Алексей Кудрин согласился на предложение "Единой России" возглавить Счетную палату вместо Татьяны Голиковой. При этом тут же успел рассказать о четырех главных принципах своей работы на новом посту: правильное использование госинвестиций, переход к большей цифровизации контрольных процессов, открытость аудита и борьба с коррупцией. Кудрин говорит хорошо, отмечает в интервью Накануне.RU доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский, только ничего к лучшему не изменится.
Вопрос: Как оцениваете назначение Алексея Кудрина на новый пост и его "четыре принципа"?
Никита Кричевский: Я бы оценил на "5+", если бы Алексей Леонидович был моим студентом. Я полностью его поддерживаю и считаю, что там еще масса дополнительных принципов – и это можно было бы расширить на целый реферат, за который не грех ставить "автоматом" экзамен! Но проблема в том, что у нас написанное на бумаге, как правило, не соответствует тому, что происходит в действительности. По всей вероятности, это случится и с Алексеем Леонидовичем.
Если он обозначил эти принципы, то, конечно, будет по мере сил им соответствовать, но ограничения заложены в самом статусе Счетной палаты. А статус этот не позволяет, например, осуществлять административное, уголовное преследование, проводить исполнительное производство. Все, что может Счетная палата, – провести государственный аудит, проверить получателя бюджетных средств и в случае обнаружения явных правонарушений сообщать об этом в соответствующие органы, будь это Администрация президента, Следственный комитет или Генеральная прокуратура. И все – дальше решения будут принимать уже другие инстанции.
Алексей Леонидович может выступить в прессе, в печати, рассказать о том, что "тут все ужасно", "там все ужасно". А дальше этого не пойдет. При том он будет полностью соответствовать своим принципам.
Вопрос: А кто выгодоприобретатель этого назначения, если он там номинальная фигура?
Никита Кричевский: Никто. Это даже не игра с нулевой суммой, когда никому не становится лучше, а игра с суммой отрицательной, поскольку Алексей Леонидович соглашается на эту должность, что называется, впрыгнув в последний вагон уходящего поезда перераспределения портфелей. Татьяна Голикова уходит с этой позиции, не будучи уверенной, что ей позволят взять с собой команду. Больше того, Татьяна Алексеевна обладает собственными взглядами на развитие социальной сферы в стране, а эти взгляды будут тормозиться присутствием в ее прямом подчинении прежних министров Топилина и Скворцовой, у которых с Татьяной Алексеевной антагонизм в плане подходов к развитию социальной сферы.
Вопрос: То есть ничего и не изменится? Чем Кудрин там будет заниматься?
Никита Кричевский: Алексей Леонидович будет заниматься аудитом, будет выявлять нарушения, будет информировать об этом правоохранительные органы, а команда, в которую он придет, будет заниматься тем же, чем она и занималась, – клепать доклады, планы, стратегии, и ровным счетом ничего от этого не изменится. То есть, по сути, все останутся при своем, и говорить об изменениях в положительную сторону тоже не приходится.
Начнем с того, что Татьяна Голикова была весьма успешным руководителем Счетной палаты, в рамках тех полномочий, которые у нее были. При этом она обладает сложившимися представлениями о функционировании бюджетного процесса, она его во многом и формировала в свое время, будучи, кстати, под началом Алексея Кудрина.
И Алексей Леонидович в этом плане ей существенно проигрывает, потому что он всегда представлял собой стратега, который последовательно обрушивал все, к чему прикасался.
Вопрос: Вроде бы, заявляемая борьба с коррупцией – это хорошо, но ни Счетная палата с Кудриным, ни новый состав Правительства с масштабным выводом капиталов из страны бороться не собираются? Как Вы оцениваете?
Никита Кричевский: Вывод капитала – не главное, что тормозит нашу экономику. Вывод капитала — это следствие. Это плесень. А вся проблема в том, что бизнес, экономика, будь то государственная или частная, просто не доверяет существующему экономическому строю. И пока будет это недоверие, пока со стороны государства, и Правительства в первую очередь, будет продолжаться лицемерие – ничего не изменится. Можно, конечно, сажать кого-то, но схемы вывода будут совершенствоваться, формально какие-то операции уже не будут подпадать под вывод капитала, например, экспортно-импортные – просто товар будет завозиться дороже, или услуги будут осуществляться дороже, а значительная часть выручки будет оставаться там. А страна как жила бедно, так и будет продолжать так жить.
Вопрос: Но раз, как Вы говорите, у СП мало полномочий, то и хуже с Кудриным на посту не станет?
Никита Кричевский: Ну, эта должность не сказать, что синекура, но нечто подобное, то есть Алексей Леонидович будет при деле, при статусе, при кабинете, при бюджете. Таким образом его амбиции будут удовлетворены. Татьяна Голикова уйдет, команда ее, вполне вероятно, разбредется, потому что они с Кудриным не стыкуются.
Ну а бюджетный процесс как был неприкаянным, так и останется. Как воровали, так и будут воровать. Как концентрировали финансовые потоки, так и будут концентрировать, как были неэффективные траты бюджета, так они и останутся.