Ямальские оленеводы объяснили обращение к губернатору Дмитрию Кобылкину с просьбой ввести режим ЧС. Некоторые из них уже не могут кочевать, и если они не доберутся до летних пастбищ, то это грозит пропажей последних ягельных мест. В службе ветеринарии изучают требование о введении режима и уверяют, что падеж – сезонный фактор, передает корреспондент Накануне.RU.
Воззвание опубликовал в соцсети в сообществе "Голос тундры" оленевод Ейко Сэротэтто.
"Обращение вызвано падежом, связанным с весенней погодой, труднодоступностью корма. По другим районам не могу сказать, сам живу в Ямальском, о нем и говорю. Сколько всего погибло животных, не могу сказать, надо считать", – рассказал Накануне.RU оленевод.
Представитель семьи Худи, которая вместе с двумя другими владела стадом в 1,5 тыс. оленей, рассказал Накануне.RU: только у них погибли 80% животных.
"Причина смерти – гололед и 1,5 м снега под ним, олени похудели, начались легочные и сердечные болезни. Они не могут еду добыть. Погибли 1,2 тыс. животных из 1,5 тыс. Моя и еще две семьи этим поголовьем владели. Знаю еще о семь семьях, где погибли животные, точное число сказать не могу. Власти района после падежа давали бензин, деньги на продукты. Мы просили осенью дать нам денег на восстановление поголовья. Должен быть человек из администрации, чтобы он смотрел, что средства именно на оленей идут. Но сейчас этим заниматься некому, это делать в ноябре – декабре надо", – рассказал Георгий Худи.
Он уточнил, что для выделения денег на восстановление поголовья нужны особые полномочия, которые могут появиться только после введения режима ЧС.
"Только после этого нам смогут осенью восстановить поголовье хотя бы на треть, чтобы мы могли сами передвигаться на оленях. То, что нам дала администрация Ямальского района, минимально", – сказал Худи.
Глава окружной службы ветеринарии Андрей Листишенко в беседе с Накануне.RU отметил, что обращение Ейко Сэротэтто изучается.
"Надо понимать, что режим ЧС вводится по определенным основаниям. Если комиссия их найдет, то введет. Сейчас мы выясняем, узнаем, откуда взялся падеж, кто его "придумал" или он есть на самом деле. Как только получим объективную информацию, приступим к действию. Оленеводство – сезонный вид хозяйствования. Возникают сезонные сложности в выпасе и кормлении", – сказал Листешенко.
По его мнению, весна – тяжелый период для отрасли.
"Неустойчивая погода приводит к образованию наста, глубокий снежный покров осложняет выпас. Кроме того, животные за зиму теряют в весе, потому что не питаются, как летом. В совокупности это может привести к падежу, который у нас время от времени сезонно в марте-апреле случается. Катастрофичного ничего нет. Нашей задачей было исключить инфекционное начало, мы нашли павших оленей крайне истощенными", – сказал Листишенко.
Он уточнил, что потери есть в любом хозяйствовании.
"Есть аналогичные показатели, например, по свиньям. Зайдите на любой свинокомплекс, вам покажут большие цифры по падежу", – сказал глава службы ветеринарии Ямала.
Листешенко также полагает, что на теме вакцинации оленей от сибирской язвы есть много спекуляций в СМИ, когда данные искажаются.
"Мы привили уже 82% оленей. Жители понимают опасность, но всегда найдутся те, кому это не понравится по тем или иным причинам, в силу невежества или политического интереса. Вы представляете, что такое Ямал? Это 15 Московских областей без дорог и связи, где обитают 700 тыс. оленей, которых надо найти и привить. Массированного сопротивления нет, есть непонимание, которое мы преодолеваем диалогом. Корень проблем – в том, что у нас оленей – в два раза больше, чем пастбищ, где они могут питаться", – сказал Листишенко.
В пресс-службе губернатора арктического региона Накануне.RU пообещали прокомментировать обращение позднее.
Напомним, в конце марта – начале апреля на массовый падеж оленей пожаловались сотрудники муниципального предприятия "Ямальское", которые пасут оленей в Сеяхинской тундре. Потери самого предприятия составили 400 животных, частники потеряли еще около 600 голов. Среди причин трагедии называют плохое состояние пастбищ: животным трудно добыть себе еду. Ранее член-корреспондент РАН, директор Института экологии растений и животных УрО РАН Владимир Богданов заявил, что из-за перевыпаса 600 тыс. га пастбищ полностью уничтожено, что сопоставимо с площадью отчуждаемой тундры под объекты ТЭК. По его мнению, если не сократить поголовье, то в перспективе ямальские оленеводы останутся без оленей.