внесли поправки в Уголовный кодекс, которые устанавливают штрафы для российских граждан и компаний за действия в угоду антироссийским ограничениям. Чем чреваты эти изменения и коснутся ли они банков, отказывающиеся работать в Крыму, читайте в материале Накануне.RU.
Группа парламентариев во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко предложили дополнить главу 29 УК РФ "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" статьей "Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией".
Согласно документу, за исполнение санкций иностранных государств на территории РФ и за содействие в установлении антироссийских санкций будет введена уголовная ответственность в виде ограничения или лишения свободы на 3-4 года, либо штраф в размере 500-600 тыс. руб.
Под исполнением иностранных санкций на территории РФ подразумевается совершение действий, повлекших отказ российскому гражданину, зарегистрированным в РФ юрлицам и компаниям в осуществлении сделок в рамках антироссийских ограничительных мер. Нарушением закона будет считаться и передача сведений, которые "привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц".
Внести такой законопроект Вячеслав Володин предложил еще в прошлом месяце. Он высказался за установление ответственности в отношении тех, кто будет в своей деятельности на территории России руководствоваться антироссийскими решениями иностранных государств.
"В России мы должны жить по российским законам", – подчеркнул Вячеслав Володин на встрече с представителями деловых и экспертных кругов.
Поправки позволят исполнить ранее внесенный проект закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств", являющийся ответом на санкции, который депутаты рассмотрят в первом чтении 15 мая.
Под действие закона попадут, прежде всего, американские консультанты, услугами которых до сих пор не гнушаются российские министерства и ведомства, рассказал депутат Госдумы Евгений Федоров.
"В России очень широк круг тех, кто работает на США. Пока еще не принят закон о запрете американского консалтинга в российских министерствах и ведомствах, но он обсуждается. Этот консалтинг существует. Есть американский аудит, который контролирует деятельность российских органов исполнительной власти и государственных компаний, и докладывает информацию в США о ситуации в России для более эффективного нанесения удара по России. То есть "корректировщики огня" в первую очередь попадают под это законодательство. Часть предпринимателей, которые ориентированы на США и находятся в офшорной юрисдикции и под давлением властей США, присоединяются к санкциям на территории России, тоже подпадают под закон. Таких около 32 тыс. Если этот закон будет применяться, он может оказаться чрезвычайно мощным законом, под который могут попасть десятки тысяч объектов России", – рассказал Накануне.RU Евгений Федоров.
По его словам, если какая-то компания начнет исполнять санкции и участвовать в прекращении сделок с российскими компаниями и лицами, попавшими под санкции, выполняя законы США на территории России, то она попадает под очень серьезные штрафы, а люди – под уголовную ответственность.
Но прежде чем привлечь компанию к уголовной ответственности за исполнение санкций США, придется доказать, что в своих действиях она руководствуется именно этими мотивами, а не "корпоративными", как, например, Сбербанк в Крыму.
У Сбербанка все еще нет планов по работе в Крыму, сообщала год назад заместитель председателя правления банка Белла Златкис. По ее словам, "оказание банковских услуг на территории республики Крым влечет высокие риски усиления мер экономического воздействия на Сбербанк", и их "нельзя недооценивать".
При этом председатель правления банка Герман Греф не испугался рисков от введения санкций Петром Порошенко, и как бы он ни старался "активно искать пути выхода" с украинского рынка, позиции Сбербанка на Украине почему-то усиливаются. Так, сегодня стало известно о том, что Сбербанк проведет докапитализацию своего украинского филиала на 66,58%, сообщает УНИАН.
"Если банки отказываются работать в Крыму в исполнение решений США, то подпадают под закон. Если [они отказываются] по коммерческим соображениям, то есть у них другая мотивация: не в соответствии с санкционной политикой США, а, допустим, потому что им это не надо, то нет", – добавил Евгений Федоров.
Только в случае, если под действие закона попадут российские банковские и страховые компании, отказывающиеся работать в Крыму, он станет серьезным и реальным инструментом, уверен политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
"Если банки попадут под действие этого закона, то это может означать серьезный поворот. На мой взгляд, главным признаком того, что мы начинаем не просто адаптироваться к санкциям, а адаптироваться к санкционной войне, будет курс на то, чтобы крупные российские системообразующие компании сами не участвовали в санкционном режиме против российских регионов и отраслей промышленности, включая и Крым, и оборонно-промышленный комплекс. Если мы начнем формировать такую модель, где крупный российский бизнес не будет отскакивать от российских стратегических отраслей и национальных регионов, как от прокаженных, тогда это действительно будет симптомом того, что мы начинаем адаптироваться и готовиться к длительной санкционной войне, которая совершенно необходима. Другое дело, что создать такой режим будет непросто: будут и потери, и риски, связанные с этим. Но, на мой взгляд, альтернативы нет, если мы хотим эту долгую санкционную войну выдержать достойно", – поделился своим мнением с Накануне.RU Михаил Ремизов.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Николай Езерский не верит в то, что закон вернет крупные госбанки в Крым. Им и сейчас ничего не мешает этого сделать.
"В принципе, я не сильно понимаю, кто у нас в стране может не выполнять что-то в связи с тем, что существуют санкции. Я не понимаю, как частное лицо может что-то где-то не сделать из-за санкций. Как я понимаю, часть людей или компаний попали под санкции, и другие компании, боясь, что они автоматически попадут под такие же санкции, не будут работать с этими организациями. Но здесь возникает ряд вопросов: почему, например, Сбербанк не работает в Крыму? У нас самостоятельная сильная страна, у нас свое законодательство, у нас все работают по российскому закону, никакие санкции не являются основанием для того, чтобы у нас на территории закон не исполнялся, в то же время появляются достаточно непонятные вещи, с которыми мы будем бороться с помощью закона. Честно хочу сказать, не очень понимаю смысл этого закона", – сказал в разговоре с Накануне.RU депутат Госдумы.