Президент России Владимир Путин в своем телеобращении озвучил меры смягчения пенсионной "реформы". Обращает на себя внимание поддержка многодетных матерей. "Если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет", – сказал Путин. Как оценивать эти предложения и смогут ли они улучшить со временем демографическую нагрузку пенсионерами на трудоспособное население – в материале Накануне.RU.
О том, как будет изменяться отношение числа трудоспособных к пенсионерам при первоначальном варианте, Накануне.RU подробно рассматривало. В этом случае, при увеличении ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году (о чем снова упомянул Путин в своем обращении), это соотношение уже к 2040 году стало бы таким же, как и сегодня, – примерно 450 пенсионеров на 1000 трудоспособного возраста. Что будет при смягченном варианте?
Как будет изменяться демографическая нагрузка на трудоспособных
Новые границы пенсионного возраста будут достигнуты к 2028 году. И с этого момента перестанет расти число трудоспособных за счет передвижки границы. Точнее, оно станет уменьшаться. А коэффициент демографической нагрузки на 1000 лиц трудоспособного возраста, напротив, станет увеличиваться. Это начнется сразу с 2028 года и ускорится с 2034 года.
Почему именно с 2034 года? Дело в том, что до этого года когорту трудоспособных будут пополнять те, кто родился до 2018 года, а до середины 2010-х абсолютная рождаемость увеличивалась. Но с 2017 года начался быстрый спад, который продолжится как минимум в 2018 году.
Это даст знать о себе ускоренным ростом демографической нагрузки пенсионерами на трудоспособное население. Примерно к 2040 году она станет практически такой же, как и сейчас. Как можно заметить, эта кривая визуально практически не отличается от той, которую Накануне.RU публиковало ранее для варианта 65/63 (по уточненным данным, последняя должна лежать лишь чуть ниже).
Итак, при росте продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году и без роста рождаемости, чего и не предполагает президентский указ, к 2040 году Россию ждет практически такое же соотношение пенсионеров к трудоспособным, что и сегодня. А значит, понадобится новое повышение пенсионного возраста. Могут ли предлагаемые меры все-таки повысить рождаемость и улучшить в будущем это соотношение?
Многодетными хотят быть только 30%
"Решение президента – это фактически новый импульс проектам и программам Десятилетия детства, объявленного в прошлом году", – сказала глава комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая.
Инициативу по многодетным женщинам поддержал врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров, а зампред Совета Федерации Евгений Бушмин назвал ее "серьезным сдвигом". Так ли это?
То, что президент предложил поощрение для многодетных женщин в виде досрочного выхода на пенсию, само по себе очень хорошо. На чем был сделан акцент? На "бережном отношении к женщинам". Это, конечно, правильно. Однако не прозвучало того, что многодетность важна именно для улучшения демографии и того же "пенсионного баланса", а не просто как мера социальной поддержки женщин. То есть нет четкой демографической направленности предлагаемых изменений, которые носят социальный характер. То, что на женщинах, "как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках", – это верно. Но при этом осталась некоторая недосказанность. Это можно было бы считать несущественным: в конце концов, какая разница, как сказать, главное – многодетных матерей будут поощрять. Но репродуктивные настроения россиян меняют дело существенно.
Согласно недавнему опросу Фонда "Общественное мнение", 10% россиян хотели бы иметь одного ребенка, 48% – двоих, 21% – троих, 9% – четверых и больше, не хотят иметь детей 5%, затруднились в ответом 7%. По этим данным, россияне в среднем хотят иметь 2,1 ребенка, т.е. на уровне воспроизводства.
Что получается в итоге? Хотят быть многодетными только 30% россиян. Разумеется, их предлагаемые изменения обрадуют и, возможно, подстегнут рожать больше детей. Но остальные не хотят иметь троих. Получается, что их предлагаемые изменения вообще не касаются. И это неправильно.
Самая многочисленная группа – это те, которые хотят иметь двоих детей. На нее обязательно нужно воздействовать поощрительными мерами. Пусть хотя бы на год снизить пенсионный возраст, но для женщин, которые хотят двоих детей, это стало бы стимулом и показателем того, что государство о них думает и поощряет иметь двоих. Может быть, стимулом небольшим, но ведь и эта группа самая большая. Суммарный эффект получился бы существенным.
Сейчас же получается, что воздействовать на рождаемость новые правила будут только через 30% населения. А на остальные 70%? Этот вопрос повисает в воздухе.
Обратим внимание, что в среднем россияне хотят иметь 2,1 ребенка. То есть если даже помогать всем в их желании, то мы выйдем на уровень простого воспроизводства. Но так как досрочный выход многодетных на пенсию касается менее 30% женщин (реальное число детей всегда меньше желаемого), то от нынешнего суммарного коэффициента рождаемости 1,6 он повысится максимум на 30% до 2,1. То есть не более чем до 1,75 ребенка на женщину. Такой уровень рождаемости был в 2015-2016 годах, и он явно недостаточен для прекращения дальнейшего демографического бедствия.
Вызывает вопрос и то, что для женщин с тремя детьми пенсионный возраст будет 57 лет, а с четырьмя – 56. Как-то непропорционально тем хлопотам, которые привносит в семью четвертый ребенок.
А как же семья?
Наконец, не сказано о том, что дети рождаются в семье. Именно многодетную семью нужно поощрять, а не просто многодетных женщин. Разве многодетные отцы совсем не заслуживают никакого поощрения, пусть даже небольшого? Разве женщина сама растит и воспитывает детей? Получается, что сама.
Фигурантом нашего демографического мышления является женщина с детьми, а не семья с детьми. То есть женщина с детьми – отдельно, а муж – это другое. И это печально. А ведь именно такое мышление не позволяет властям начать самое главное – поддерживать настоящую крепкую многодетную семью, созданную раз и навсегда.
Сейчас получается, что вообще не имеет значения, в браке женщина родила или нет, в каком по счету и от кого. И, кстати, то же касается мужчины, который не фигурирует в этих рассуждениях. А он должен фигурировать, причем не как мужчина – отец ребенка, а как муж и отец детей. Вот что должно стать заботой государства. Но, к сожалению, принятая в России феминистская "стратегия в интересах женщин" доминирует в умах. Она не позволяет по-настоящему заняться демографией, поскольку преследует интересы женщин, а не интересы семьи.
Без сомнения, предложенные меры поощрения многодетных женщин возымеют эффект, но он будет небольшой по тем причинам, что, во-первых, многодетными хотят быть немногие, а во-вторых, это возможно только в семье, о которой не говорится ни слова. Разумеется, президент не в силах продумать все. Но жаль, что для этого был очень благоприятный момент, и во многом он был упущен. А об эффективности того, что будет введено, можно будет судить по рождаемости только к концу 2019 года. Но вряд ли она превысит 1,75 ребенка на женщину, а значит, предложенные меры мало что дадут для демографии России.