Подписание концессии на финансирование, строительство и эксплуатацию железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым в Ямало-Ненецком автономном округе положило начало очередному этапу строительства Северного широтного хода. Полярная магистраль, о которой задумывались еще в советское время, является частью коридора "Энергия Арктики". По подсчетам ямальских властей, совокупный эффект для бюджета от СШХ и его продолжения до Сабетты может достигнуть 9 трлн руб. Завершающий этап согласования федеральной концессии прошел под руководством врио губернатора Ямала Дмитрия Артюхова, который вел проект еще в статусе заместителя главы региона. СШХ по праву можно считать детищем руководителя региона, говорят наблюдатели, и его победой как лоббиста интересов арктического субъекта.
Проект Северного широтного хода зародился 12 лет назад, но впервые рельсы по маршруту полярной дороги попытались проложить еще в 50-х годах. Печально известная 501 стройка так и не была завершена, но с течением времени значимость маршрута только увеличивалась. Сегодня в зоне тяготения СШХ находятся более 19 месторождений нефти и газа, которые разрабатывают дочерние структуры "Газпрома", "Роснефти", НОВАТЭКа. Углеводороды – основа грузовой базы будущей магистрали, которая составляет порядка 24 млн т в год.
Согласно проекту федеральной концессии, подписанной накануне премьером Дмитрием Медведевым, концессионером строительства дороги выступит ООО "СШХ" (совместное предприятие РЖД и "Спецтрансстроя"), концедент – Российская Федерация в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта. Полная стоимость проекта широтной дороги – 235 млрд руб., из них свыше 110 млрд руб. – объекты, которые концессионер построит за счет собственных и привлеченных средств. В рамках соглашения капитальный грант предоставит РФ.
Объекты концессии: ж/д часть моста через Обь, стоимостью более 50 млрд руб., участок Салехард – Надым (Хорей) – более 60 млрд руб., железнодорожная часть построенного автомобильного моста через Надым – еще порядка 1,5 млрд руб.
Концессионное соглашение предусматривает финансирование реконструкции существующих объектов за счет участников проекта – РЖД, "Газпрома" и правительства Ямала. Окружной бюджет оплатит автомобильную часть моста через Обь, кроме того ЯНАО предоставит льготы по налогу на имущество организаций для транспортной инфраструктуры СШХ.
Расходы "Газпрома" - 17,4 млрд руб., в такую сумму обойдется реконструкция участка Надым (Хорей) – Пангоды). РЖД потратит более 100 млрд руб. на реконструкцию участка Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги СвЖД, включая работы на станции Обская и линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.
Работы по строительству ж/д части СШХ начнутся 2019-2022 гг., ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2023 г. Для ускорения подготовки проектно-сметной документации начаты подготовительные работы в районе переправы Салехард – Лабытнанги, сообщили в "СШХ". На берегу Оби проводятся статические испытания грунта свайными опорами: специалисты оценивают, как поведёт себя грунт во время строительных работ, рассказали в компании.
Строительство Северного широтного хода дает возможность реализовать поручения президента России по освоению российской Арктики, отметил врио губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.
"Эта железнодорожная магистраль позволит развивать новую добычу, сократит время и упростит доставку грузов из Западной Сибири, разгрузив Транссибирскую магистраль. Это крайне важный проект и для наших жителей, которые очень ждали, когда появится мост через Обь. Строительство СШХ – это развитие экономики округа, а, значит, и дополнительные налоговые доходы, которые мы сможем потратить на строительство новых детских садов, школ, спортивных комплексов и другой необходимой людям социальной инфраструктуры", - сказал врио, комментируя подписание документа.
По словам руководителя отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергея Оленина, реализация проекта строительства Северного широтного хода (СШХ) позволит разгрузить южный ход на направлении Свердловской железной дороги в сторону Екатеринбурга и Перми. Это позволит сократить время доставки грузов в порты Северо-Западного бассейна.
"Согласно заявке на частную концессионную инициативу, загрузка магистрали предполагается в ежегодном объёме около 24 млн т. Практически все грузоотправители, в том числе компании, владеющие нефтегазовыми месторождениями в Западной Сибири, письмами подтвердили заинтересованность в перенаправлении своих грузопотоков на СШХ. При этом грузовая база проекта может быть скорректирована в сторону увеличения", - отметил Оленин.
Вследствие этого, по мнению эксперта, срок окупаемости Северного широтного хода (на текущий момент составляет 30 лет) может сократиться.
Магистраль делает более привлекательными контейнерные перевозки промышленных грузов в направлении Сабетты, откуда осуществляется экспорт на рынки АТР. Напомним, по итогам 2017 г. объемы перевалки в арктическом порту увеличились на 280,7% в сравнении с показателями 2016 г. Сокращение сроков доставки грузов благодаря СШХ привлечет промышленников Среднего Урала и Тюмени, уверены эксперты. Напомним, что по СШХ планируется направить газотурбовозы, первый серийный локомотив, работающий на СПГ уже прошел испытания на Ямале.
"Главное преимущество таких локомотивов – возможность развивать высокую мощность при сравнительно небольших размерах: при полной проектной нагрузке газотурбовоз развивает скорость до 100 км/ч", - сообщали в пресс-службе губернатора ЯНАО. К 2023 г., моменту открытия движения по СШХ, у РЖД будет уже 23 таких локомотива.
Уже само строительство такого масштабного инфраструктурного проекта отразится в экономических показателях регионов Уральского федерального округа, считает эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев. Это и объемы строительных работ, и инвестиции в основной капитал, и рабочие места.
"Реализация проекта позволит соединить Северную железную дорогу и Свердловскую железную дорогу и, таким образом, создаст дополнительные логистические возможности по доставке грузов по железной дороге из северных регионов страны в северо-западные порты. Включение новых маршрутов в логистические цепочки также должно привести к росту объемов перевозок.
Расширятся возможности для транспортировки добываемых на севере УрФО полезных ископаемых, прежде всего углеводородов, что будет стимулировать их более интенсивную разработку. В одном только Ямало-Ненецком АО государственным балансом учитывается 136 месторождений углеводородов, из которых пока разрабатывается 37. Улучшение транспортной доступности в потенциале может стимулировать разработку не только нефтегазовых месторождений. В регионе известны проявления и месторождения марганцевых и хромовых руд, руд цветных и редких металлов (свинец, цинк, медь, молибден, сурьма, тантал, ниобий и другие). В этом отношении район остается геологические недостаточно изученным, чтобы оценить действительный эффект, который даст это строительство", - рассказал он Накануне.RU
Минстрой в мае согласовал проект концессии СШХ. Летом Дмитрий Артюхов провел совещание в РЖД, а 31 июля встретился с премьером Дмитрием Медведевым, подписание концессии стало одной из тем разговора главы региона с председателем Правительства. Хотя беседа о СШХ осталась за рамками официальной стенограммы, по данным источников, именно на личной встрече с премьером Артюхов заручился поддержкой в вопросе реализации проекта.
"Лицом" проекта СШХ со стороны Ямала был экс-губернатор региона Дмитрий Кобылкин, однако всю текучку вел именно Артюхов. "Именно он "поднял" Северный широтный ход", - сказал министр природных ресурсов и экологии, комментируя назначение Артюхова на пост врио.
СШХ – это победа Артюхова, как переговорщика и лоббиста, говорит политолог, заместитель исполнительного директора Центра развития гражданских инициатив ЯНАО Кирилл Истомин.
"Дмитрий Кобылкин был "ледоколом" - продвигал проект с помощью личного авторитета и рабочих связей, но текущую работу закрывал Артюхов. В Правительстве РФ он был известен, как куратор широтного хода и, думаю, его назначение на пост врио связано с тем, что среди его кейсов есть такой проект федерального значения. СШХ можно назвать детищем врио губернатора, и это хорошее подспорье перед грядущим назначением губернатора Ямала", - рассказал Накануне.RU Истомин, добавив, что экспертные оценки о более скромных возможностях нового руководителя Ямала в части переговоров на уровне федеральных чиновников и топ-менеджеров оказались несостоятельными.
У Северного широтного хода немало конкурентов в борьбе за поддержку федерального центра. Мурманский транспортный узел, "Белкомур" (Белое море – Коми – Урал), "Баренцкомур" ("Баренцево море – Коми – Урал) и "Карскомур", предусматривающий продление железнодорожной ветки от Воркуты до порта Арктур на Карском море – все это идеи развития инфраструктуры только лишь в пределах российской части Арктики. Несмотря на более высокую степень проработанности ямальского проекта (подтвержденная грузовая база, заинтересованность инвесторов) у широтного хода была лишь одна слабая сторона – магистраль проходила по территории региона-донора. Не секрет, что самодостаточным субъектам сложнее добиться финансовой поддержки центром своих идей, на Ямале иллюстрацией может служить отсутствие федеральных дорог – договоренности о передаче трассы "Сургут – Салехард" в федеральную собственность были достигнуты в прошлом году, автономия несет расходные обязательства по ремонту и содержанию трасс самостоятельно.
"Дмитрию Артюхову удалось сломать стереотип о том, что регионы-доноры должны справляться даже самыми крупными стройками самостоятельно, - это большой успех. Представители федерального Правительства с их объемом задач не всегда понимают, какой эффект даст проект в том или ином регионе. Нужно правильно объяснить суть с учетом цейтнота, аргументировать и убедить федеральных чиновников, к которым стоит очередь таких же ходоков из других регионов. То, что Артюхову и его команде это удалось говорит о его серьезных лоббистских способностях Возможность продвижения интересов региона на федеральном уровне – одно из главных качеств, которым должен обладать руководитель Ямала. Артюхов продемонстрировал, что полностью к этому готов", - сказал Истомин.
Подписание положительно отразится на аппаратных позициях врио губернатора, считает политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
"Лоббистами проекта являются и федеральные игроки, которые заинтересованы в развитии Ямала, как новой ресурсной базы для экспорта энергоносителей в восточном направлении, в АРТ. Дмитрий Артюхов позиционировал себя, как преемник Кобылкина, продолжатель курса, подписание концессии по СШХ подтверждает эти слова. Другого завершения масштабного проекта быть не могло", - рассказал Накануне.RU политолог.
Салин добавил, что широтный ход будет одним из мегапроектов Артюхова.