Аналитика


Всеволод Чаплин: Не нужно бояться большого раскола
Экспертное мнение | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Константинополь снял анафему с глав двух украинских церквей – Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви, а также объявил о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата.

В тексте заявления, распространенного в Стамбуле, сказано, что синод Константинопольского патриархата отменяет решение о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата от 1686 года. Таким образом, становится ясно, что Вселенский патриархат вплотную подошел к предоставлению автокефалии церкви Украины. "Константинопольский патриархат вмешивается в дела других церквей безапелляционно и нагло", – с такой оценкой действий Фанара выступил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Александр Волков. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия будет защищать интересы православных и русскоговорящих граждан, если события войдут в русло противоправных действий.

Своим экспертным мнением о ситуации с Накануне.RU поделился экс-председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин:

патриарх Константинопольский Варфоломей, патриарх Кирилл(2016)|Фото: patriarchia.ru

– Признав раскольников без согласия церкви, от которой они откололись, без покаяния, по крайней мере, видимого, Константинопольский патриархат сам практически стал расколом. Я убежден, что его теперь считать православной церковью нельзя. Буквально сегодня, кстати, мы проводим круглый стол с группой священнослужителей и мирян, где хотим обличить ереси Фанара и его отступления от истинной веры, так что происходящее в каком-то смысле, при всей своей отрицательной направленности, имеет некий положительный смысл.

Возникает момент истины. От улыбок и объятий, от дипломатических формулировок мы должны перейти к языку правды. И я очень надеюсь, что уже на Синоде 15 октября, который пройдет в Минске, будет остановлено Евхаристическое общение с Фанаром, то есть мы не будем служить и причащаться вместе, это будет означать, что мы церковью эту организацию больше не признаем, так это можно будет интерпретировать, я считаю, что нужно идти и дальше – предавать Фанар анафеме.

Не нужно бояться большого раскола, консервативно настроенное большинство активных православных верующих, я имею в виду не тех, кто ходит в храм от случая к случаю с бытовыми просьбами, а активных, убежденных верующих – это большинство на нашей стороне и в греческом мире, и в румыноязычном мире, и, уже тем более, в славянском мире, а также в западной православной диаспоре.

Нынешняя система межправославных отношений кривая и порочная, потому что в ней узкая группа обновленцев, действующих в интересах западных элит, то есть, прежде всего, иерархов Константинопольского патриархата, и они пытаются рулить всем православным миром, пытаются принимать все важнейшие решения самостоятельно, претендуют при этом на то, что якобы принимают эти решения от имени всего мирового православия. Они пытаются жестко диктовать свою волю всем остальным церквям – это абсолютно неправильная система, ее нужно менять на более представительную при всем уважении к древним патриархатам, которые могут иметь некоторое символическое значение, но вряд ли могут быть единоличным центром узкого принятия решений.

Я надеюсь, что мы сможем в ближайшее время прийти к более справедливой и представительной, более адекватной соборной системе принятия решений. Надо сказать разным поместным церквам, что они должны делать выбор между диктатурой Фанара и настоящей соборностью, а уж кто какой выбор сделает, это может показать самое ближайшее будущее. Очевидно, что за Фанаром стоит достаточно узкая группа интеллектуалов и реформаторов из разных стран, не исключая Россию, эта узкая группа пытается все время достичь власти информационным шумом и бюрократическими, процедурными интригами. В нынешней системе это не получается, именно поэтому нужно поменять систему, а, по сути, эта группа опирается, прежде всего, на поддержку западных правительственных элит, теневых – то есть самых ярых врагов православного христианства, кругов безбожных и даже богоборческих. Этому богоборчеству как минимум пара веков, наиболее ярко оно проявило себя в Великой, а на самом деле кровавой Французской революции, в революции в России. Так что эта узкая группа либеральных интриганов действует не в интересах православных народов, а в интересах их многовекового недруга. Так об этом и нужно говорить без всякой дипломатии, без ложной боязни, нужно отсечь эту группу от церкви.

В этой истории много политики. Причем политики глобальной. Цель западных элит – сделать украинский народ, очень верующий и пассионарный, вечным врагом России, врагом не только на уровне политических лозунгов, но и на уровне проповеди, богослужения, на уровне церковной культуры. Так что я не исключаю, что эта гипотетическая автокефалия, в которой тон будут задавать, с одной стороны, прозападные либералы, а с другой – бандеровцы, уже через несколько лет может пойти с хоругвями и иконами на тотальную войну против России.

Именно об этом, очевидно, мечтают теневые западные творцы этого проекта. Очевидно, что в ближайшее время, а, возможно, даже послезавтра, в праздник Покрова, могут начаться попытки отнятия храмов. Известно, что этот праздник эксплуатируется радикальными силами на Украине как их памятная дата. В принципе, Западу невыгодно сегодня обострение вокруг храмов, потому что верующий народ все еще силен и может выйти на улицы, чтобы храмы отстоять. Поэтому, наверное, будут действовать псевдоюридические механизмы, постепенно будут пытаться переводить храмы в эту псевдоавтокефалию через всякие сельские сходы, через антиправовые законы, принимаемые Радой, через политическое правление, через православный шум. И растянут этот процесс отъема храмов, может, на несколько лет. Но обольщаться относительно того, что этот процесс не состоится, не надо, его запустили еще с 90-х годов, когда у православной церкви на западе Украины были отняты тысячи храмов, они будут всеми силами добиваться того, чтобы и сейчас, пусть не сразу, пусть без резких обострений, многие тысячи храмов за несколько лет были бы переведены в эту организацию.