В этом году чистый отток капитала из России в третьем квартале в 48 раз превысил показатели прошлого года: 19,2 млрд долларов против 400 млн. С января по сентябрь из России вывели 31,9 млрд долларов, что в 2,3 раза больше, чем в аналогичный период 2017 г. Центробанк объяснил это операциями по сокращению внешних обязательств и размещению активов за рубежом.
"Отрицательное сальдо финансовых операций частного сектора с нерезидентами составило 31,9 млрд долларов США (13,7 млрд долларов США в январе-сентябре 2017 г.) и сложилось вследствие операций по сокращению внешних обязательств и размещению активов за рубежом", – сообщил Центробанк РФ.
Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский объяснил, что стало с половиной тех 19,2 млрд долларов, которые вывели из страны в третьем квартале этого года.
"В третьем квартале из Сбера, ВТБ и Газпромбанка забрали 7,4 млрд долларов. По остальным банкам конкретики нет, но цифра может составить $2,5-2,6 млрд. Таким образом, в третьем квартале из банковского сектора изъято порядка 10 млрд долларов валютных вкладов или более половины показателя оттока капитала", – пишет Телеграм-канал "Антискрепа" экономиста.
В разговоре с Накануне.RU Никита Кричевский пояснил, почему люди забирают деньги из банков.
"Разговор идет о дедолларизации, не исключены жёсткие санкции в отношении России. Люди забирают вклады: кто-то под матрац, кто-то в рубли, кто-то переводит их в евро, кто-то тратит. Плюс денег у людей становится объективно меньше, они тратят их на каждодневные нужды. Вот вам половина. А вторая половина капитала – это выход нерезидентов из российских активов. Ну и отчасти погашение своих обязательств перед иностранцами", – сообщил эксперт.
В апреле Минфин США ввёл санкции против российских миллиардеров и официальных лиц. В "чёрный список" вошли 38 человек и 12 компаний. Это послужило для российских инвесторов сигналом бедствия, считает независимый экономист-аналитик Александр Одинцов.
"С этой весны санкции к нам становятся всё более серьёзными, поэтому многие инвесторы отсюда деньги предпочитают переводить. Это одна из основных причин оттока капитала. Санкции – это сигнал для инвестора, что здесь сейчас будет не очень хорошо, поэтому они минимизируют свои риски и выводят деньги", – сообщил экономист Накануне.RU.
Впечатляющий рост оттока капитала вызвало давление со стороны США. Процесс усугубляет российское правительство, которое по-прежнему ратует за "привлечение иностранных инвестиций", будто бы не понимая, что где иностранные инвестиции, там и отток капитала, заметил Одинцов.
"Люди, которые ведут бизнес в России, что иностранцы, что наши, они в принципе ориентированы на то, чтобы деньги выводить. Все хотят у нас привлечения иностранных инвестиций, все бегают с протянутой рукой. Но мы должны понимать, что обратная сторона привлечения иностранных инвестиций – это всегда отток капитала. Совершенно банальная вещь. Вот будут иностранные инвесторы строить у нас завод и станут его собственниками. Как вы думаете, куда они будут вывозить прибыль? К себе! Поэтому я не понимаю тех вещей, которые у нас происходят. Хорошо, мы привлекаем инвестиции в те отрасли, где мы сами не можем развивать. Но такие вещи, как строительство железных дорог с привлечением иностранных инвесторов, вызывает у меня очень большое удивление", – рассказал экономист.
Бояться 48-кратного увеличения оттока капитала бессмысленно: бывали "утечки" и покрупнее, заметил шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв.
"Сравнивать с третьим кварталом прошлого года математически некорректно: это всё равно, что деление на ноль. На тот момент цифры ввоза-вывоза, приобретения финансовых активов и выплат по обязательствам – суммарно выдали значение, близкое к нулю, с учётом погрешностей: 400 млн долларов это же почти ноль в масштабах наших расчётов десятками миллиардов, вот и получилась по сравнению с этой малой величиной сейчас пугающая разница в 48 раз. Но что правда, то правда: квартальный вывоз капитала за июль-сентябрь 2018 – самый большой за последние четыре года. Больше было в первом квартале 2015 г.: 32,9 млрд долларов, столько же почти за девять месяцев текущего 2018 г.", – пояснил Накануне.RU Пётр Пушкарёв.
По его словам, таких цифр пугаться не нужно: в благополучном 2011 г., например, вывоз капитала был 81,4 млрд долларов: в 2,5 раза больше. Или около 10 млрд долларов госбюджет планирует получить только за счёт дивидендов от принадлежащих государству долей в акциях госкомпаний.
Важнее поводы, почему вывозится капитал, чем цифры, полагает эксперт.
"Угроза санкциями, особенно не приведёнными ещё в действие, давит на рубль, давит на рынок российских облигаций, часть денег из них вывели – плюс банки, компании страхуются, не спешат переводить ту же валютную выручку в рублёвые инструменты, получается и слабый ручеёк притока – только по необходимости, когда налоговые выплаты или какие-то запланированные уже инвестиционные проекты здесь, в России. Приличные суммы идут на сокращение внешних обязательств: в условиях большей неопределённости "дешевле" может оказаться рассчитаться где-то с кредиторами за рубежом и не иметь лишних "хвостов", если финансовые возможности это позволяют", – сообщил аналитик.
Ожидание санкций оказалось страшнее самих санкций. Как только конгресс США разродится, наконец, своими новыми ограничительными мерами против российской экономики и разрешится ситуация вокруг "Русала" и En+, пик неопределённости будет пройден, уверен Пётр Пушкарёв.
"Будет показана пиковая доходность по российским облигациям, пройдено "дно" по курсу рубля, возрастёт в моменте резко интерес к российским активам, отток капитала частично сменится притоком. Но вообще приток капитала не фетиш, сильно ждать его не надо: те же закупки технологий или оборудования за рубежом для целей производства тоже формально увеличивают цифры оттока капитала из страны, но это не означает, что закупать оборудование или технологии плохо для экономики", – заключил эксперт.