Знаменитый Эмир Кустурица считает, что кинотеатры уйдут в прошлое уже через несколько десятков лет, на смену кино придут сериалы как самый популярный жанр. Конечно, мы не будем хоронить кино, ведь и театры живы до сих пор, хотя им пророчили такую же судьбу, но зерно истины здесь есть – театр сегодня совсем не то, чем был сто лет назад, теперь это прибежище для небольшой части творческой тусовки, интеллектуалов, а для массового зрителя – слишком экзотическое времяпрепровождение.
Широкоэкранное кино же, самое кассовое из искусств, останется площадкой для демонстрации масштабных военных и зрелищных блокбастеров – то, чем оно и было во время "Прибытия поезда на вокзал Ла-Сиоты ", увлекательным аттракционном для праздной толпы. За примером далеко ходить не надо – и сейчас в прокате лидирует глубоководный ужастик про доисторическую акулу "Мег", ведь полное погружение гарантирует только "звук вокруг" и 3D, но вот настоящее кино – не зрелище, а драма, – скорее всего, действительно, войдет в дом каждого любителя сериалов, оставив большой экран.
Мы же представляем вторую часть нашего обзора новинок телесезона, и вслед за отечественными картинами, посмотрим, что приготовила нам иностранная сериальная индустрия.
Целый пул сериалов про спецслужбы вышел в 2018 году: тут и "Кондор", и "Призрачная башня" о том, кто "прохлопал" 11 сентября (начинается все с Билла Клинтона и Моники Левински, здесь мы видим зарождение эпопеи с Бен Ладаном и внутренние разборки между ФБР и ЦРУ), и еще один сериал о западных спецслужбах "Тайная власть".
В многосерийном "Кондоре" отдел айтишников ЦРУ спасает мир от биологического оружия террористов – чумы, попутно решая проблемы в личной жизни.
Фильм задает серьезный вопрос – можно ли ставить жизнь и неприкосновенность одного человека выше существования всей нации (или, на самом деле, насущных финансовых интересов). Вопрос, на который дан ответ еще политикой Буша-младшего. Либертарианская схема не действует в условиях войны, и презумпция невиновности стала иллюзией, особенно для спецслужб – это очень беспокоит главного героя "Кондора", молодого специалиста, разработавшего программу по вычислению возможных террористов. Подтверждение его догадок – что разведывательный аппарат следит за своими гражданами, никем не контролируется и развязывает тайные войны по всему миру – приходит для героя слишком поздно, когда он сам становится целью для опасной женщины-киллера и вынужден один противостоять сильнейшей спецслужбе мира.
Интересно, что в "Кондоре" полностью показана схема операции ЦРУ по отравлению одного отдельно взятого человека. Глядя на то, как ловко можно работать с биологическим оружием (не вызывает сомнений, что консультанты определенной службы принимали участие в создании кино – все довольно реалистично), закрадываются сомнения в том, что подозрительные эпидемии рака среди латиноамериканских лидеров, оппозиционно настроенных к Штатам – слепой рок. В любом случае неловкие потуги отравить "Скрипалей", которые нам приписывают западные партнеры, – просто какой-то детский сад по сравнению с работой реальных спецслужб, ведь в фильме демонстрируют только одну шестую возможностей специалистов по тайной войне.
Заговор спецслужб "на благо человечества", инсценировки и глубокомысленные размышления о границах власти, личности, приводящие в движение целые народы, экшн, любовь и семейные драмы – это все "Кондор". Несмотря на то, что сериал критикует американскую политическую систему, не обошлось и без "клюковки". Так, каждый эпизод предваряет эпиграф, цитата якобы Сталина "Нет человека – нет проблемы", принадлежность которой историки ставят под большой вопрос, тем не менее, она является одной из первых в ряде "мыслей великих".
Шерше ля фам
Тренд сериалов этого года – яркие убийственные дамы. В "Кондоре" жгучая израильская машина-убийца, философствующая на темы общества потребления, как и в "Убивая Еву" (тоже сериал этого года – про русскую убийцу в Великобритании, но и она не использует "Новичок") – образ яркий и указывает на существование какого-то политического запроса от министерства толерантности на создание женского варианта холоднокровного убийцы.
Ведь назло феминисткам по статистике женщины гораздо реже мужчин бывают социопатами и серийными убийцами, но ради равноправия полов в западных сериалах все чаще появляются киллеры женского пола, виртуозно отправляющие на тот свет людей не без личного удовольствия – не ради мести, не защищая семью, а просто "из любви к искусству". Несмотря на то, что киллершы года действуют в интересах западных спецслужб, родом они, конечно, откуда-то "оттуда" – одна еврейка, другая русская.
"Тайная власть"
Сериал о том, как тяжело бедным западным спецслужбам сдерживать Иран. То есть служить на чужой территории, убивать на Ближнем Востоке "террористов", проводить сложные операции, ведь британские разведчики теряют сыновей, рушатся благополучные западные семьи, а все ради того, чтобы поддерживать покой и порядок в других странах, жители которых никак не понимают, что это все только для их блага.
Судя по сериалам и фильмам про спецслужбы – западная разведка не нравится самим американцам, британцам и даже французам, она не нравится даже тем, кто на нее работает – главный герой, хоть и служит, так или иначе, но делает это как-то нехотя. Завербовали, заставили – в итоге начинает бороться со своей же спецслужбой, которая отнимает у него либо честное имя, либо убивает детей, либо и то, и другое.
Нам пытаются доказать, что эта "тайная власть" не принадлежит никому – ни одному государству, такую мысль вталкивают в головы раз от раза все с большим энтузиазмом. Тем самым успокаивают простых американцев, снимают ответственность с англичан – да, мы убиваем людей на Ближнем Востоке, вторгаемся в другие страны, устраиваем спецоперации, используем власть для того, чтобы получить прибыль от распространения хаоса – но как бы и не мы это делаем, не правительство, и уж тем более не народ. Это все спецслужбы, они совсем отбились от рук.
Как будто ЦРУ или британская разведка – это отельное государство, которое американцы и англичане в большинстве своем осуждают, но им вкладывается в головы идея, что поделать-то ничего нельзя, "пусть сами разбираются". А как они разбираются и какая коварная эта "тайная власть" – смотрите в новых сезонах сериала "Deep State".
Патрик Мелроуз
Любители сериалов привыкли к тому, что Мелроуз – это такое плейс, а теперь узнали, что это еще и человек. Интересно, как живется представителю высшей прослойки буржуазного общества, аристократу по крови в современном мире? Патрик Мелроуз, человек с красивым выговором и жутким характером, отполированным наркотиками, в первой же серии узнает, что его отец умер – завязка на миллион долларов.
Патрик вынужден лететь в другой город получать урну, попутно он решает завязать с наркотиками, но это не точно, борьба человека и зависимости – главный "моральный" конфликт сериала. Вторая линия по фрейдистской традиции отдана отцу – мы постепенно узнаем, почему Мелроуз стал таким блистательным ублюдком и наркоманом. Его отец – "принц среди людей, у него были руки артиста, он мог бы стать премьер-министром" – оказывается весьма своеобразным человеком.
Если вы думаете, что быть зависимым – "весело, интересно и аристократично", что можно оставаться большую часть времени элегантным, просто немного "тронутым" и остроумным, как истинный джентльмен, а не быть жалким, грязным, больным и бедным – то Патрик является тому демонстрацией. Но между светскими разговорами и ужинами в дорогих ресторанах Патрик бьется в конвульсиях от дозы, выворачивается наизнанку, ищет наркотики или завязывает с ними "навсегда".
"Траст"
Богатые тоже плачут, хоть, в общем-то, жалости и не вызывают. История основана на реальных событиях.
По сюжету в богатом семейном клане Гетти беда – покачивает с собой любимый сын. Отец, преисполненный злой скорби, делит свою любовь, несмотря на возраст, на нескольких официальных любовниц, но не знает, кому из них оставить миллиарды и дело жизни. Тут появляется еще один источник разочарования наряду с детьми – длинноволосый внук. Но постепенно между нефтяным магнатом и юношей зарождается родственная симпатия, первый делится секретами успеха денежной паутины, второй пытается вытянуть немного денег у паука.
"Гетти и английская королева не имеют наличных", – но шесть тысяч долларов дедушка, наверное, может найти, если плейбой поработает полгода на скважине. Тот соглашается и объявляется единственным наследником. Счастье было недолгим – в этот же вечер дед узнает о наркотической зависимости внука и лишает его любой надежды. Похитители об охлаждении в отношениях либо не знали, либо не придали значения делам семейным – и вот конфликт, скаредный дед-миллиардер и похитители, которые требуют за голову заблудшего внука кэш. Все это на фоне размышлений Брэндана Фрейзера, который отметился также и в "Кондоре", о превратностях судьбы в стиле ретро-ностальгии по рассвету западных демократий.
На самом деле дед Гетти не собирался платить выкуп только потому, что был, мягко говоря, бережливым и не хотел "создавать прецедент" – если я заплачу сегодня, то завтра у меня будет не один, а 14 похищенных внуков – рассуждал основатель Гетти-Оил. Чтобы примерно понимать, "по карману" ли ему были все теоретически похищенные родственники, стоит отметить, что просили за юношу 3 млн долларов, а его деда еще в 1957 году официально объявили самым богатым человеком на Земле.
В конце 60-х он стал миллиардером и сохранил титул богача под номером один в мире до самой смерти. Мальчику на момент похищения было 16 лет и он был лишен внимания и денег деда. Существовала теория, согласно которой похищение он спланировал самостоятельно – лишь бы добраться до денег, которые, по сути, должны были стать его наследством – трастовым фондом. А он должен был бы стать надеждой для Гетти – тоже, можно сказать, трастом.
Дед платить не хотел, раскошелился только под давлением родственников, прессы и отрезанного уха Джона Пола. Наследника отпустили, он поспешил жениться (отсутствие одного органа слуха не помешало ему обрести счастье, хоть и не на долго) и уехать в Нью-Йорк – внук самого богатого человека в мире прославился как наркоман и алкоголик, перенес инсульт и остался навсегда прикованным к инвалидному креслу, самоотверженно судился с отцом за деньги до последнего дня. Глава "дружного" клана Гетти умер в возрасте 83 лет, ничего не оставив Джону Полу, а его отцу завещал аж 500 долларов. Семейные традиции, сэр. Тренд английского реализма в сериалах 2018 года – показывать богатых бездельников, наркоманов и жестоких отцов. К чему бы это?
7 секунд на сексизм, расизм и злоупотребление властью
Тема беспредела спецслужб в сериалах 2018 года явно превалирующая и не только спецслужб – в сериале "7 секунд" рассказывается про злоупотребления полиции в отношении чернокожих. Один из новеньких в отделе полиции Нью Джерси случайно сбивает мальчишку, его коллеги решают сокрыть преступление под предлогом, что их просто "сомнут" СМИ и общественность – опять белый полицейский убил чернокожего ребенка.
Массовые выступления и повсеместная борьба за права афроамериканцев не решают извечные проблемы общества в Штатах. Расизм, как и сексизм, жив и процветает – за дело берется чернокожая женщина-адвокат, которую братия полицейских высмеивает и чинит препятствия в расследовании. И это теперь – после массовых выступлений, случая в Детройте и официально развязанной войне с сексизмом, а что же было раньше?
Еще до объявленной войны с терроризмом американские власти не ставили жизни людей ни во что, если эти жизни отличались от представления государства о том, как должны жить граждане США – такой месседж в следующем сериале, попавшем в обзор-2018 года. Оказывается уже в 90-е годы государство вело войну против своих же граждан: с танками на детей и мирных жителей, трагедия в Уэйко.
Трагедия Wako: осада мирных жителей и 20 погибших детей
"Хочется позвонить 911, но кому звонить, если на тебя нападает правительство?" – говорит один из героев сериала, когда целая община находится под обстрелом национальной гвардии США у себя дома. Самая свободная страна мира, где можно исповедовать любые религии и иметь свою точку зрения, в 1993 году пережила огромную трагедию недалеко от городка Уэйко в штате Техас.
На одном из больших ранчо жила религиозная община "Ветвь Давидова", члены секты не собирались массово покончить с собой, как в Джонстауне, и не злоупотребляли наркотиками, даже алкоголь был под запретом в доме давидианцев. Единственным минусом для общественного вкуса были представления их лидера об обете безбрачия – тяжесть плотской жизни их гуру брал на себя, он был многоженцем.
Верующие ребята содержали небольшой склад оружия, но не преступали этим закон, так как штат Техас – самый вооруженный штат, тем не менее, спецслужбы начали подозревать секту в нарушении оружейного законодательства. И тогда Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ утроило облаву на ранчо религиозного общества, случилась кровопролитная перестрелка, давидианцы с детьми, напуганные, спрятались в доме – ФБР инициировало осаду.
Члены секты боялись выйти, так как социальные службы вдруг решили отобрать всех детей. 51 день заточения вошел в историю США как позорная "Осада в Уэйко". Мини-сериал показывает противоречивые чувства всех трех общественных групп, чьи интересы сосредоточились на линии фронта в Техасе: во-первых, внутренние дела общины, размышления харизматичного лидера, отношения между людьми, которые не доверяют властям. Во-вторых, интриги и конфликты в стане спецслужб, где одни настаивают на переговорах, а другие призывают к штурму.
А также сама "общественность" – журналистов не пускают к давидианцам, по сути, лишая осажденных свободы слова, родственники выходят на пикеты, теологи пытаются разобраться во взглядах жителей ранчо "маунт Кармел".
Неудачная попытка облавы с танками, применение легковоспламеняющегося слезоточивого газа (на тот момент запрещенного ООН) привели к гибели 82 человек, в том числе огонь забрал жизни 20 детей.
Сериалы выходят на новый уровень, и даже Билл Найи не брезгует сниматься в многосерийках.
Есть еще несколько сериалов этого года, которые стоило бы отметить. Например, мини-сериал "Испытание невиновностью" – блистательная экранизация произведения Агаты Кристи; "Видоизмененный углерод" – сериал в жанре фантастики про вечную молодость в будущем; и также про грядущее – в сериале про 2058 год "Затерянные в космосе" – план эвакуации с Земли и извечная тема нехватки ресурсов; "Йеллоустоун" – вовсе не про вулкан-убийцу, здесь разворачивается современное противостояние между "коренными" ковбоями и не менее коренными индейцами из резервации, политика, ненависть и любовь в семейной саге легко переплетаются с убийствами, стрельбой и красивыми лошадьми. Скорее всего, сериал получит продолжение и станет своеобразным новым "Далласом" – паутина интриг, ландшафты Монтаны, полноводные реки, куда падают внуки миллионеров, семейные отношения и межклановые разборки настоящих мужчин.
Одно отличие от "далласов" прошлых лет – сегодня сериалы делают с гораздо большим размахом, это не дешевое дневное телевидение для домохозяек, а возможность режиссеру показать историю более детально, а актеру максимально раскрыть характер героя. Наверное, поэтому многие голливудские звезды с большим стажем переходят на "новый формат" кино: в "Йеллоустоун" ушел Кевин Костнер, знаменитая блондинка Риз Уизерспун с коллегой по "Большой маленькой лжи" Николь Кидман снимаются во втором сезоне успешного мини-сериала.
А мы будем следить за новинками и далее, продолжение – в обзорах Накануне.RU.