Розничные цены на автомобильный бензин с мая 2017 г. повысились на 7-8%, дизель за тот же период подорожал на 10-12%. Скачок автомобилисты ощутили в конце марта - апреле 2018-го, когда резко поднялись оптовые цены производителей. Тенденция продолжается второй месяц, цифры на табло АЗС меняются каждую неделю, в некоторых регионах – еще чаще. Рыночное ценообразование не дает возможности для госрегулирования стоимости топлива в рознице, в то же время ФАС не имеет претензий к оптовикам. Учитывая это, аналитики ждут, что "бензиновая инфляция" намного превысит средние темпы повышения цен.
Потребительские цены в апреле увеличились на 0,4% по сравнению с мартом, бензин за тот же период подорожал на 1%. К середине мая автомобильное топливо подорожало на 3,4% в сравнении с декабрем 2017-го, дизельное – сразу на 3,1%. За последнюю неделю бензин прибавил в цене на 1,1% до 41,28 руб. АИ-92 – на 3,5% (средняя цена в России 39,51 руб.), АИ-95 – на 3,3% (42,49 руб.), АИ-98 – на 2,8% (47,71 руб.). Уже вторую неделю подряд цена бензина увеличивается на 1% и больше.
За прошедшую неделю в 75 центрах субъектов России отмечался рост цен, сообщил Росстат 17 мая. Наибольший скачок произошел в Махачкале – на 4,8%, Рязани – на 3,2%, Кирове – на 2,8%.
В Москве за прошедший период цены выросли на 1,5%, в Санкт-Петербурге – на 0,8%.
Ценовая динамика на рынке топлива будет превосходить показатели инфляции, предполагают в исследовательском холдинге "ФИНАМ". При этом рынок и регуляторы ориентируются на показатели биржевых торгов, то есть оптовых.
"Бензин марки Аи-92 котируется сегодня на СПбМТСБ по 53 525 руб. за тонну, что соответствует цене 39,88 руб. за литр. Это уже выше, чем ценник на заправках страны, который сегодня в среднем составляет 39,83 руб. за литр. Понятно, что в рознице реализуется бензин, закупленный ранее по болеем низким ценам, но тренд будущих дней уже понятен", – рассказал Накануне.RU эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев.
Для сравнения: еще в начале февраля тонна АИ-92 на бирже стоила 39 253 руб., АИ-95 – 39 869 руб., к концу марта суммы увеличились до 43 603 руб. и 45 575 руб. соответственно. К концу апреля АИ-95 на СПбМТСБ подобрался к отметке в 50 тыс. руб. за тонну. Данные торгов подтверждают выводы экспертов о том, что оптовые цены "придерживали" до конца избирательном кампании. Фактически сам президент Владимир Путин тогда дал прямое указание нефтяникам умерить аппетиты:
"Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и, вроде бы, для этого есть возможность. В некоторых регионах это обоснованно, потому что доставка сложная, инфраструктура неразвитая. Но всегда за этим должна смотреть ФАС, я поговорю на этот счет с главой ведомства", – сказал он во время визита на Ростсельмаш.
Доводы ФАС о том, что бензиновую инфляцию разгоняет посевная кампания, эксперты отрасли считают несостоятельными: дефицита дизельного топлива, на котором работает сельхозтехника, как и автомобильного, на внутреннем рынке нет. Нефтяные компании создают его искусственно, занижая объемы реализации через биржу. Жалобу на такую практику в мае президенту направил Российский топливный союз. В обращении указано на более чем двукратное снижение предложения на фоне покупки основного объема топлива сбытовыми структурами нефтекомпаний. За такую практику ФАС уже выносила предупреждения ряду производителей.
"Безусловно, это не является следствием дефицита топлива на рынке, но оказывает решающее влияние на биржевые ценовые индикаторы, являющиеся ориентирами для оптовых цен. В этих условиях регулятор, обещавший оштрафовать всех за рост цен, считает ситуацию с ценами стабильной, что вызывает недоумение", – отмечено в обращении РСТ.
Цена бензина на заправках меняется в полночь. Снимки в Барнауле сделаны с разницей в минуту.
ФАС считает, что для образования биржевых цен достаточно продавать на торгах 10% выпускаемого бензина и 5% дизеля – такие нормативы действуют для крупных нефтяных компаний. Однако ВИНКи, не нарушая минимального порога, снижают предложение, тем самым повышая цены. При этом экспорт нефтепродуктов увеличивается. В связи с этим ФАС и Минэнерго подготовили проект закона об увеличении нормативов. Опубликованные на этой неделе поправки предполагают установить объем обязательных биржевых продаж бензина на уровне 15%, дизельного топлива – 7,5%. Меры должны стабилизировать рынок.
Рост нефтяных цен и определенное удешевление доллара определяют выбор внешнего рынка производителями, говорит исполнительный директор Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко.
"Экспортный паритет стоимости корзины сырья и нефтепродуктов, которая реализуется внутри страны и на внешних рынках, существенно различается в пользу последнего. Так как нефтяники торгуют одним и тем же товаром внутри страны и за рубежом, они стремятся устранить диспаритет через повышение оптовых цен на внутреннем рынке. Так как цены на нефть растут, то постоянно присутствует этот стимул. На тонне нефтепродуктов, если ее поставить на экспорт, можно дополнительно заработать от 3 до 10 тыс. Таким образом, цены на бензин во многом будут зависеть от того, что произойдет на мировом рынке нефти", – рассказал Накануне.RU Сергиенко.
В обычных условиях рост цены на нефть компенсировался для внутренних нужд за счет укрепления курса рубля, в результате чего баррель нефти в рублях стоил в среднем от 2400 до 3200, добавляет Калачев.
"Но на волне санкций, несмотря на подорожание нефти, курс доллара вырос относительно рубля с начала апреля на 10%. В результате условный баррель нефти стоит уже 4700 руб. А, между тем, стоимость сырья составляет более 80% в себестоимости производства бензина", – говорит он. Аналитик добавляет, что двукратное снижение экспортных пошлин на нефтепродукты в рамках налогового маневра в сочетании с высокими мировыми ценами и низким курсом рубля стимулирует наращивать экспорт нефтепродуктов.
Другая, исключительно внутренняя причина роста бензиновых цен – акцизы на топливо. И из-за второго в этом году июльского повышения на 50 коп. стоимость бензина вновь увеличится. По заявлению ФАС, доля налогов в стоимости бензина составляет 65%. С 1 июля 2018 г. ставка акцизов на бензин класса 5 увеличится на 679 руб. за тонну до 11 892 руб., рост акциза на дизельное топливо – 593 руб., сбор увеличится до 8258 руб. за тонну. В последние годы ставки не снижались, а только росли и достигали порой 15-20% от розничной стоимости бензина. Таким образом, доля акциза в литре топлива увеличится до 8 руб.
"Если курс рубля или стоимость нефти в меньшей степени зависят от усилий властей, то акцизы полностью в их сфере компетенции. Рост нефтегазовых доходов позволяет формировать профицитный бюджет, и надобность в дальнейшем росте акцизов совсем не очевидна. Снижение акцизов на моторное топливо могло бы способствовать стабилизации цен на бензин", – говорит Калачев.
В марте директор налогового департамента Минфина РФ Алексей Сазанов заявлял, что ведомство готово снизить акцизы на 2-3 руб. после завершения нефтяного маневра. Альтернативное предложение ФАС – так называемые плавающие акцизы, ставки будут пересматриваться в зависимости от цен на нефть.
"Минфин поднял акцизы для повышения доходов, пополнения дорожных фондов. И кто бы что ни говорил, отказываться от повышения акцизов или снижать их ведомство не будет. Других источников дохода сейчас нет", – считает Сергиенко.