Режиссер Алексей Красовский собирается снять комедию черного юмора про блокаду Ленинграда, он называет фильм "сатирой" и "светлым новогодним кино". По сюжету, семья Воскресенских живет на "особом положении" и к праздничному столу собирается приготовить курицу, но в доме оказывается слишком много "голодных" незваных гостей, которых угощать не хочется.
Несмотря на общее возмущение в сети, находятся и те, кто считает, что фильм основан на реальных событиях, а именно – якобы в блокаду на особом положении жила семья инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского, 15 лет назад отрывки из его дневника печатали в газетах (в СМИ сообщают, что ксерокопий дневников не было найдено и "отрывки" публиковались на основе статьи доктора философских наук – некой Козловой). При этом дневник в архивах не нашли, но осадочек остался. Теперь, как реальный, перечисляют вымышленный паек горкома партии: "сыр, пирожки, какао, кофе и даже 50 грамм портвейна, каждый день мясные блюда".
Подвиг ленинградцев, прошедших тяжелую блокаду, потерявших близких в те страшные годы, для русского человека остается чем-то святым, именно поэтому, как считает историк, автор книг-исследований сталинского периода Игорь Пыхалов, подобные фильмы и снимаются – в общей тенденции десакрализации всего, что связано с советским временем. Его экспертное мнение – специально для Накануне.RU:
– Такого рода выходка – это продолжение того, что кто-то из наших либералов называл "десакрализацией". Согласно этой стратегии, нужно "коммунистические святыни", которые остаются в народе почитаемыми, особенно все то, что связано с Великой Отечественной войной, десакрализовать, и тогда все "будет нормально", и мы сможем быть "цивилизованными европейцами".
Такого рода идеи живут, и призывы глумиться над святым – давно высказываются, это не является чем-то уникальным. Были фильмы Никиты Михалкова про Великую Отечественную войну, был фильм "Четыре дня в мае" производства Германии, Украины и России, снятый немецким режиссёром Ахимом фон Боррисом, где разведгруппа Красной армии располагается в пансионате для девочек-сирот, и наш майор пытается изнасиловать одну из немецких девушек. Все эти и подобные фильмы идут в ногу с этой тенденцией. Но дело в том, что этот фильм про блокаду Ленинграда, который собираются снимать, не собрал нужных средств и, видимо, не так уж много людей и организаций, которые хотят оплачивать подобное кино.
Что касается сюжета фильма и исторической основы – да, у нас идут периодически "завывания", что якобы в блокадном Ленинграде верхушка питалась нормально, что Жданову привозили провизию отдельным самолетом. Во-первых, никаких документальных подтверждений этому нет. Осталась масса свидетельств того времени, личных дневников, официальных записей и архивов, и там тоже нет подтверждений таким фактам. Естественно, что нормы выдачи продовольствия были разными, но не слишком отличались. Больше получали бойцы, которые охраняли Ленинград – красноармейцы получали более существенный паек, но не потому, что они "выше", это логично, что люди, которые держат в руках оружие, должны быть в состоянии его применить. При этом речь не идет о "рябчиках" и излишествах. И чтобы кто-то из "верхушки" города устраивал пиршества – просто фантазии, фантазии в последние 20 лет популярные, но, тем не менее, фактами не подтвержденные.
Что касается того, что такой фильм вообще решили снимать – это кощунство. Как этому противостоять? В последнее время у нас есть модная тенденция защищать в суде оскорбления чьих-то чувств, пока этим пользуются исключительно некоторые верующие. Теперь же мы сталкиваемся с тем, что здесь будет оскорбление чувств всех жителей Ленинграда. Как раз это – именно такой случай, когда необходимо заводить уголовное дело. Нужно разбираться с людьми, которые позволяют себе такое глумление. Вопрос должны решать правоохранительные органы.