Программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года с перспективой до 2035 года презентовал Владимир Путин во время Восточного экономического форума. Решения озвучивались на фоне провала кандидатов в губернаторы от "Единой России" в Хабаровске и в Приморье. Что, "петух клюнул"?
Почему губернаторы не прошли в первом туре? Потому что людей раздражает разрыв между правильными, высочайшими заявлениями и абсолютно бездарным исполнением этой политики. С точки зрения практического осуществления, это часто вредные дела, тогда как с точки зрения транслируемой Путиным идеологии – всё абсолютно гениально. И пока этот разрыв не будет преодолен, мы будем иметь крайне тяжелую ситуацию, которая будет выражаться в этом "протестном голосовании".
Еще в 2006 года на заседании Совета безопасности президент ознаменовал начало новой восточной политики с абсолютным приоритетом Дальнего Востока в развитии страны, и в 2013 году в послании Федеральному собранию это было прямо сформулировано: Дальний Восток является главным приоритетом на весь 21 век. С идеологической точки зрения, акценты расставлены верно. Но что мы видим на практике?
Много говорится о том, как всё бурно развивается, но эмиграция молодежи с Дальнего Востока не уменьшается. Говорится о территориях опережающего развития и о новых рабочих местах, а общее число рабочих мест сокращается. Говорится об амбициозных задачах, но фактически проблема модернизации того же Транссиба висит уже не первое десятилетие. А парадокс в том, что даже то, что более-менее сделано за эти годы на Дальнем Востоке, сделано вопреки существующей модели, вопреки существующим экономическим условиям, вопреки работе Минэкономразвития и других ключевых министерств.
Вспомним Амурский газоперерабатывающий завод – это великое дело, завод по гелию – великое дело, но это все, собственно, за государственный счет и вопреки всем этим безумным неолиберальным моделям.
Остров Русский, который начинает доминировать, он во многом еще и разрушает существующую научную инфраструктуру, я уж не говорю про постоянные скандалы, сопровождающие Дальневосточный федеральный университет.
А "Дальневосточный гектар" – это вредительская программа, у Госдепа США от зависти слюни текут! Вместо того чтобы форсировать инфраструктурное развитие, где фактически узлами этого развития должны быть новые молодежные города – все брошено на экстенсивный путь рассеивания этих гектаров. Они никому не нужны, кроме "особых случаев" – ведь и около Москвы такие же неосвоенные, пустующие и зарастающие осинами и березами гектары стоят никому ненужные – с чего они на Дальнем Востоке понадобятся?
Плюс еще пенсионная "реформа" – она особенно чувствительна именно для дальневосточников. Если Дальний Восток – приоритет, то даже сегодняшним "предпенсионерам" не добавлять, а скашивать пять лет надо – и женщинам, и мужчинам. Потому что это передовой отряд. Все, кто живут на Дальнем Востоке, – это честные и выдающиеся люди, привыкшие к трудным условиям, им надо просто автоматически вычитать по прописке "минус пять лет" пенсии, а тут еще им прибавляют! Поэтому люди совершенно справедливо проголосовали против власти, и этот разрыв между абсолютно правильным заявлениями президента и вредительским исполнением пора закрывать, либо будет что-то непоправимое.
И итоги выборов показали не столько отношение к "партии власти" или были голосованием "против губернатора". Народ проголосовал против власти в целом и практических ее действий на Дальнем Востоке. Это результат феноменальный, но кто его будет осмысливать?
Руководитель Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов специально для Накануне.RU