Все участники ЕГЭ по профильной математике получили свои результаты. Вместе с раскладкой по баллам в личном кабинете выложены сканы бланков №2, на которых школьники решали задачи с развернутым ответом. Даже беглого сравнения условий задач, которые попались ребятам на экзамене, с теми, которые выложили накануне в интернет, достаточно, чтобы установить их сходство. Некоторые задачи, действительно, были доступны в сети до ЕГЭ, передает корреспондент Накануне.RU.
Задачи на цилиндр, окружность и трапецию сравнить с выложенными в сеть было проще всего.
Задание №14 на цилиндр отличается от варианта из интернета только цифрами, условия обоих экзаменационных вариантов те же.
В условии экзаменационной задачи на окружность отличается разве что сочетание вершин параллелограмма, через которые проходит окружность. Суть задания это не меняет.
Условие и первый вопрос задания №16 один в один совпадает с заданиями со страницы педагога Дмитрия Гущина. Правда, судя по ответу участника ЕГЭ, у задачи был и второй вопрос, который не был указан в выложенных вариантах. И это упущение неслучайно, предположил доктор физико-математических наук, профессор из Петрозаводска Александр Иванов.
"Среди заданий Гущина есть такие, которые не имели никаких аналогов среди материалов "открытого доступа". Например, задачи 16.1 и 16.2. Их текст до запятой совпал с тем, что получили многие школьники на ЕГЭ 1 июня. Но обратите внимание, условия этих задач у Гущина неполные, там отсутствует пункт б), который был на экзамене. Почему же организаторы "слива" исключили этот пункт? Получается интересная ситуация. С одной стороны, первоисточник "списка Гущина" очевиден – недра ФИПИ, но качество представленных материалов явно хромает. С другой – Кравцов и Ященко публично клянутся, что "тождественных совпадений" заданий списка с реальными КИМами нет. Врать им, конечно, не впервой, но здесь речь идет уже о судебном иске к Гущину. Предположим, что они правы, и все задачи списка хоть какой-нибудь буквой-цифрой отличаются от реальных (судьям-гуманитариям этого может оказаться достаточно, чтобы признать правоту истцов). Но это значит, что их не просто "украли и слили", а еще и "доработали" условия", - написал Александр Иванов в группе "За возрождение образование" в социальной сети "Вконтакте".
А вот экономическая задача с "инсайдерской" не совпала, утверждает разработчик ЕГЭ Иван Ященко. По его словам, многие выпускники не смогли решить ее из-за натаскивания педагогов и репетиторов на прошлогодние варианты и демо-версию.
"Условие было абсолютно типовое, мы показывали, что те задания, которые якобы были слиты в сети интернет, это варианты из книг, из открытого банка. В реальном экзамене вопрос был немного другой. Не как в прошлом году и не как в этих вариантах. Коллеги, проверяющие ЕГЭ, подтверждали, что, к сожалению, увеличилось количество ребят, которые, практически игнорируя условие, решали задачу по типовому алгоритму. В результате у нас по этой задаче сократился процент выполнения на полный балл. Это косвенно подтверждает, что никакого слива не было, ведь после этого бы [процент выполнения задачи] вырос", – рассказал Иван Ященко в прошлый четверг на конференции в ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.
Условия 17-й задачи появились вместе с остальными заданиями на портале по подготовке к ЕГЭ. "Задания составлены нами со слов самих участников ЕГЭ-2018 и публикуются строго после экзамена в ознакомительных целях", – говорится в описании на сайте.
Проверить совпадение этого задания со "слитым" по ответам учеников оказалось непросто: условия задачи на бланках приводятся не так наглядно, как в предыдущих случаях.
Задачи с 13 по 19 ЕГЭ по профильной математике считаются сложными. За правильное решение одного такого задания начисляется от двух до четырех баллов, которые при пересчете на 100-балльную шкалу могут обеспечить участнику значительное преимущество. Так что в случае утечки даже прототипа задания школьник может заранее подготовиться к выполнению самых трудных испытаний.
Напомним, накануне ЕГЭ по профильной математике петербургский педагог Дмитрий Гущин, получивший звание "Учитель года" в 2007 г., заявил о предполагаемых утечках заданий на своей странице "Вконтакте". В подлинности "слитых" в сеть прототипов убедились сотни школьников со всей страны и эксперты, проверяющие "творческую часть" их работ.
Правда, ни Рособрнадзор, ни Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) утечку заданий ЕГЭ по профильной математике не подтвердили.
"Мы взяли все задачи, которые были опубликованы в интернете, и сверили их с базой реальных заданий. Никаких утечек, как в 2013 г., когда в интернете появлялись оригинальные материалы, в этом году не было! Были лишь отдельные аналогичные задания", – заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Руководитель группы разработчиков заданий по математике Ященко утверждает, что аналоги заданий несложно было найти в демо-версиях или задачах прошлых лет. "Ни одно из [выложенных Гущиным] заданий не тождественно реальным", – заявил директор центра педагогического мастерства и глава разработчиков заданий по математике Иван Ященко.
И все же, если утечка произошла и часть школьников оказалась лучше подготовлена к решению экзаменационных задач, чем другие, принцип справедливости ЕГЭ нарушился.
За восстановлением справедливости президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков посоветовал родителям обратиться в Генпрокуратуру.
"Мой совет родителям достаточно прост: им немедленно надо через кого-то из депутатов Государственной думы направить официальное заявление в Генпрокуратуру России с требованием разобраться с данной ситуацией, провести экспертизу и, вероятно, по ее результатам возбудить уголовные дела в отношении конкретных официальных лиц в Рособрнадзоре, ответственных за организацию и проведение ЕГЭ в 2018 г. По какой конкретно статье УК РФ, пусть определят следователи", – отметил Сергей Комков в разговоре с Накануне.RU.
В свою очередь Рособрнадзору, по его мнению, следует признать результаты ЕГЭ по профильной математике в этом году недействительными и аннулировать их, чтобы исключить возможность манипуляции результатами данного экзамена.
"Без подобного рода жестких мер фальсификации и манипуляции с ЕГЭ не прекратятся никогда! Но повторяю уже в сотый раз! Пока вообще будет существовать система ЕГЭ, на мой взгляд, будет существовать и процветать система махинаций и коррупции в сфере российского образования! Гнилое дерево надо рубить под корень!" – заключил Сергей Комков.
Александр Иванов напомнил, что каждый, кто считает себя потерпевшим в этой истории, имеет право подать в суд "с требованием компенсации моральных и материальных (бюджетные места) потерь".
Напомним, профессор Александр Иванов обратился к депутатам Госдумы с просьбой создать специальную комиссию для расследования предполагаемой утечки прототипов заданий ЕГЭ по профильной математике, которая определила бы виновных и устранила их от управления образованием.