Через три месяца в России почти не останется аналогового телевидения. Для большинства россиян технически переход на цифру пройдет почти незаметно: это большинство или смотрит ТВ в кабеле, или обладает современным ЖК-телевизором со встроенным тюнером (правда, придется покопаться в настройках и, возможно, купить дециметровую антенну).
Изменения они заметят позже, когда по финансовым причинам исчезнут некоторые каналы, лишившиеся аудитории (и, соответственно, рекламодателей). А возможное повышение цен на рекламу у единого продавца (из 20 каналов двух мультиплексов только три весьма специфических – "Россия К", ОТР и "Спас" – не продают рекламное время через "Национальный рекламный альянс", "Культура" и ОТР вообще коммерческую рекламу не размещают) может сказаться уже на вполне реальной, а не телевизионной "картинке" россиян.
Но, если большинство "телека" так или иначе не лишится, о меньшинстве россиян, причем, тех, кого принято называть малообеспеченными и живущими в самых "медвежьих уголках" страны, почему-то никто из чиновников особо и не думает.
Вызывает просто удивление беспечность, с которой ответственные за переход на цифру ведомства относятся к тем, кто до сих пор не приобрел современные телевизоры, приставки, спутниковые тарелки. Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин в интервью "Известиям" назвал их "беспечными гражданами". Смех и грех. Логика примерно, как у учившей соотечественников жить "на макарошках" региональной чиновницы. "Беспечность" – как минимум неуместное слово. Люди или просто не знают и не понимают, что и зачем им надо сделать, или они просто бедны. Ибо переход на цифру начался десять лет назад, и времени у них и правда было предостаточно. А вот денег, очевидно, нет. Речь, между прочим, может идти о миллионах россиян.
Телевизор всему голова
ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 гг." была принята более десяти лет назад. Переход россиян на цифру поручили тогда еще первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. На старте проекта аудитория у цифры была мизерная, высокоскоростной интернет был дорогим, даже кабельные сети имели охват всего в 40% населения. На заре телецифровизации, кстати, предполагалось, что в мультиплексы будут входить пять-шесть каналов и что в пулах будут и региональные вещатели.
За прошедшую декаду лет ситуация кардинально изменилась.
Пулов осталось два, зато по 10 каналов каждый. В первый каналы отбирало правительство, их сигналы будут распространяться оператором – Российской телевизионной и радиовещательной сетью (РТРС) – бесплатно. Во втором пуле за участие канал должен платить – порядка 950 млн руб. в год. Речь о создании третьего пула – с региональными каналами – больше не идет. Аргумент – третий мультиплекс создаст цифровое неравенство, поскольку во многих регионах просто не наберется местных телеканалов на полноценный пул. А выделять средства на ликвидацию этого цифрового неравенства не хочет никто. В результате появилась корявая "лайт-версия" третьего мультиплекса – "Закон о 21 кнопке". Согласно документу, конкурсная комиссия Роскомнадзора определила в каждом регионе местный телеканал, который бесплатно для себя будет вещать в кабельных сетях на 21-й кнопке. Такой канал должен содержать не менее 75% продуктов национального производства и транслироваться на территории проживания не менее 50% населения региона. Едва ли это можно назвать альтернативой попаданию в мультиплекс цифрового телевидения.
Периодически ведутся разговоры о "Законе о 22 кнопке" – то же самое для более мелких телеканалов, городских студий и т.д. "Дискуссии по 22 кнопке активные, но она не решает проблемы региональных телеканалов полностью, как не решила проблему 21 кнопка, оставив за бортом эфирного вещания другие каналы. Кабель – это выход для регионального вещания, это показывает опыт многих европейских стран, например, Польши, где региональные каналы отвоевывают с успехом аудиторию у общенациональных каналов благодаря доступу к зрителю через кабельных провайдеров", – рассказывает президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин.
С ним соглашаются и в Госдуме. Зампред комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Ющенко полагает, что региональным СМИ предстоит перестроить свой формат и попытаться найти себя в кабеле: "Мир и технологии меняются, нужно идти в ногу со временем. И то, что кто-то не справляется, это не аргумент. Конкуренция все равно выдавит с рынка тех, кто не отвечает запросам".
В мультиплексы не попадают и несколько федеральных каналов. Какие-то из них продолжат вещать в аналоге (аудитория их сократится, но принадлежность к крупным медиа-холдингам позволит выжить), какие-то уйдут в кабельные сети. Там они составят конкуренцию уже сложившемуся пулу тематических каналов и, возможно, сумеют найти формат, в котором будут существовать. Однако редкие регионалы обладают собственным программированием. Им просто не набрать качественного контента на полноценное конкурентное вещание. По крайней мере, в данный момент.
С уходом местных телеканалов для специфической, но немаленькой аудитории – самой старшей возрастной группы – уйдет и местная повестка. А она, как показали сентябрьские выборы в регионах, сейчас весьма актуальна. Другого средства коммуникации с этой аудиторией нет, другими словами, телевизор по-прежнему всему голова в домах очень многих пенсионеров. Но эта аудитория не очень ценна для рекламодателей, хотя очень интересна для тех, кто хочет поднять свой политический рейтинг.
"Рынок телевизионной рекламы раньше был неэластичным, отказ от работы с продавцом-посредником лишал рекламодателя выхода на целевую аудиторию. А сейчас аудитория, за исключением совсем узких сегментов, получает информацию не только из телевидения. Только самое старшее поколение, которое менее всего платежеспособно, не имеет альтернативы. Все другие категории могут переключаться на другие каналы, где до них может "дотянуться" рекламодатель", – полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Впрочем, рекламодателю по-прежнему не приходится выбирать в небольших городах. "На сегодняшний день абонентов платного телевидения в России 42,8 млн, а всего домохозяйств в России 54,5 млн. То есть, уровень проникновения составляет более 70%. В малых городах он ниже, около 55-60%", – говорит Юрий Припачкин.
За бортом
Сейчас покрытие у РТРС не стопроцентное. Оно таковым и не будет даже после отключения аналога. Примерно 1,4% россиян (а это порядка 800 тыс. домохозяйств) находятся в зоне, которую передающие станции цифры не покроют. В Минсвязи предложили обязать спутниковых операторов предоставлять этим гражданам два мультиплекса бесплатно. Однако! Людям надо будет заплатить за подключение и собственно тарелку. Смогут ли?
Но "вне цифры", по словам Алексея Волина, остается куда большее число россиян. По его данным, "менее 10%", в отдельных регионах 2-3%. Однако даже если предположить, что по всей стране только 3% россиян не имеют доступа к цифровому телевидению, то уже получается более 4 млн человек. А это не только покупатели, но прежде всего избиратели.
Волин приводит странную аналогию, сравнивая стоимость приставки для аналогового телевизора (не ЖК) с блоком сигарет – самый дешевый тюнер стоит 700 руб. В прессе редко упоминается, но, возможно, придется еще и антенну на дециметровую поменять (от 300 руб., уже безотносительно возраста телевизора). Тут было бы уместнее сравнение с индексацией пенсий на 2019 г. – как раз около тысячи рублей. Кажется, мы знаем, на что ее потратят пенсионеры. Или не потратят.
Cui prodest?
По данным аналитического центра ООО "НСК", российский рекламный рынок третий год подряд показывает двузначную динамику (в 2018 г. +13% за первое полугодие), что является одним из самых высоких показателей среди развитых рекламных рынков в мире. "При этом столь высокий рост происходит при относительно скромных макроэкономических показателях в стране. Еще одной особенностью отечественного рынка является продолжение усиления концентрации рекламных бюджетов всего в двух медиа сегментах – телевидения и интернета – за два прошедших года их суммарная доля на рекламном рынке выросла с 80 до 83%", – рассказал на отраслевой конференции "MEDIA FUTURE-2018" в Санкт-Петербурге директор по маркетинговым исследованиям ООО "НСК" Сергей Веселов.
Другой факт российской рекламной действительности: селлер НРА контролирует более 95% рынка телерекламы в России (в том числе на кабельных каналах). Выиграет ли монополист от создания монополии внутри двух мультиплексов? Кажется, ответ очевиден.
Эксперты считают, что рекламодатели в такой ситуации едва ли предпочтут оставшиеся в аналоге региональные телеканалы, хотя в кабельных сетях шансы последних повысятся: "Боюсь, что ситуация кардинально не изменится, так как покрытие эфирных телеканалов более конкурентно по сравнению с локальным телевидением, но в случае более активного взаимодействия региональных телеканалов с местными кабельными операторами – это существенно может повлиять на принятие решения телезрителей выбирать локальный продукт", – отмечает Юрий Припачкин.
Впрочем, вопросы к телереформе уже возникли у Федеральной антимонопольной службы. Правда, пока не по поводу отсутствия конкуренции на рынке, а в части нарушения прав граждан. В сентябре "Коммерсант" со ссылкой на начальника управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елену Заеву сообщал, что ФАС хочет получить график отключения аналогового телевидения (известно, например, что малые города до 100 тыс. населения отключат в первую очередь). Однако Волин на это отвечал, что графика нет и не будет. Заева, между тем, отметила, что антимонопольное ведомство может заставить РТРС вернуть аналоговое вещание.
Ой ли?..