Сегодня Госдума приняла закон о наказании за отказ брать на работу людей предпенсионного возраста – так называемых "предпенсионеров" – то есть пожилых граждан, которым остается пять лет до пенсии. Наказания предполагают либо штраф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы до 360 часов.
Таким образом, власти создали проблему – инициировали пенсионную "реформу" – и теперь пытаются ослабить следствие проблемы, а именно – на законодательном уровне припугнуть работодателей, чтобы те брали к себе "предпенсионеров" и не увольняли их. Хотя есть предложения не только кнута, но и пряника.
Так, Наталья Поклонская предложила стимулировать работодателей не увольнять пожилых людей, давая им льготы по выплатам в ПФР и фонды соцстрахования. С ее точки зрения, это может оказать положительный эффект, однако эксперты сходятся во мнении, что все давление, оказываемое на работодателей, только усугубит ситуацию – увольнять начнут еще раньше, чем за пять лет до пенсии. Об этом Накануне.RU рассказал доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков.
– Андрей Алексеевич, законопроект о наказании за отказ брать на работу "предпенсионеров" принят – будет ли он эффективен, на ваш взгляд?
– "Предпенсионеры" — это только половина проблемы, которая обострится в случае повышения пенсионного возраста. Пенсионеры будут терять работу из-за проблем повышения пенсионного возраста, но в то же время и молодёжь будет искать с большим трудом постоянное рабочее место. В мире сложился достаточно большой опыт повышения пенсионного возраста, и выяснилось, что у проблемы два этих крыла – одно другого хуже.
Что касается того, подействует ли принятый закон на работодателей – он мог бы подействовать только в одном случае – если бы на страже исполнения этого закона стояли мощные профсоюзные организации. Но даже на Западе профсоюзным организациям не всегда удаётся отстоять людей, которые перестали "тянуть" свои обязанности в условиях обновления производства и новых правил игры на глобальном рынке. Благо, началась 4-я промышленная революция. Появились смарт-технологии. И если молодёжь с этим начинает со школы сживаться, то "предпенсионеры" – это как старым собакам осваивать новые фокусы. Фокусы они освоят, но исполнять будут плохо.
– Значит, будут увольнять по причине плохой работы?
– У нас в стране все уходят с работы "по собственному желанию". В условиях, когда нет государственной экономики, когда трудовая инспекция с 90-го года по настоящее время сократила свою деятельность почти в 10 раз (профессия инспектор труда стала вымирающей), грозить штрафом работодателю – ну как же так? "Предпенсионер" – он же "утратил доверие, он постоянно нарушает распоряжения руководства, испортился человек, маразм у него начался" – и мы его уволили за это, а не за то, что он "предпенсионер".
Даже более того, увольнять будут за несколько месяцев до наступления предпенсионного возраста. Если прогноз будет показывать, что лишним становится человек, никто его держать не будет. И обещание кар небесных — это не более, чем демагогия.
– А адекватно ли ситуации предложение Поклонской?
– Абсолютно неадекватная мера. Ничего, кроме ослабления устойчивости социальных фондов, она не даст, потому что, если человек относится к высокооплачиваемым работникам, он уже сейчас имеет льготу. У нас получается следующее: все, кто до 85 тысяч рублей получает, платят налог на доходы и социальные страховые взносы 40% от стоимости труда, а высокооплачиваемые люди платят где-то 26%. А если человек получает свои доходы как акционер – в виде дивидендов, то он совокупно платит только 30%. То есть у нас налоговая система устроена по принципу "Робин Гуд наоборот" – грабят бедных, чтобы отдать богатым.
– А какие меры тогда было бы логично ввести, кроме как "не повышать пенсионный возраст"?
- Мера, которая идет по трудовому стажу Конвенции МОТ №102 – максимальный трудовой стаж 35 лет. Вот и ввести такую меру, что если 35 лет человек отработал, то он может уйти на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста.
Смотрите что получается – редко кто в современном обществе может начать работу раньше, чем в 23 года, добавьте службу в армии, дополнительное время, плюс 35 лет трудового стажа – 60 лет и получается.
К тому же я, конечно, понимаю, что женщина страшно мучается, когда рожает, поэтому за трёх детей дают скидку с пенсионного возраста. Но что, отец, который эту семью кормил, этих детей воспитывал – он не имеет права ни на какую скидку?
Есть такой девиз в праве, которое много лет преподавал Дмитрий Медведев, – что всегда известна только мать – ну, так это всё достаточно устарело. Поэтому если у нас есть матери-героини, то почему бы не быть отцу-герою?