Депутаты Законодательного собрания Челябинской области сегодня в экстренном порядке одобрили закон о выделении бюджетных гарантий на сумму около 1 млрд руб. под кредит предпринимателю Алексею Наговицыну. Заемные средства последнему нужны на достройку здания "Таганай" на улице Труда, которое власти региона рассматривают как основную площадку при проведении саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске в 2020 году. Часть депутатского корпуса сегодня потребовала от регионального министерства финансов предоставить смету по проведению международных мероприятий к концу августа текущего года. О происходящем – в обзоре Накануне.RU.
Пожелание предпринимателя Наговицына было оперативно выполнено и теперь, надо полагать, препятствий к возведению "Таганая" не существует. Еще весной Наговицын обращался при осмотре стройплощадки "Таганая" к Дубровскому с просьбой помочь, тогда губернатор предпочел отмолчаться, но после первого оргзаседания комитета по проведению саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске решение было окончательно принято.
Произошло это на фоне вынужденного признания южноуральских властей, что при всем желании они не успевают возвести на берегу Миасса здание 190-метровое конгресс-холла, которое изначально и планировалось под проведение саммитов. Стройка на данной площадке, впрочем, началась, а в апреле областной бюджет решением тех же депутатов ЗСО выделил на нее первый транш в размере более 3 млрд руб.
Проект конгресс-холла на реке Миасс
Хоть депутаты регионального парламента своим большинством и одобрили сегодня выделение гарантий частному бизнесу Наговицына, но тут же заинтересовались сметой проведения саммитов в Челябинске. И предложили чиновникам из минфина Челябинской области представить необходимую информацию для ознакомления на следующее заседание облпарламента в конце августа. Об этом Накануне.RU рассказала депутат от "Справедливой России" Ольга Мухометьярова. Она, кстати, едва ли не в единственном числе сегодня предпочла воздержаться при голосовании по вопросу предоставления госгарантий на достройку "Таганая".
"Депутаты бюджетного комитета, в том числе и от "Единой России", все больше и больше интересуются вопросами затрат при проведении саммитов в Челябинске. Никто нам никаких объяснений не давал и не дает. По принципу – у нас саммиты, так что голосуйте. В общем, сегодня на бюджетном комитете даже Владимир Викторович (Мякуш, спикер ЗСО и председатель комитета по бюджету, – прим.) и ряд других депутатов внесли предложение чиновникам минфина представить в конце августа смету", – рассказывает Мухометьярова.
Ранее, напомним, звучали самые разные оценки при подготовке Челябинска к саммитам, последней цифрой, озвученной до недавнего времени куратором этого направления в администрации, заместителем губернатора Русланом Гаттаровым, называлась цифра в 50 млрд руб. Каковы пропорции в этой сумме, то есть размеры федерального, областного и муниципального участия, пока не озвучивалось. Но ни копейки федеральных денег "под саммиты" целевым образом точно не выделялось.
Политолог Александр Подопригора напоминает, что в это время объем бюджетных обязательств региона перед банками приближается к 11 млрд руб. и уже превышает госдолг времен Михаила Юревича, который резко критиковался в свое время нынешними властями области. Бывшего губернатора много критиковали за раздачу госгарантий близким бизнесменам, скажем, тому же Олегу Колесникову, который строил таким образом свой птицеводческий бизнес. В свое время мы рассказывали о выделении в 2012-2013 годах госгарантий из бюджета Челябинской области компаниям Колесникова на сумму в 6,7 млрд руб.
Судя по всему, в ходе подготовки к саммитам ШОС и БРИКС остро стоит ситуация не только с конгресс-холлом. Невиданную актуальность приобретает проблема своевременной постройки нового пассажирского терминала аэропорта "Челябинск". На запрос Накануне.RU в пресс-службе аэропорта ответили, что необходимые работы начались еще 27 июня. По итогам конкурса, по некоторым данным, был определен головной подрядчик строительства здания аэровокзала, им стала российская компания с турецкими учредителями ООО "Лимакмаращстрой".
"До конца текущего года планируется освоить 800 млн руб. Проектировщик – компания "Спектрум Холдинг". За основу дизайна нового терминала взяты проектные решения победителя конкурса "Архчел2020", который прошел в 2016 году. Стоимость строительства аэровокзала составит более 3 млрд руб., строительно-монтажные работы будут завершены 1 ноября 2019 года, ввод в эксплуатацию запланирован на конец декабря 2019 года", – сообщили нам в пресс-службе аэропорта.
Аэропорт "Челябинск" принадлежит группе "Новапорт", которая владеет целой сетью региональных аэропортов, включая такие крупные и значимые авиационные узлы, как Тюмень, Пермь, Новосибирск, Томск, Астрахань, Калининград и др. Опыт реконструкции и строительства региональных авиаузлов у "Новапорта" неплохой, тем более о поддержке проекта Борис Дубровский твердо договорился в Москве в профильных министерствах и ведомствах.
Остается надеяться, что в ситуации с возведением аэропортового терминала удастся избежать штурмовщины и все будет построено в срок. А время уже поджимает, тем более что летний сезон 2018 года на исходе и по факту строителям остается лишь будущий год. Мы поинтересовались у профессионального строителя Бориса Купцынова, чья компания "Делострой" принимала участие на правах подрядчика в нескольких крупных проектах, какие он видит риски при реализации подготовки саммитов в Челябинске?
"Если они, областные власти, заказчики и подрядчики, все правильно рассчитали, то, думаю, они успевают уложиться в сроки. Но здесь все будет зависеть от своевременного выделения средств, их правильного освоения. Напомню, что примерно в таком же авральном режиме строились многие стадионы к Чемпионату мира по футболу. Ну успели же? Хотя и не без проблем. Так что шанс успеть есть, если все будет работать четко и слаженно. В противном случае саммиты отдадут Екатеринбургу или Сочи, там есть все необходимое. Наверное, если Дубровский летал с Путиным в ЮАР, то о чем-то там они переговорили, о чем-то договорились?" – комментирует Купцынов.
Оценивая недавнюю поездку в составе российской правительственной делегации на саммит стран БРИКС в южноафриканский Йоханнесбург, губернатор Дубровский заявил 30 июля об "изучении лучших практик при подготовке к саммитам".
Заметим, что разница между Йоханнесбургом и Челябинском все-таки заключается в изначально большей готовности первого к проведению крупных международных событий и неготовности столицы Южного Урала к приему высоких гостей. Поэтому вызовы, стоящие сегодня перед командой Дубровского и, собственно, ответ на них, видимо, способны напрямую влиять и на то, останется ли он руководить Челябинской областью до 2019 года, до срока истечения полномочий.