Ударом по доллару и разрушением мирового финансового порядка назвали в Госдуме заморозку российских активов на $5 млрд в швейцарском банке Credit Suisse. Социолога Бориса Кагарлицкого весьма позабавила такая реакция. Он считает, что новая политика западных санкций – бить по личным накоплениям – оказывается очень эффективна. Его экспертное мнение – специально для Накануне.RU:
– Вы можете себе представить российского чиновника, который скажет, мол, да это серьезный удар по нам, и мы от него не оправимся? Я не могу даже теоретически такого представить. За последние 20 лет я не видел чиновников или депутатов, которые честно бы признались, что что-то провалили.
"Удар по мировому рынку, по доллару"… Простите, это смешно. Замораживание активов – нормальная практика мировой экономики, если кто-то из наших элит не хотел этого понимать, то это свидетельствует о наивности либо о злонамеренности.
Но самое смешное, что это говорят люди, которые сами обворовали целую страну. Когда же с ними поступили похожим образом, принялись кричать: "Как такое возможно?". А вот оказалось, что возможно.
Первоначальный концепт санкций Запада состоял в том, чтобы нанести ущерб российской экономике. Но ранее методы были неверные, с точки зрения эффективности для Запада этих санкций, по двум причинам.
Во-первых, потому что российская экономика оказалась значительно крепче, чем думали на Западе, и это чистая правда, а не пропагандистское клише. Во-вторых, даже если обнаруживалось место, где можно было нанести какой-то ущерб, вдруг выяснялось, что российским элитам глубоко плевать на состояние российской экономики.
Поэтому прошлые стратегии Запада провалились. В 2017 году перешли к новой методике – наносить удары не по экономике, а по конкретным личностям, которые выводят деньги на Запад и составляют российский экономический класс. Эта тактика оказалась крайне эффективна.
Мы же видим парадоксальную ситуацию, что у нас экономическая ситуация прочнее и лучше, нежели два года назад, а в провластных кругах начинается паника. Почему? Да просто им глубоко было плевать на российскую экономику, но зато когда задеты индивидуальные или даже групповые интересы, то для них это серьезный удар. Санкции стали эффективны, они стали приводить к реальным социальным и политическим последствиям.
В условиях, когда собственность олигархов за границей экспроприируют, что делает российский олигархия? Она пытается компенсировать эти средства внутри страны у населения. Это уже имеет результат политический и социальный. Все мы его сейчас наблюдаем, собственно, в виде пенсионной "реформы", повышения НДС. Все это происходит, я просто напомню, ведь не на фоне дефицита финансовых ресурсов внутри страны, его нет. Это происходит в условиях рекордного профицита бюджета.