Минфин и Центробанк назвали новую дату введения индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который заменит накопительную часть пенсии. Проекта закона за годы обсуждения ни одно ведомство не обнародовало, но в теории главными новациями должны стать добровольный характер отчислений и невозможность государства использовать накопления будущих пенсионеров. Вместе с тем введение ИПК приведет к увеличению нагрузки на налогоплательщиков.
Обсуждение идеи ИПК началось еще в 2014-2015 гг., но так и не оформилось в законопроект. В предложениях Минфина для пенсионной реформы предполагалось заменить обязательную накопительную часть пенсии на добровольную – ИПК – уже с 2017 г. Позднее в Центробанке прогнозировали начало работы системы с 2018 г., но проект власти в Госдуму так и не внесли.
Документ Минфином и ЦБ будет опубликован в течение месяца, новые сроки озвучили СМИ, по их данным, базовый сценарий согласован на совещании у первого вице-премьера. Сейчас работодатель уплачивает в Пенсионный фонд взносы в размере 22% от зарплаты. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что за счет ИПК размер пенсии может быть увеличен на 10-20 процентных пунктов от зарплаты, а дополнительный инвестиционный ресурс в экономике пополнится на 1,5% ВВП. Однако сделано это будет, вероятнее всего, за счет дополнительной нагрузки на пенсионеров.
Переход к ИПК предполагает не замену 6% накопительной части, которую сейчас инвестируют НПФ и ВЭБ, на добровольные отчисления работников, а перераспределение платежей. 22%-е отчисления направятся в распределительную систему и станут страховой частью пенсии (сейчас только страховая часть формируется у "молчунов", оставивших свои деньги в ПФР). Работнику предложат дополнительно, из своей получаемой на руки зарплаты, отчислять до 6% в накопительную часть.
Предварительно власти заявляли о готовности предоставить гражданам возможность отказаться "копить на пенсию" или самостоятельно установить желаемый процент отчислений. Однако в каком формате закон будет представлен – большой вопрос: еще в 2016 г. Минфин хотел принудительно подключить к ИПК всех налогоплательщиков, если работник самостоятельно не установит размер взноса, то автоматически станет откладывать по 6% от зарплаты.
В текущем варианте ИПК станет дополнительной нагрузкой на налогоплательщиков, говорит аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин.
"Взносы фактически будут уплачиваться в дополнение к обычной ставке страховых взносов в ПФР. Их будет делать сам работник, взнос будет увеличиваться с 0 до 6% на 1 процентный пункт в год, но может быть отменён по желанию работника. В итоге ИПК представляет собой ни что иное, как налог на финансовую неграмотность. Очевидно, что уплачивать подобные взносы будут в первую очередь граждане, которые не знают о подобной реформе и не контролируют свои расчёты с государством. Тем не менее надо признать – нововведение эффективно повысит размер средней пенсии в будущем", – рассказал Накануне.RU аналитик.
Идея существующей накопительной части, которую в свое время агитировали переводить в НПФ, тоже в увеличении будущей пенсии. Но с подачи государства деньги россиян находятся в "заморозке" с 2014 г., тогда отчисления в размере 6% от зарплаты россиян направили на выплаты пенсионерам. Принято решение о продлении меры до 2020 г., что в трехлетней перспективе принесет дополнительные 551,3 млрд руб. ПФР.
Деньги, перечисленные в рамках ИПК, будут собственностью самого гражданина по аналогии с банковским вкладом. Но в отсутствие проекта сложно сказать, сможет ли государство после перехода к ИПК принять в отношении денег россиян решения, аналогичные "заморозке" накопительной части пенсий, добавляет Нигматуллин.
"Теоретически это возможно с точки зрения ежегодно поступаемых платежей, а не суммы накоплений. Например, их можно принудительно направить на погашение дефицита ПФР. Возможно, для этого даже не потребуется принятия нового закона", – говорит он.
По мнению участников рынка, ИПК позволит сбалансировать пенсионную систему. По расчетам Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), дефицит взносов на страховую пенсию в 2017 г. оценивается в 34%, его снижение возможно за счет роста тарифа страховых взносов с текущих 22% до минимум 34%. В случае выполнения поручения президента о росте зарплат потребуется еще больший тариф. Введение ИПК решит проблему только в случае максимального охвата населения, но не менее 25% наемных работников с облагаемым доходом не менее 50 тыс. руб., отмечают в альянсе. Там выступают за рост тарифа выше 6%.
Условия привлекательности ИПК: право собственности на средства, правопреемство пенсионных средств в случае смерти участника до назначения ему пенсии и самой пенсии, досрочное получение средств при тяжелой болезни, травме или уничтожении имущества, гарантированный инвестиционный доход, возможность приостановки участия в программе.
Переход к новой системе не сможет сразу покрыть дефицит ПФР, говорит доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец, он будет существовать еще достаточное время.
"Переход к ИПК приведет к тому, что государство будет выплачивать только обязательную часть, и происходить это будет не сразу, а по мере достижения пенсионного возраста теми, кто перешел на такую систему. Это, скорее, приведет к большей дифференциации пенсионных выплат, так как граждане очень по-разному отнесутся к переходу к ИПК – одни будут стараться больше зарабатывать или их доход позволит накопить больше, соответственно, и пенсия их может быть больше, а некоторые все равно либо останутся в тени, либо не очень поверят новой системе, и получать будут только минимум. Но самое опасное в этой схеме то, что работающие граждане с низкими заработными платами не смогут накопить на достойную пенсию", – рассказала она Накануне.RU.
Низкий уровень доверия к государству в вопросе формирования пенсий (здесь стоит вспомнить не только "заморозку", но и отказ от второй индексации в кризисные годы, остановку роста пенсий работающих пенсионеров, повышение пенсионного возраста) заставит работников задуматься о целесообразности добровольно копить. Власти уже придумывают стимулы, так, есть решение по освобождению накопительной части от налога на доход физических лиц. Идею в 2017 г. выдвинули участники рынка, регулятор ее поддержал. Однако есть риски того, что россияне при возможности уйдут на пятилетние каникулы для выплат или установят 0% взносов велики. В АНПФ отмечают, что льготы по подоходному налогу – значимый фактор только для высокооплачиваемых работников, а для значительной части снижение реальных доходов существенно превысит эффект господдержки.
У большинства россиян с низкими доходами просто нет возможности в долгосрочном режиме откладывать существенную часть зарплаты на пенсию, говорит заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Сейчас порядка 70% россиян получают зарплату ниже средней, отмечает он.
"Если при зарплате в 40 тыс. руб. у человека есть семья, дети, то душевой доход домохозяйства ниже и существуют более императивные траты. Подтверждение этому – относительно небольшие накопления россиян. При этом чтобы накопительная пенсия была значимой, речь должна идти о накоплении не десятков и даже не сотен тысяч рублей. Второй момент, вызывающий сомнение – инфраструктура НПФ. За предыдущие годы фонды не показали себя, как институт, способный обеспечить доходность, хотя бы соизмеримую с инфляцией. По целому ряду причин доходность НПФ была в полтора раза ниже инфляции. Если ИПК введут в принудительном порядке, люди будут вынуждены отчислять взносы, но это уменьшит их и без того падающие доходы и негативно отразится на экономике, так как снизится платежеспособный спрос", – рассказал он Накануне.RU.
Налоговые льготы, по его словам, увеличат доходность НПФ на несколько десятых процента, но выпадающие доходы получат субъекты, которые являются администраторами НДФЛ. Кроме того, льготы по подоходному налогу опять же получат россияне с высокими доходами – именно они могут быть заинтересованы в ИПК – это сделает плоскую шкалу налога фактически регрессивной.
Так как у многих работников необходимость отчисления дополнительных взносов может вызвать протест, система ИПК, вероятнее всего, станет принудительной, говорит Людмила Иванова-Швец: "Скорее всего, рычаги давления могут передать работодателям, то есть предусмотреть схему, при которой работодателю было бы выгодно, чтобы его работники были включены в эту систему".
Она добавляет, что одной разъяснительной работы среди населения по вопросу формирования пенсий мало, нужна стабильность пенсионной системы, чего нельзя сказать о ней в настоящее время
"За последние 13 лет произошло столько реформ пенсионной системы, что граждане перестали доверять государству, но из-за высокой инфляции и низких доходов не имеют возможности и не видят смысла заниматься самостоятельно пенсионными накоплениями. Государство должно выступить гарантом стабильности", – отмечает эксперт.