В осеннюю сессию Госдума рассмотрит законопроект об исключении из законодательства понятия "образовательные услуги" и замене его на "государственные гарантии" и "обучение на возмездной основе", если речь идет о платном образовании. Образование – это совместный процесс педагогов и учеников, нельзя сводить его к циничному "оказанию услуг", утверждают авторы инициативы. Об этом с самого начала своей работы на посту министра образования и науки неоднократно заявляла Ольга Васильева. Когда образование стало услугой, как это изменило отношение к профессии педагога и почему пора избавиться от этого бухгалтерского определения – в материале Накануне.RU.
Депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект еще в начале года, сейчас он включен в примерную программу на октябрь.
По мнению авторов законопроекта, образовательный процесс – это совместная деятельность образовательной организации, педагога и ученика по освоению образовательных программ. Соответственно, образование не является коммерческой или социальной услугой, как это сейчас определено законодательством РФ.
Депутаты предлагают заменить понятие "платные образовательные услуги" на "обучение на возмездной основе", а "оказание государственных услуг" – на "государственные гарантии".
"Как социальное благо образование не является имуществом, оно также не является результатом выполнения работ или оказания услуг. Концепция образования как услуги вызывает справедливое недовольство педагогического сообщества, обучающихся и их родителей. Руководители Министерства образования и науки неоднократно высказывались за исключение этого понятия из действующего законодательства", – говорится в законопроекте.
Действительно, министр просвещения (ранее – образования и науки) Ольга Васильева с самого начала своей работы на этом посту выступала против образования как услуги.
"Нам нужно изменить отношение общества к служению учителя. Должно исчезнуть понятие "услуги образования". Должно у нас, у самих учителей уйти представление, что мы оказываем услуги. Мы воспитываем будущее поколение страны, я уже неоднократно это говорила", – заявляла Ольга Васильева на общероссийском родительском собрании два года назад.
В этом году она повторила свою мысль, объясняя родительнице из Ижевска, что в классе из 28 детей учитель сумеет "выявить талантливую молодежь".
"Несколько десятилетий мы объясняли, что у нас есть вместо великого значения слов образование и учитель – "образовательные услуги", благодаря которым родители считают себя в праве говорить, что при 28 учениках в классах талантов не будет. Таланты будут всегда, нужно захотеть, чтобы и родители, и школа эти таланты выявляли", – на повышенных тонах ответила Ольга Васильева.
Один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин пояснил, что выражение "образовательные услуги" приравнивает учителя к обслуживающему персоналу.
"Образование – это не услуга ни с какой точки зрения. Услуга предполагает односторонние отношения: вы пришли в кафе, официант вас обслужил, вы расстались. Результат зависит от работы поваров и официантов. Вы пришли в высшее учебное заведение, преподаватели стараются дать вам знания, вы стараетесь их получить. Результат зависит от обеих сторон, поэтому отношения в образовании – отношения субъект-субъектные. Здесь личность взаимодействует с личностью. Самое главное заключается в том, что, если образование – это теория услуг, то педагоги – это обслуживающий персонал", – сообщил Олег Смолин Накануне.RU.
По его словам, такая трактовка унижает педагогов и выхолащивает все духовное и нравственное содержание образовательных отношений. "Образовательные отношения по своему смыслу – это отношения не функциональные, а личностные. Педагог никого не обслуживает, он как офицер или как актер в театре служит своему делу, детям и стране. Поэтому унижать педагога, сравнивая его с чистильщиком сапог, это вредно и для педагога, и для качества образования", – говорит он.
"Образовательные услуги" появились в российском законодательстве в 1992 г., напомнил президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.
"Главными инициаторами его внедрения в нашей системе образования были западные (в первую очередь – американские) советники. Уже тогда вокруг данного вопроса разгорелись большие споры и дискуссии. Потому что в советской школе ни о какой "образовательной услуге" никогда даже не шло речи. Образование всегда считалось одной из важнейших социальных функций государства по подготовке подрастающего поколения к решению задач развития государства и к построению нового общества", – рассказал Сергей Комков Накануне.RU.
Вот как выглядел закон об образовании (тогда – "о народном образовании") до распада СССР, в 1973 г.
"Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников – благородное и почетное дело. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое – детей, молодежь", – гласит первая статья.
После распада СССР система образования поменяла свою направленность.
"Если раньше система образования в нашем государстве носила фундаментальный классический характер, то с приходом к власти так называемых представителей "демократии", опирающейся в основном на помощь американских "советников", и система образования в России стала перестраиваться на американский манер. Она все больше стала носить "прикладной характер". То есть, во главу угла стали ставиться чисто практические цели. В России появилась целая сеть частных, коммерческих школ. И вот именно тогда в обиход был введен термин "образовательная услуга"! А педагог постепенно стал превращаться в наемного работника, осуществляющего всего лишь комплекс неких "коммерческих образовательных услуг", – добавил Сергей Комков.
Это привело к тому, что талантливые педагоги стали уходить из школ, им на смену пришли репетиторы, стали проводиться развивающие занятия за дополнительную плату.
"В такой ситуации совершенно естественно, что давно назрел момент пересмотра подхода к понятию "Системы образования в России" и исключению из нее любых вариантов "услуг"! А также – возврат к прекрасно оправдавшей себя "классической фундаментальной системе образования", – считает Комков.
Однако Правительство выступило против такого возвращения. Использование понятия "услуга" в законодательстве связано с "регламентацией расчета финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных организаций в сфере образования".
"Исключение указанного термина из законодательных актов Российской Федерации потребует изменения механизма финансового обеспечения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям", – говорится в заключении зампредседателя Правительства Константина Чуйченко.
"Я думаю, что Правительство дало отрицательный отзыв по одной-простой причине, оно не захотело менять подзаконные финансовые документы Минфина и других финансовых органов, – заметил Олег Смолин. – Жаль. Я думаю, что это идеологическое решение заметно оздоровило бы обстановку образования, оно поддерживается подавляющим большинством педагогов".
Депутат выразил надежду на то, что предложение коммунистов поддержат оппозиционные фракции и некоторые коллеги из "Единой России".
Отметим, что правовое управление Госдумы не имеет концептуальных возражений, но обращает внимание на редакционную доработку законопроекта и необходимость принятия одновременно с ним поправок в кодексы РФ.
Исключить "образовательные услуги" из законодательства согласились депутаты парламентов Вологодской области, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики.