После прихода нового министра экономического развития Максима Орешкина в 2016 году ведомство спешило радовать прогнозами по ВВП – сначала предсказали 2%, потом 2,2% и чуть ли не 2,5%. Прошло почти два года, и вместо 2,5% Минэкономразвития пересматривает прогнозы в сторону торможения экономики – до конца 2018 года рост вряд ли превысит 1,9%. Более того, Максим Орешкин прогнозирует, что в первом квартале 2019 года рост ВВП может опуститься и вовсе ниже 1%. Стоит ли считать статистическую погрешность за развитие – вопрос, наверное, риторический. Опять вспоминаются "прорывы и рывки".
Причины плачевного положения, по словам министра, связаны с ростом волатильности на мировых финансовых рынках и возросшей неопределенностью. Да что там говорить, когда государственные финансисты увеличение валового "пирога" связывают только с ростом цены на нефть, а между делом сами же и объявляют, как это недавно сделал глава Минфина Антон Силуанов, что ни курс рубля, ни ценник барреля предсказать невозможно. То есть логично предположить, что и рост экономики просчитать нельзя, но Максим Орешкин старается изо всех сил.
Сейчас курс рубля валится, но происходит это не только с нашей национальной валютой – со многими другими происходит то же самое. Это ослабление касается очень большого количества стран – снова ослабевает бразильский реал, индонезийская валюта, а также индийская, аргентинская, да даже по юаню ситуация сложная, и непонятно, что будет дальше – пойдут ли китайские власти в этот раз на девальвацию или будут опять избегать ее всеми силами,.
О волне ослабления "товарных" валют Накануне.RU рассказал руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
"Орешкин морально готовит нас к третьей волне глобального кризиса. Все эти обтекаемые фразы про "рост волатильности", про "колебания устойчивости" – это все прикрывает простые факты – идет волна ослабления так называемых товарных валют, то есть валют стран с полупериферийным и периферийным типом экономики, с большой ориентацией на внешнюю торговлю и с серьезными внутренними проблемами", – сказал эксперт.
Действительно, внутренние проблемы в России, кажется, в самом разгаре – пенсионная "реформа" не дошла до второго чтения, но уже встретила мощное сопротивление, подобно "монетизации льгот". Продвигаемая властями идея о том, что "все так сделали, кроме нас" не находит отклика в народе, тем более что "все, кроме нас" ввели прогрессивную шкалу налогообложения. И пока бедные платят наравне с богатыми, огромные деньги уходят из страны.
Как сообщает Центробанк, за январь-август 2018 года отток капитала частным сектором составил почти 26,5 млрд долларов. За этот же период в прошлом году было выведено "всего" 9,6 млрд. Вообще, Банк России прогнозировал по итогу года показатель в 19 млрд долларов, но получается так, как получается – все равно препятствий на пути оттока нет, поэтому и тут, видимо, прогнозы будут пересматриваться.
Особенности национального прогнозирования объясняет экономист, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
"По мере приближения к срокам люди начинают стараться учитывать реальность. Когда кто-то прогнозирует что-то на дальний период, то можно прогнозировать любой бред, но когда сроки приближаются, становится понятно, что уж совсем-то врать нехорошо, и как-то прогноз нужно приводить к реальности. А поскольку наши власти душат экономику своей политикой, то экономика не может развиваться, да и этот процент изменения ВВП – копейка. Это даже не статистическая погрешность, это, на мой взгляд, следствие занижения роста цен и глубокого искажения статистики", – сказал эксперт в беседе с Накануне.RU.
Он также добавил, что по оттоку средств все-таки нужно смотреть уточненные данные Банка России по итогу года.
"Страна зарабатывает валюту за счёт дорогой нефти. Эта валюта на развитие не направляется. Соответственно, она либо остаётся в международных резервах государства, либо уходит в качестве бегства капитала", – сказал Михаил Делягин.
В целом же эксперты уверены, что министры и другие высокопоставленные чиновники просто отдаленно намекают на то, что нефть "непредсказуемо" будет падать, а вместе с ней продолжит валиться и экономика. Ценник за баррель, как отмечает Михаил Делягин, сейчас достаточно вырос и находится в определенном коридоре и вряд ли будет пробивать его наверх. Скорее всего, он постепенно начнет снижаться, в том числе за счет ослабления национальных валют. Но проблема даже не в нефти, а в том, что власти не будут принимать никаких мер, уверен Василий Колташов.
"Орешкин своими заявлениями и пересмотрами прогнозов нас морально готовит к тому, что как раз правительственные экономисты – которые прошли, в целом, либеральную школу, пусть и несколько отошли от нее – никаких решительных действий предпринимать не будут. Они допустят снижение темпов роста и будут пережидать волну кризиса в расчете на стабилизацию мировой экономики. А через некоторое время тот же самый Орешкин может оказаться вынужден вместе со всем кабинетом министров признавать, что политика "пережидания" чревата тяжелыми последствиями – социальными, а может, и политическими", – сказал экономист в беседе с Накануне.RU.
Сейчас необходимо концентрироваться на внутреннем рынке, на полную мощность проводить политику протекционизма и реального, а не надуманного импортозамещения. Перекрывать "краны" оттока капитала и перенаправлять ресурсы на внутреннее производство и потребление. Но вряд ли Максим Орешкин может подтвердить, что экономике нужен протекционизм, не говоря о том, что он сможет его проводить.
"Эти люди неспособны обеспечивать развитие, способны его только подавлять. И в этой ситуации совершенно не важно, есть у нас экономический рост или нет, потому что нет качественного развития", – резюмирует Михаил Делягин.